ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Итоги в системе образования России за 2010 год

Автор: Т.Клячко, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара
В 2010 г. в системе профессионального образования начала складываться принципиально новая ситуация: невузовское профессиональное образование серьезно пострадало от экономического кризиса, высшее образование выиграло. Еще одним выигравшим было дошкольное образование, а общее образование оказалось среди тех, кто в кризис потерял. Представляется, что эти процессы окажут значительное воздействие на посткризисное развитие системы образования и в долговременной перспективе негативно скажутся на его качестве.

Считается, что система образования, равно как и социальная сфера в целом, достаточно безболезненно прошла экономический кризис: бюджетное финансирование росло, бюджетный прием в вузы снизился незначительно, цены платного обучения в высшей школе были заморожены, а тем, кто взял образовательный кредит, государство помогло пережить трудные времена.

На самом же деле в 2010 г. продолжилось снижение бюджетного финансирования системы образования в реальном выражении, которое началось в 2009 г. Расходы населения на образование, сохранившие свой объем в 2009 г. на уровне 2008 г., в 2010 г. незначительно, но стали падать (рис. 1). За два года – 2009–2010 гг. – сокращение бюджетных расходов на образование составило в реальном выражении 4,2%.

Расходы консолидированного бюджета
и населения на образование с учетом инфляции

Падение контингентов учащихся, которое могло бы оправдать указанное снижение бюджетного финансирования, на многих уровнях системы образования продолжалось, но было не столь интенсивным как раньше. В общем (школьном) образовании число учащихся в государственных и муниципальных школах сократилось в 2010 г. на 0,1%, за два года – на 0,3%.

Бюджетные расходы на дошкольное образова-
ние в номинальном выражении и с учетом инфляции В начальном профессиональном образовании (НПО) сокращение численности учащихся составило в 2010 г. примерно 5%, а за два года – 12%. Однако в случае НПО надо учитывать, что в последние годы идет интенсивное слияние учреждений НПО и среднего профессионального образования (СПО), поэтому часть учащихся НПО теперь учитывается в системе СПО. Кроме того, контингент системы НПО составлял в 2010 г. немногим более 4% от общей численности учащихся в дошкольном, общем и профессиональном образовании, обучающихся за счет бюджетных средств.

В среднем профессиональном образовании общее число студентов в государственных и муниципальных образовательных учреждениях сократилось в 2010 г. на 1,2%, но при этом доля бюджетных студентов выросла на 1,0%. Таким образом, сокращение происходило в основном за счет платного контингента.

Достаточно интенсивно в 2009–2010 гг. уменьшалась численность студентов в государственных и муниципальных вузах: в 2008 г. в них обучалось 6214,8 тыс. чел., а в 2010 г. только 5848,7 тыс. чел., или 94,1%. Таким образом, студенческий контингент госвузов уменьшился на 5,9% за два года. При этом бюджетный контингент сократился на 4,3%. Вместе с тем в высшем образовании бюджетное финансирование в реальном выражении в 2009 г. росло, а в 2010 г. не снижалось (рис. 2).

Таким образом, несмотря на все разговоры о переизбытке студентов вузов и «навесе» [1] высшего образования, в кризисные годы шло перераспределение бюджетных ресурсов в пользу высшего образования. Вторым бенефициаром в чью пользу шло перераспределение бюджетных средств, было дошкольное образование, реальное бюджетное финансирование которого выросло в период экономического кризиса на 7% (рис. 3). При этом численность детей в дошкольных учреждениях выросла за этот период на 4,8%.

Наиболее же пострадало в условиях экономического кризиса общее (школьное) образование, а также начальное и среднее профессиональное образование (рис. 4–6).

Бюджетные расходы на общее (школьное) образование в номинальном выражении и с учетом инфляции

В реальном выражении бюджетные расходы на общее образование сократились на 5,6% за 2009–2010 гг. При этом наиболее сильным падение было именно в 2010 году – на 4,8%. В начальном профессиональном образовании (НПО) динамика бюджетных расходов отражала два процесса: во-первых, это изменение собственно расходов на НПО, во-вторых, это интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования, в результате которой бюджетные расходы на НПО проходят по системе СПО (как и в случае с численностью учащихся). В силу этого реальные бюджетные расходы на НПО могут быть выше, чем это следует из данных Федерального казначейства (рис. 5) .

Бюджетные расходы на СПО номинальные и с
учетом инфляции

Падение бюджетных расходов на НПО в номинальном выражении произошло только в 2010 г. и составило 7,6%, в реальном выражении оно началось в 2009 г. и превысило за два года 22,1%. Но часть указанного снижения расходов на НПО, особенно в 2010 г., должна быть отнесена на ускорение реструктуризации сегмента невузовского профессионального образования, интеграцию, как было отмечено, государственных и муниципальных учреждений НПО и СПО с целью обеспечить в период экономического кризиса повышение эффективности бюджетных расходов.

В системе СПО бюджетное финансирование в период кризиса также демонстрировало стабилизацию в номинальном выражении и падение – в реальном (рис. 6), составившее почти 9%.

В целом система НПО–СПО, если рассматривать ее как единое целое, серьезно пострадала в кризис, ее бюджетное финансирование в реальном выражении сократилось на 10,0%.

Таким образом, в 2010 г. в системе профессионального образования начала складываться принципиально новая ситуация: невузовское профессиональное образование серьезно пострадало от экономического кризиса, высшее образование выиграло. Еще одним выигравшим было дошкольное образование, а общее образование оказалось среди тех, кто в кризис потерял. Представляется, что эти процессы окажут значительное воздействие на посткризисное развитие системы образования и в долговременной перспективе негативно скажутся на его качестве.


[1] Термин Я.И. Кузьминова – ректора НИУ-ВШЭ.



Адрес заметки: http://dis.finansy.ru/a/post_1302618208.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечание:
Обязательные для заполнения поля помечены карандашом
email при указании не будет опубликован.
Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически
Теги запрещены

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: