ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Степень магистра увеличивает стартовую зарплату на треть

В последние годы система высшего образования претерпела значительные изменения. Двухступенчатая система (специалитет и аспирантура) трансформировалась в трехступенчатую систему: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. При этом магистратура и аспирантура, как предполагается, будут сохранены только в вузах, предполагающих высокое качество обучения (федеральных университетах и национальных исследовательских университетах). Эффективность нововведений пока описана лишь на бумаге. В частности, чисто теоретическими остаются представления о преимуществах каждой ступени обучения как для самих студентов, так и для работодателей.

Яна Рощина решила выяснить, какова отдача от инвестиций в разные программы обучения в системе высшего образования. А именно, что ждут студенты от второго высшего образования и магистратуры, что «толкает» молодых людей продолжать учиться, различается ли для работодателей диплом бакалавра, магистра и кандидата наук, какова премия за продолжение учебы после четырех лет бакалавриата и что выгоднее: получить несколько дипломов в России или же продолжить обучение за границей.

Результаты исследования были представлены автором в докладе «Факторы образовательных и трудовых планов российских студентов» на семинаре серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) в НИУ ВШЭ.

Исследование базировалось на данных Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, а также опросах более 11 тысяч студентов государственных и частных московских и региональных вузов и одной тысячи работодателей из разных отраслей экономики (транспорта, связи, строительства и пр).

Магистратура увеличивает зарплату

Проведенный анализ показал, что существует положительная отдача от дипломов магистра, кандидата наук и диплома о дополнительном образовании по сравнению с базовым дипломом бакалавра. Она выражается как в большей зарплате, так и в больших карьерных возможностях будущих работников. Несмотря на то, что пока дипломом магистра похвастаться могут лишь единицы, его обладатели получают 30% премию к зарплате уже на первой работе по сравнению с теми, кто имеет обычный диплом. При этом зарплата работника без степени магистра или кандидата, но имеющего второе высшее образование, также увеличивает зарплату на треть. Зарплаты магистра и кандидата наук примерно равны, зарплата у обладателей диплома профессиональных курсов на 10% выше, чем у тех, кто получил только один базовый диплом, а зарплата у учившегося в аспирантуре, но не защитившего кандидатскую, такая же, как и у не учившегося.

При этом, несмотря на то, что работодатели пока не видят большой разницы между бакалаврами, специалистами и магистрами (на момент опроса в 2012 году 73% еще не имели дело с магистрами, а 68% – с бакалаврами), интуитивно они готовы отдать предпочтение молодым людям с магистерскими дипломами. Причем магистрам и кандидатам наук они могут предложить вакансии руководителей и исполнителей высшей квалификации. То есть, делает вывод Яна Рощина, преимущества магистерской степени налицо и спрос на диплом магистра растет по объективным причинам и будет расти дальше.

Активные студенты учатся дольше

Что же касается самих студентов, то их на продолжение образования толкает целый ряд факторов, причем не только сознательное желание получить больше знаний и в итоге высоко оплачиваемую работу, но и обстановка в семье, личностные характеристики, материальное положение, а также образовательный уровень преподавателей и пр.

Так, продолжать учебу в вузе больше склонны те, кто хорошо учился в школе и в бакалавриате в московском вузе, активны вне учебы (занимаются в кружках и секциях), чьи родители имеют высшее образование.

При этом на магистратуру больше ориентированы бакалавры, получающие специальность в сфере общественных, гуманитарных и естественных наук, а на аспирантуру – специалисты и магистры, получающие специальность в сфере гуманитарных, естественных наук и медицины.

Женщины более ориентированы на второе высшее образование, а мужчины – на аспирантуру. Выбор магистратуры и обучения за рубежом – гендерно нейтральны.

Помимо личностных к продолжению образования стимулируют и институциональные факторы: научная активность преподавателей, знание ими иностранных языков, наличие ученых степеней.

При этом даже длительная учеба и получение магистерской и кандидатской степени не означают, что человек собирается работать в будущем по специальности. Здесь решающую роль играет специальность в вузе, а не уровень образования. В частности, работать по специальности чаще собираются мужчины, студенты из негосударственных вузов, медики и «культурологи», реже – гуманитарии и технари. Правда, большая часть студентов все же ориентирована работать по специальности.

«Почему работу по специальности выбирают культурологи, для меня загадка, – отметила Яна Рощина. – Видимо, из-за завышенных ожиданий относительно своего будущего. Опросы показали, что учащиеся этой специальности в Москве рассчитывают на стартовую зарплату в более чем 50 тысяч рублей, тогда как технари, например, не ждут более 30-40 тысяч в начале своего трудового пути».


Адрес заметки: http://dis.finansy.ru/a/post_1422428148.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечание:
Обязательные для заполнения поля помечены карандашом
email при указании не будет опубликован.
Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически
Теги запрещены

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: