КНИЖНЫЕ ОБЗОРЫ, НОВИНКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Бесплатный курс по скорочтению, развитию памяти и интеллекта

Тренинг игра Реактивный мозг

Мы живем в век сверхскоростей, когда нужно быстро фильтровать и анализировать информацию, на ходу ориентироваться в ситуации и принимать решения. Количество информации удваивается каждые два года. Мы все тонем в этой информационной лавине. И при этом каждый пытается справиться с ней и достичь успеха. Особенно это актуально для людей, занятых научным трудом, в том числе написанием диссертации.

Реактивный мозг интесив по скорочтению и развитию интеллекта Но как это сделать, имея ограниченные ресурсы скорости чтения и памяти?

Стать быстрее - развивать память, интеллект и скорость чтения. Потому что быстрый всегда поедает медленного.

Тот, кто быстрее овладевает навыками, получает лучшую работу. Кто быстрее всех разглядывает тренды — тот находит лучшие ниши.

Как говорится, «лучше один раз вовремя, чем два раза правильно».

На предлагаемом интенсиве по скорочтению Вы «расшевелите» Ваши нейроны — научитесь делать и вовремя, и правильно. И главное — быстро!

Какой результат Вы получите после прохождения игры Реактивный Мозг

  • Скорость чтения вырастет в несколько раз;
  • Получится быстро определять и запоминать нужную информацию;
  • Появится ясное мышление и возможность легко генерировать новые идеи;
  • Повысятся концентрация и скорость входа в "ресурсное состояние".

Сейчас есть возможность пройти данный курс бесплатно в виде 7-и днейвного он-лайн интенсива "Реактивный мозг"!

Записывайтесь по ссылке.

Не откладывайте обучение скорочтению на завтра, пользуйтесь возможностью пройти курс по скорчтению бесплатно!

В процессе обучения рязвития памяти и интеллекта организаторы обещают, что вы увеличите скорость чтения и память всего за неделю.

Предусмотрены ценные призы за участие, выиграть которые может каждый ПРОСТО выполняя все задания. Поощряюся те, кто не сидит на месте и доверившись целиком выполняет все упражнения, которые приведут его к результату.

Лучшее время для действий — сейчас. Сколько раз вы откладывали обучение иностранным языкам, новой профессии или любому другому навыку, освоить который себе обещали? И как правило такие откладывания ни к чему не приводят. В течение недели вы получите инструмент по скорочтению и развитию памяти, который позволит реализовать все ваши мечты и планы быстрее, как минимум раза в два три.

Все что нужно сделать - пройти регистрацию на бесплатный курс по скорочтению и развитию интеллекта.

Ведет курс Александра Рудаманова.

Эксперт в области ускорения мышления, развития памяти и скорочтения.

Чемпионка Крыма в 2002 году по быстрому чтению с личным рекордом — 30 000 слов в минуту (это целая книга на 300 страниц за 5 минут) с 95-процентным усвоением информации.

Помогает читать в 4 раза быстрее, и при этом легко усваивать информацию на 95%.

За 5 лет по методике «Интеллектуальное чтение» обучила скорочтению более 5 500 человек из 25 стран мира.

Среди достижений учеников — повышение скорости чтения от 2 до 135 раз.

Если не успели пройти обучение бесплатно или нет возможности присутствовать он-лайн, то курс по развитию интеллекта, памяти и скорочтения "Реактивный мозг" можно купить по этой ссылке.

Александра Рудаманова также ведет курс Перепрошивка с индивидуальным подходом. Курс расчитан на 65 дней, тратится не более 20 минут в день! При прохождении бесплатного интенсива по скорочтению по ссылке выше на данный курс дается приличная скидка.




КНИЖНЫЕ ОБЗОРЫ, НОВИНКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Как быстрее усваивать знания из книг, статей и других текстов

Как быстрее усваивать знания из книг статей и других текстов

Бизнес-школа City Business School предлагает Вашему вниманию несколько ценных рекомендаций о том, как быстро усваивать материал из различных текстов, а также упражнения для развития навыка скорочтения и советы по работе с содержанием.

СОДЕРЖАНИЕ:

Кстати, сейчас есть отличная возможность получить бизнес образование MBA в City Business School со скидкой 43%:

- На курс MINI-MBA по специализации "Менеджмент" со скидкой можно записаться по ссылке

- На курс MINI-MBA Professional по специализации "Управление финансами" запись со скидкой по ссылке.

Несмотря на широкое распространение аудио- и видеоформатов передачи информации, значительную часть знаний мы все еще получаем из книг, статей, брошюр, энциклопедий и прочих текстовых материалов. Сегодня поговорим о том, как научиться добывать знания из этих источников в разы быстрее. Для этого будем развивать навыки скорочтения и работы с текстом.

Повышаем скорость чтения

Согласно исследованиям, средняя скорость чтения у взрослого человека – 200 слов в минуту. Если регулярно тренироваться, ее можно увеличить до 600 слов минуту или, как минимум, в 1,5-2 раза. Чтобы достичь этой цели, достаточно преодолеть три препятствия: ограниченное поле зрения, субвокализацию и регрессию.

Расширяем угол зрения

Чем больше слов вы можете охватить взглядом, тем меньше движений делают ваши глаза, а значит, тем быстрее вы читаете. Чтобы увеличить угол обзора, надо тренировать периферическое зрение. Самое эффективное упражнение для этого – таблицы Шульте. Суть – найти в квадратной таблице все числа от 1 до 25 по порядку.

Основные условия эффективной тренировки:

  • держите таблицу на расстоянии примерно 30-35 см от глаз;
  • фиксируйте взгляд в центре таблицы и старайтесь его не сдвигать;
  • ищите числа, не проговаривая их ни про себя, ни вслух;
  • тренируйтесь в меру: примерно 10 таблиц в день.

По запросу «Таблицы Шульте онлайн» можно найти множество генераторов таблиц и выбрать наиболее удобный.

Еще один способ тренировать периферическое зрение – читать с помощью приложения Spritz. Программа показывает загруженный текст с выбранной вами скоростью по одному слову, центральная буква которого выделена красным. Для тренировки сконцентрируйте взгляд на красной букве и старайтесь его не перемещать.

Развивая периферическое зрение, вы постепенно сможете воспринимать слова не по слогам, как учили в детстве, а целиком, а потом и группами слов. В результате вы будете совершать меньше движений глазами и экономить до 60% времени на чтении того же объема текста.

Учимся не проговаривать про себя

Ключевое препятствие для повышения скорости чтения – субвокализация, или проговаривание слов про себя. Привычка, которая остается у нас после регулярного чтения вслух в школе. Проблема в том, что человек способен произнести лишь около 180 слов в минуту, поэтому субвокализация мешает развитию навыка скорочтения.

От субвокализации трудно избавиться, но если во время чтения регулярно выполнять упражнения, приведенные ниже, эта вредная привычка оставит вас, и вы начнете читать быстрее:

1. Выстукивайте какой-нибудь ритм карандашом. Чем сложнее он будет, тем лучше. Когда пальцы рук заняты, речевой центр мозга частично блокируется.

2. Вместо текста проговаривайте что-нибудь другое:

  • Считайте про себя от 1 до 10.
  • Читайте стихи или повторяйте поговорки.

3. Слушайте музыку, не имеющую постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

4. Избегайте микродвижений языка и губ, которыми сопровождается субвокализация:

  • прижимайте язык к небу;
  • зажимайте кончик карандаша;
  • прикладывайте палец к губам.

Не возвращаемся к прочитанному

Субвокализацию не так просто победить, но уже на первых этапах работы над повышением скорости чтения можно улучшить свой результат, лишив себя возможности возвращаться назад и перечитывать фразу, предложение и даже абзац.

Такие возвраты поглощают 30% времени и происходят из-за низкой концентрации внимания. Мы можем отвлечься на внешний раздражитель или возникшую в голове мысль и не осознавать некоторое время, что читаем. Потом мы просыпаемся и возвращаемся к тому месту, где потеряли мысль. Этот процесс называется регрессией.

Справиться с этой проблемой просто. Возьмите закладку или лист бумаги, сложенный пополам, и продвигайте его по мере чтения по странице в постоянном темпе. Есть читатели, которые так и делают. Однако весь секрет в том, чтобы разместить закладку не под строчкой, которую читаете, а над ней. Так текст, который вы уже прочитали, будет всегда закрыт. Через некоторое время мозг осознает, что у него нет возможности повернуть назад, и станет лучше концентрироваться на тексте. Вы будете понимать, что читаете, а отсутствие возвратов позволит увеличить скорость.

Техника «Увеличение скорости»

Кроме работы по устранению препятствий, мешающих читать быстрее, полезно тренировать скорость как таковую. Возьмите карандаш или используйте палец в качестве фокуса для глаз. Засеките 1 минуту и начинайте читать, одновременно двигая пальцем или карандашом сверху вниз по странице. Скорость движения должна быть такой, чтобы вы были вынуждены читать в 3-4 раза быстрее, чем обычно. Само собой, так вы ничего не поймете и не запомните, но здесь этого и не требуется.

Разнообразить тренировки поможет приложение «Скорочтение» на Андроид. Там есть полезные упражнения, а также читалка с возможностью автолистания с выбранной скоростью и поддержкой фокуса внимания (виртуальный карандаш или последовательное выделение слов).

Интересно, что наличие фокуса само по себе повышает скорость чтения. Когда следишь за пальцем или карандашом, кажется, что зрение их опережает. А когда пробуешь убрать этот инструмент, тут же фокус как бы рассредотачивается по странице — и скорость падает.

Тренируйтесь ежедневно хотя бы по 15 минут. Уделяйте время каждому упражнению, не стараясь делать все и сразу, и через пару недель ваша скорость чтения увеличится. Чтобы увидеть конкретный результат в цифрах, не забудьте измерить скорость чтения до начала занятий, а потом повторить тест через полмесяца.

Улучшаем понимание

Быстро прочитать – еще не значит понять и запомнить, а только в этом случае от прочитанного будет толк. Поэтому помимо тренировки скорости чтения используйте рекомендации, которые помогут лучше усвоить любой текст.

Просматриваем сложные тексты перед прочтением

Когда читаешь насыщенный информацией учебный материал или научную литературу, сразу бывает сложно пробиться сквозь тернии длинных предложений и сложных терминов. Чтобы ускорить этот процесс, полезно предварительно просмотреть текст, который собираетесь прочитать:

  • обратите внимание на структуру текста;
  • узнайте, какие вопросы в нем раскрыты (для этого достаточно прочитать подзаголовки или, если их нет, просмотреть текст по диагонали);
  • просмотрите рисунки, таблицы и схемы, прочитайте подписи под ними.

Составляем план

Еще один хороший способ улучшить понимание текста — составить план перед его прочтением. Поначалу этот совет может показаться странным. Как составить план того, с чем вы еще не знакомы. Однако почти наверняка после предварительного просмотра вам уже многое известно о тексте, в том числе его тема и основные части.

Составляя план, ответьте на вопросы:

  • Какими знаниями вы хотите обладать после прочтения материала и на какие вопросы хотите получить ответы?
  • Есть ли в тексте информация, которая для вас не важна, и поэтому ее можно пропустить?
  • Каким блокам стоит уделить больше внимания?

Делаем конспект

Мозг лучше усвоит прочитанную информацию, если вы с ней поработаете. Некоторые оставляют пометки и комментарии прямо в книге, выделяя главные мысли или интересные идеи с помощью карандаша или стикеров. Однако более эффективный способ усваивать лучше и больше — делать конспект прочитанного материала. Удобнее всего для этого подходят программы, которые строят интеллект-карты. Например, вот как выглядит конспект книги «18 минут» Питера Брегмана, сделанный в одной из таких программ.

Скорочтение - как научиться быстро читать 18 минут Питера Брегмана

Сделав такой конспект, вы лучше запомните прочитанное, а кроме того, сможете в любой момент вернуться к материалу и за несколько минут вспомнить, о чем была книга или статья, а также найти нужную мысль или идею. Тем самым вы увеличите пользу, которую получаете от текстовых материалов, в несколько раз.

Повышайте скорость чтения и работайте с текстом с помощью собранных нами рекомендаций, и тогда вы сможете впитывать и усваивать гораздо больше новых знаний, а значит, найти более короткую и легкую дорогу к своим целям.

Читайте также: Бесплатный курс по скорочтению, развитию памяти и интеллекта

Источник: City Business School


АСПИРАНТУРА - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Анализ академической среды как места учебы и работы

Автор: Сизых Анастасия Дмитриевна студентка 1-го курса магистратуры Asper School of Business, University of Manitoba, стажер-исследователь Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Цель работы — изучение карьерных траекторий и мотивации как потенциальных преподавателей и исследователей (аспирантов), так и тех, кто уже работает в университете (профессорско-преподавательский состав). Проведено 27 полуструктурированных интервью в трех российских вузах и одном канадском университете. Для российских вузов выявлены три типа академических карьер, особенности которых обсуждаются применительно к проблемам утечки и старения кадров и совершенствования условий труда. Показано, что мотивация обучения в аспирантуре помимо интереса к науке имеет своим источником мнение значимых других, стремление повысить статус для продвижения по неакадемической карьерной лестнице, а для мужчин также желание избежать службы в армии. Очевидный фактор недовольства сотрудников университета условиями труда — низкая заработная плата не является единственным минусом академической среды как места работы. Восприятие академическими сотрудниками в России и Канаде позитивных и негативных сторон работы в университете имеет мало общего и является, скорее, специфичным для каждой страны.

В России происходит отток молодых кадров из академической сферы. Согласно данным исследования НИУ ВШЭ [Индикаторы науки — 2009; Индикаторы науки — 2011; Индикаторы образования — 2011], численность занятых в академической сфере продолжает сокращаться, даже несмотря на увеличение средств, выделяемых на исследования и научную деятельность. Большинство выпускников предпочитают после окончания вуза работу в бизнесе или государственную службу. В то время как в России с 1995 по 2006 г. численность исследователей сократилась на 24%, в США за тот же период она выросла на 38%, в Германии — на 8%, в Великобритании — на 21% [Научный потенциал высшей школы…, 2007]. Россия лидирует по численности персонала, занятого исследованиями, среди развивающихся стран и стран СНГ, но существенно отстает от стран Европы, США и Канады [Индикаторы науки — 2013. С. 401].

Для оценки качества деятельности российских исследователей можно обратиться к нескольким индикаторам. Например, к показателю количества публикаций. Российские ученые лидируют по публикационной активности среди стран СНГ, но уступают исследователям некоторых стран западного мира. В частности, публикации российских ученых составляют треть от числа публикаций немецких ученых и менее 10% совокупного количества публикаций американских ученых [Индикаторы науки — 2009. С. 334]. Еще более сильный разрыв наблюдается по частоте цитирования: на одно цитирование российской работы приходятся 2–3 цитирования датских, шведских или швейцарских работ, 8 цитирований работ британских или немецких ученых и 35 цитирований работ, выполненных в США [Там же. С. 335].

Профессия ученого относится к числу самых уважаемых во многих странах (например, в США, Германии, Японии [Inkeles, Rossi, 1956], Чехии, Австралии [William, Teichler, 2007]), в то время как в России, судя по результатам опроса населения, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга науки и инноваций, это далеко не самый престижный вид занятости [Индикаторы науки — 2012. С. 393]. Стратегическая задача России состоит в переходе к постиндустриальной экономике, основанной на знаниях, а вымывание кадров из академической среды, являющейся одним из ключевых агентов производства и распространения знания, становится тормозом на пути модернизации. Эксперты подтверждают, что наиболее талантливые и способные выпускники покидают академическую среду, выбирая иные пути построения карьеры, и кадровый состав науки неуклонно стареет (см. сноску 1).

Чтобы понять причины, по которым лишь небольшое число современных выпускников вузов всерьез рассматривает возможность работы в университете, необходимо выяснить, какова сегодня академическая среда, как ее воспринимают сотрудники университетов, что заставляет их оставаться в этой среде, а что дает повод задуматься об уходе из нее. Кроме того, важно определить, каковы мотивы выбора в пользу продолжения обучения в аспирантуре вместо финансово более выгодного выхода на рынок труда — в бизнес или на государственную службу, и как воспринимают аспиранты среду, в которой они находятся.

Целью данной работы является качественное описание университетской среды как места учебы и работы. Для этого предполагается решить ряд задач. Во-первых, описать структуру академической карьеры и определить этап, на котором она становится менее привлекательной. Во-вторых, выяснить мотивы выбора аспирантуры как альтернативы работе, а также университета как места работы. В-третьих, выявить положительные и отрицательные стороны учебы в аспирантуре и работы в университете.

Поставленная в данной работе цель отлична от традиционных целей количественных исследований, которые состоят в генерализации полученных данных, их обобщении и последующем предсказании трендов. Качественные исследования направлены не на проверку существующих гипотез, а на то, чтобы дать возможность высказать свое мнение участникам некоторой группы (в данном случае представителям академической среды), услышать их историю, не пытаясь вписать ее в рамки существующих теорий. Тем не менее презентация данных в представленном исследовательском проекте не сводится к простому описанию, а направлена на интерпретацию и анализ полученной в ходе интервью информации, на поиск ответов на вопросы «Как эта система устроена?» и «Что это значит?» [Wolcott, 1994. P. 12]. Кроме того, вопреки распространенному заблуждению, качественное исследование позволяет связывать конструкты в систему, соотнося понятия друг с другом [Morse, 1994. P. 30]. Такое конструирование основано не на статистических показателях, а на том, как воспринимают связи между элементами сами члены сообщества, на их представлениях об устройстве окружающего мира.

1. Дизайн исследования

Мы провели 27 полуструктурированных интервью средней длительностью 30 минут с информантами двух категорий: аспирантами и преподавателями университетов, отобранными методом снежного кома из четырех университетов. Два университета находятся в Москве (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Московский государственный университет экономики, статистики и информатики), один — в Красноярске (Сибирский федеральный университет) и один — в г. Виннипег, Канада (University of Winnipeg). НИУ ВШЭ — университет преимущественно исследовательской направленности, в СФУ исследования и преподавание представлены примерно в равной степени, а МЭСИ и Университет Виннипега — прежде всего учебные заведения. Самый крупный из этих университетов — СФУ (17 институтов, около 36,5 тыс. студентов), на втором месте НИУ ВШЭ (24 факультета, около 12,1 тыс. студентов), далее следует Университет Виннипега (7 факультетов, 10 тыс. студентов). МЭСИ — вуз относительно небольшой (18 направлений, около 6 тыс. студентов) (см. сноску 2).

Все университеты являются государственными. Включение в исследование зарубежного университета с отличной от российской системой организации обучения и исследовательской работы позволило провести международное сравнение условий работы в университете (из-за сложностей, возникших на полевом этапе, опросить аспирантов в Университете Виннипега не удалось). Информанты распределились следующим образом: НИУ ВШЭ — 3 преподавателя (3 женщины), 5 аспирантов (1 мужчина, 4 женщины); МЭСИ: 2 преподавателя (2 женщины), 2 аспиранта (1 мужчина, 1 женщина); СФУ: 4 преподавателя (1 мужчина, 3 женщины), 6 аспирантов (3 мужчины, 3 женщины); Университет Виннипега: 5 преподавателей (2 мужчины, 3 женщины). Интервью в Канаде были проведены в ноябре и декабре 2011 г., все интервью в России — в апреле и мае 2012 г.

2. Карты карьерных линий

Для решения первой задачи — описания устройства академической карьеры и определения этапа, на котором наиболее вероятен уход из академической среды, — был заимствован концепт карьерных траекторий [Spilerman, 1977]. Перемещаясь с одной позиции на другую, меняя работодателей, регион места занятости и т. д., иными словами, совершая любой вид мобильности, связанный с работой, люди создают свою историю трудовой деятельности. Последовательно проследив все перемещения за жизненный цикл, можно получить индивидуальную карьерную линию [Ibid. P. 552]. Данные, полученные в ходе качественного исследования, предоставляют возможность детально углубиться в обстоятельства карьеры отдельных представителей академической среды.

На основе анализа полученной в ходе интервью подробной биографической информации были построены четыре карьерные линии, описанные девятью преподавателями российских вузов (рис. 1), и пять карьерных линий для пяти сотрудников канадского университета (рис. 2). Совокупность изученных траекторий названа картой карьерных линий.

Характерной чертой трудовой занятости российских преподавателей является совмещение работы в университете с работой в бизнес-структурах. Это обстоятельство обусловило необходимость встроить позицию в бизнесе и государственной сфере в иерархию должностей. Заданная градация является условной и основана на общем восприятии принятой иерархии информантами.

Итак, карта карьерных линий представляет собой визуальный способ представления изменения позиций человека на протяжении его рабочего цикла. В данном случае в соответствии с задачами исследования внимание уделялось именно академической карьере (административная карьера в университете не рассматривается в рамках данной работы).

Рис. 1. Карта карьерных линий в России

Карта карьерных линий в России

Как видно из рис. 1, для российских преподавателей существует линия «чистой» академической карьеры, предполагающая непрерывное последовательное перемещение по карьерной лестнице внутри университета (карьерная линия № 1). Чтобы продвигаться по академической карьерной лестнице дальше, чем до позиции «старший преподаватель», необходимо наличие хотя бы степени кандидата наук. Поэтому те, кто ее не имеет, например те, кто не сразу принял решение работать в университете, а пришел к этому выбору позже и вошел в академическую среду из бизнеса (карьерные линии № 3 и 4), либо не продвигаются дальше позиции «старший преподаватель» (карьерная линия № 3), либо заранее принимают решение все же получить ученую степень (карьерная линия № 4). Для целей нашего исследования эти люди представляют интерес, поскольку очевидно, что университет является привлекательным для них местом работы. Интересна и другая категория людей — те, кто получил ученую степень на ранних этапах карьеры, но ушел из академической среды или планирует уйти (карьерная линия № 2). Вероятно, какие-то элементы академической среды отталкивают их.

Построенная по тем же принципам карта карьерных линий для канадских данных представлена на рис. 2. Если в России люди занимают две и более позиции сразу и движение происходит по всем линиям одновременно, хотя и в разном темпе, то в Канаде в каждый момент времени человек работает в одной организации на полную ставку, но меняет организации чаще, чем в России. До прихода работника в академическую сферу нередко наблюдается резкая смена специализаций, переход от одного вида деятельности к другой. Все информанты демонстрировали более существенную мобильность по сравнению с опрошенными российскими сотрудниками вузов: они получают образование за пределами своей страны и опыт работы в 3–5 странах и в нескольких университетах в разных городах Канады, прежде чем «осесть» и закрепиться на факультете в конкретном университете. На карте карьерных линий для Канады видно, что некоторые сотрудники университетов также решают уйти из академической сферы в бизнес или на государственные посты, мотивом такого выбора могут быть личные обстоятельства (карьерная линия № 2) либо неполучение гарантии пожизненного найма (tenure) (карьерная линия № 5). Так же как и в России, академическая карьера может отклоняться от «идеальной» траектории, если человек решает, что ему необходимо получить практический опыт (карьерная линия № 4), или стремится избавиться от сопутствующего повышению увеличения административных обязанностей (карьерная линия № 3).

Рис. 2. Карта карьерных линий в Канаде

Карта карьерных линий в Канаде

Карта удобна тем, что позволяет визуализировать траектории перемещения кадров из академической сферы в бизнес и (или) наоборот и определить на этих траекториях точки, наиболее информативные для целей исследования. Например, при изучении карьерных линий университетских сотрудников в России возникают вопросы: почему люди, после получения вузовского образования ушедшие в бизнес, возвращаются в университет, причем как на основное место работы? Почему люди, имеющие степень и потенциальную возможность продвигаться по карьерной лестнице в университете, решают не делать этого, закрепляясь на одной позиции? По каким причинам люди, потратившие три года на аспирантуру и защитившие кандидатскую, не остаются в академической сфере, предпочитая работу в частном/государственном секторе? Ответы на эти вопросы может дать изучение мотивации.

3. Мотивация

Мотивация — это сложный конструкт, который в общем виде можно описать как движущую силу или энергию, ответственную за инициацию, поддержание и направление поведения, ориентированного на достижение определенной цели [Collins, 2010. P. 8]. Мотивация имеет три источника: это интерес, социальная норма и принуждение [Радаев, 2005. С. 66]. Социальная норма не является чем-то внешним, она усваивается в процессе социализации и настолько встраивается в систему убеждений индивида, что зачастую довольно сложно понять, движут ли его действиями личный интерес, его собственные предрасположенности или же этот мотив был сформирован под влиянием других людей. Усваивать, что такое профессия ученого, преподавателя, исследователя, человек начинает задолго до того, как попадает в академическую среду, — в процессе первичной и (или) вторичной социализации. Отношение к академическому миру во многом складывается уже под влиянием семьи и школы, и в университет человек приходит с определенными установками и знаниями о роли академического сотрудника. Несмотря на относительную устойчивость этих установок, университет также оказывает сильное влияние на формирование представления об академической карьере. Принуждение — это ситуация, в которой у человека нет выбора вследствие действия внешних по отношению к нему сил [Там же. С. 64].

Определяясь со своей карьерой в академической сфере, студенты делают последовательно два выбора: идти ли в аспирантуру и оставаться ли работать в университете после ее окончания. Именно в этих критических точках мы и будем оценивать мотивацию работы в академической среде. При применении качественного подхода принято избегать привязки к заранее заданным конструктам [Morse, 1994. P. 27], тем не менее мы принимаем за основу представление о трех типах источников мотивации: интерес, социальная норма, принуждение.

4. Решение продолжить обучение в аспирантуре

Идентифицированные на основе анализа и синтезирования историй информантов мотивы продолжения обучения в аспирантуре представлены на рис. 3. Поскольку выборка достигла насыщения по этому вопросу (студенты называли схожие мотивы и каждое последующее интервью не приносило новой информации), информация для опрошенных считается исчерпывающей. Информанты противопоставляли два компонента своей мотивации: внутреннее желание, собственный интерес — и свои возможности, сложившиеся обстоятельства. Оценивая свои возможности, информанты фактически говорили о двух других компонентах мотивации (помимо интереса) — о мнении значимого другого, повлиявшего на выбор, об ожиданиях со стороны общества (это социальная норма, которая опирается на позитивную и негативную реакцию со стороны референтных индивидов или групп людей [Эльстер, 1993. С. 74]), и о принуждении.

Рис. 3. Мотивы продолжения обучения в аспирантуре

Мотивы продолжения обучения в аспирантуре

Из рис. 3 видно, что помимо мотивов, источником которых является желание углубиться в интересующую тему и получить дополнительные знания (что совпадает с явной функцией аспирантуры), есть также внушительное количество мотивов, не подкрепленных интересом. Все респонденты называли более одного мотива поступления в аспирантуру, при этом в целом по выборке существенно преобладали мотивы, связанные с социальной нормой и принуждением, и последние в большей части интервью упоминались в первую очередь. Другими словами, мотивом поступления в аспирантуру практически у всех информантов было не стремление заниматься научной и научно-педагогической деятельностью. Интерес к обучению выражали в основном женщины, в то время как мужчины прежде всего говорили о том, что им необходима отсрочка от армии, или, реже, о том, что степень кандидата наук повысит их статус и будет способствовать более быстрому карьерному росту в бизнесе или на государственных постах.

Таблица 1. Положительные и отрицательные стороны обучения в аспирантуре, по мнению аспирантов

Плюсы Минусы

Аспирантура — это источник непрерывного развития;
Перспективы в будущем: получение определенного статуса и повышенная заработная плата;
Не нужно принимать решение о том, где работать, немедленно;
Позволяет расширить круг знакомств.

Фактическое отсутствие связи практики и теории;
Обучение в аспирантуре требует дополнительных затрат, которые сложно покрыть за свой счет.

5. Восприятие аспирантуры

Среда, в которую попадают молодые люди, поступившие в аспирантуру, влияет на принятие следующего решения — оставаться в академической сфере или уходить в частный/государственный сектор. В табл. 1 представлены плюсы и минусы аспирантуры с точки зрения опрошенных аспирантов.

Все плюсы продолжения обучения в аспирантуре, кроме одного, в равной степени отмечали аспиранты и в московских вузах, и в СФУ. Исключение составила возможность получить высокий статус и заработок — эта мотивация упоминалась в Красноярске, но не в Москве.

Особое внимание стоит уделить отрицательным сторонам продолжения обучения в аспирантуре, как они видятся аспирантам, поскольку устранение этих минусов представляет собой потенциал развития для университета. Во-первых, аспиранты недовольны излишней теоретичностью курсов и отсутствием прикладного компонента в программах обучения. Один из респондентов, имевший опыт обучения за границей, сопоставляет организацию обучения в российском и зарубежном вузе:

«Дают конкретные примеры, конкретные действия, конкретные задачи. Если у нас мы пишем какую-то работу, какое-то исследование, какую-то диссертацию, то у них есть конкретная задача, конкретный пример к этой задаче, конкретная задача, которую нужно выполнить».

Второй минус — финансовые проблемы, сопряженные с обучением в аспирантуре. Студенты видят два источника проблемы: малое число бюджетных мест и невозможность/трудность совмещения работы с учебой в аспирантуре. То обстоятельство, что совмещать аспирантуру с работой трудно, представляется аспирантам вполне закономерным, поскольку сам выбор в пользу продолжения образования подразумевает отказ от вступления в полноценную трудовую жизнь (если только это не обучение на вечернем отделении). Поэтому задачу они видят в расстановке приоритетов: что важнее — добиться выгод, за которыми студенты идут в аспирантуру, или иметь удовлетворительное финансовое положение в данный момент. Проблема недостаточного, с точки зрения аспирантов, количества бюджетных мест требует проведения отдельного исследования и серьезной аналитической работы. В американской системе образования она отчасти решается путем «откачивания» ресурсов из бакалавриата, поскольку большая часть населения в любом случае получает образование этого уровня, и «вливания» полученных средств в магистров и аспирантов, отдача от которых для экономики потенциально больше. Механизмом предоставления средств этим категориям учащихся являются специальные студенческие займы с минимальной ставкой, а также выделение стипендий, фактически покрывающих стоимость обучения и проживания, что в совокупности с исследовательскими грантами является альтернативой заработной плате.

Рис. 4. Мотивы выбора университета в качестве основного места работы

Мотивы выбора университета в качестве
основного места работы

6. Решение выбрать университет в качестве основного места работы

Что движет теми, кто предпочитает академическую карьеру работе в госструктурах и занятию бизнесом, позволяет понять рис. 4. Некоторые пункты требуют пояснения. Независимость выражается, во-первых, в свободе перемещения и самостоятельной организации собственного времени, во-вторых, в академической свободе — возможности выбирать тему работы, содержание курсов, методы преподавания и направления исследования. Ощущение определенности будущего складывается по следующим причинам: в университете существует четкая карьерная лестница с жестко прописанным регламентом, когда человек имеет право перейти с одной позиции на другую, деятельность не связана с финансовыми рисками (сотрудники факультета сравнивают себя с предпринимателями), а кроме того, академическая среда как организация консервативна: изменения тщательно продумываются, прежде чем претворяются в жизнь. Академическая профессия признается творческой, поскольку в ней меньше рутины, чем во многих видах трудовых процессов, в ней невозможно использовать шаблонные решения, приходится постоянно разрабатывать что-то новое, решать сложные задачи, и в процессе такой деятельности растет интеллектуальный потенциал сотрудника и открываются новые стороны его личности. Действие социальной нормы как другого источника мотивации к работе в университете проявляется в стремлении новоиспеченных кандидатов наук «оправдать» свое длительное обучение в аспирантуре, поработав на университет, поскольку в противном случае, как отмечали респонденты, окружающие могут их «не понять».

7. Восприятие университета как места работы

Работа в университете, как и всякая другая, имеет свои преимущества и недостатки. В табл. 2 представлены плюсы и минусы работы в университете, как они видятся сотрудникам российских вузов.

Таблица 2. Восприятие университета в России

Плюсы Минусы

Источник постоянного развития
Вместо узкой специализации получение широкого кругозора
Невыраженная иерархичность структуры предоставляет больше свободы действий
Коллектив как профессиональное сообщество
Коллектив как дружеская группа
Коллектив как расширение связей
Общение со студентами

Низкая заработная плата
Нехватка физического пространства для работы
Потенциал сотрудника не используется на 100%

Первый очевидный минус — это низкая заработная плата.

В московских вузах преподаватели говорили об этом в последний момент, когда интервьюер уточнял, хотят ли они еще что-то добавить к минусам, в то время как в регионе информанты начинали разговор именно с этой темы. Можно предположить, что данное различие обусловлено тем, что, согласно данным Мониторинга экономики образования — 2012 (см. сноску 3), зарплаты в регионах существенно ниже московских:

Вот я сейчас в [городе N] была, там преподаватели из разных городов сидят. Они сказали, что у них зарплата состоит из бюджетной и небюджетной ставки, за каждого платного студента, который сидит в аудитории, они получают дополнительно. И я спрашиваю: сколько у вас получает кандидат наук, доцент? Приезжали из города N1, из города N2. Зарплата варьирует от 60 до 70 тысяч рублей, а у нас это просто смешная зарплата, и в этом для меня большой минус. И это такая политика города.

Низкая заработная плата также одна из причин, по которой специалисты, даже уже окончившие аспирантуру, решают уйти из академической сферы сразу или поработав там некоторое время. Особенно это касается мужчин, поскольку, как они отмечали, им нужно думать не только о своих интересах, но и о благополучии своей семьи.

Очевидный способ решить эту проблему — повысить заработную плату. Один из вариантов достижения этой цели становится понятным, если проанализировать соотношение численности студентов и преподавателей в российских и зарубежных университетах. Численность студентов на факультетах экономики в каждом из четырех рассматриваемых вузов примерно одинакова, а число сотрудников факультетов существенно различается. В Университете Виннипега на одного преподавателя приходится примерно 19 студентов (7525 очных студентов, 390 человек профессорско-преподавательского состава) (см. сноску 4), в СФУ — 9 студентов (23 584 очных студентов, 2740 человек профессорско-преподавательского состава) (см. сноску 5), в НИУ ВШЭ — также 9 студентов (14 715 студентов, 1611 человек профессорско-преподавательского состава) (см. сноску 6). Как видно из представленных цифр, различия между рассматриваемыми университетами по показателю «соотношение численности преподавателей и студентов» обусловлены большой разницей в численности профессорско-преподавательского состава. Возможно, стоило бы рассмотреть возможность сокращения в российских вузах сотрудников, работающих на неполную ставку, и увеличения нагрузки на оставшихся (при достаточном увеличении заработной платы, чтобы избавить их от необходимости искать финансовые средства за пределами университета) в качестве одного из способов корректировки потоков бюджета.

Если не прибегнуть к этому варианту, то с учетом недовольства сотрудников вузов размерами заработной платы придется изыскивать дополнительные средства, что представляет крайне трудную задачу для большого числа вузов.

Другой способ решить проблему низких зарплат — это компенсировать их тем эквивалентом, который ценен для сотрудника. Для этого необходимо знать, что является ценным для людей, почему они пришли работать в университет и что их здесь держит. Например, все респонденты отметили, что им крайне интересно учиться новому в процессе работы. Таким образом, одним из вариантов компенсирования неудовлетворительного уровня заработной платы может стать разработка недорогих инструментов предоставления информации для сотрудников: электронных журналов, бюллетеней, информационных порталов, семинаров по развитию личностных качеств и профессиональных навыков.

Критики могут сказать, что нехватку денег невозможно компенсировать подобными средствами, но все респонденты, говоря о недостаточной финансовой обеспеченности как о минусе работы в университете, сразу же отмечали, что «не в деньгах счастье» и «зарплата не интересует, если нравятся люди».

Таблица 3. Восприятие университета в Канаде

Плюсы Минусы

Возможность изучать новое Пространственно-временная свобода Академическая свобода Условия, позволяющие сохранять баланс личной и рабочей жизни Ощущение значимости благодаря общению со студентами Возможность общения в профессиональных кругах Отсутствие рутины Поддержка университетом профессионального развития Мобильность

Низкая заработная плата Рационализация системы образования Постепенное падение престижа профессии

В табл. 3 представлены плюсы и минусы работы в университете, как они видятся сотрудникам Университета Виннипега. Часть преимуществ, о которых говорят работники академической сферы, одинаковы в России и в Канаде: сотрудников университетов привлекают возможность изучать новое, общение со студентами и в профессиональных кругах, свобода и отсутствие рутины. Кроме этого, для канадских академических сотрудников важен тот факт, что университет поддерживает их развитие и предоставляет средства для этого, в частности возможность получить опыт работы в разных странах (университет выделяет гранты, дополнительные средства, администрация и коллеги толерантны к отсутствию преподавателя в университете длительное время). В России отсутствие таких опций оценивается как минус: «Потенциал сотрудника не используется на 100%», — что служит дополнительным доказательством того, что косвенные пути компенсации низкой заработной платы могут способствовать повышению привлекательности академической среды для определенного круга лиц.

Канадские респонденты, как и российские, считают заработную плату в университете низкой и указывают на несоответствие оплаты труда прилагаемым усилиям, но этот минус академической среды они не подчеркивают в столь явном виде, как российские сотрудники. Более серьезной проблемой для канадского университета на данный момент является рационализация. Суть ее состоит в том, что все аспекты работы сотрудника университет пытается просчитать и разработать систему оценки, основанной на продуктивности, — как будто производство знания ничем не отличается от производства деталей на заводе. Поскольку российские организации часто копируют западный опыт управления, не исключено, что подобная проблема встанет остро и в российских вузах. Российские и канадские сотрудники университетов расходятся в представлениях о том, что такое академическая сфера в целом. Респонденты в России, если только не получали разъяснений интервьюера, однозначно отождествляли академическую деятельность с преподаванием. Это неудивительно, поскольку в большинстве университетов преподавание — это основная функция сотрудников кафедр. Остальное время они тратят на работу по совместительству для обеспечения себе достойного материального положения. Для канадских респондентов академическая деятельность — это и исследовательская, и преподавательская, и административная работа. Для российских аспирантов работа в университете тоже прежде всего чтение лекций, а необходимость написания научных работ продиктована стремлением повысить научное звание. Такие установки российских академических сотрудников мало согласуются с политикой университетов, выдвигающих исследования на первые позиции среди своих приоритетов.

8. Выводы

Полученные эмпирические данные дают представление о том, почему будущие научные кадры (аспиранты) принимают решение продолжить обучение в университете, какие цели они преследуют, что для них ценно в этом опыте, а что заставляет сомневаться в правильности своего выбора. Мотивация обучения в аспирантуре не сводится к одному лишь интересу к научной деятельности. Гораздо чаще аспиранты преследуют альтернативные цели, например достижение статусности, уклонение от армии, или у них отсутствуют четко сформированные цели и ими руководит, скорее, нежелание покидать университет из-за привязанности к нему, чувства дискомфорта от необходимости искать работу за его пределами, положительного впечатления от университета, сложившегося до аспирантуры.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что университет не воспринимается многими сотрудниками как комфортное место для работы. Содержание этой работы соответствует интересам сотрудников, и коллективом они в большинстве своем удовлетворены, но работу в академической среде приходится совмещать с дополнительной занятостью (особенно это актуально для мужчин, поскольку в обществе все еще доминирует представление о мужчине как о кормильце).

Времени и сил на продуктивную и инициативную работу в университете часто не остается, поскольку приоритет отдается более высокооплачиваемой работе. Повышение заработной платы сотрудникам университетов, занятым полный рабочий день, — очевидное, но, возможно, не единственное решение проблемы.

Сотрудники университетов демонстрируют лояльность своей профессии и не хотят уходить из этой сферы без серьезных на то оснований. Поэтому для снижения напряженности представляется целесообразным предоставление им преимуществ, имеющих субъективную ценность, например доступа к эксклюзивным данным, возможности участия в конференциях, проведения семинаров, лекций, круглых столов, позволяющих развивать личностные качества и профессиональные навыки, общаться с коллегами и чувствовать себя частью системы высшего образования. Характер представленного исследования разведывательный.

Использование в нем качественного метода накладывает определенные ограничения. Во-первых, мы не можем делать выводы о том, какие группы количественно преобладают, какие тренды являются доминирующими. Во-вторых, представленные карьерные линии и мотивации аспирантов и преподавателей являются гипотетическими (хотя и представляют собой результат совмещения теории и индуктивного анализа), поэтому предполагаемые связи между элементами этих моделей не верифицируемы количественно на имеющихся данных. Это, однако, не значит, что они невалидны и безосновательны. Качественный подход является средством познания субъективного мира интересующей исследователя группы, ее опыта в полном объеме (не сведенного к цифрам), ее ценностей и понимания ею окружающего мира, отношения к нему [Holstein, Gubrium, 2005. P. 485]. Синтез полученной информации с целью извлечения типичных паттернов — одна из ступеней анализа качественных данных [Morse, 1994. P. 30], поэтому выводы в той форме, в которой они были представлены выше, вполне легитимны с методологической и содержательной точки зрения. Наконец, экстраполяция полученных результатов затруднена вследствие как ограниченного числа вузов, так и относительно маленькой выборки респондентов в каждом университете, что обусловлено практическими причинами: недостатком времени, нежеланием информантов встречаться с интервьюером, слабым интересом к проблеме со стороны самих аспирантов и преподавателей.

Очевидно, что данное исследование не является исчерпывающим и необходима дальнейшая работа по расширению теоретической и эмпирической базы данных по проблеме воспитания и удержания научных кадров с целью мониторинга ситуации и поиска путей решения существующих проблем.

Литература



1. Индикаторы науки — 2009: стат. сб. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.
2. Индикаторы науки — 2011: стат. сб. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.
3. Индикаторы науки — 2012: стат. сб. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013.
4. Индикаторы науки — 2013: стат. сб. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013.
5. Индикаторы образования — 2011: стат. сб. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.
6. Мониторинг экономики образования. М.: Изд. дом ВШЭ 2012 http://memo.hse.ru/ind_w09_1_10
7. Научный потенциал высшей школы: стат. сб. М.: ГУ ВШЭ. 2007.
8. Образование в цифрах — 2013: краткий стат. сб. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013.
9. Радаев В. В. Экономическая социология. М.: ГУ ВШЭ, 2005.
10. Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. № 3. С. 73–91.
11. Calhoun C. (2006) Is the University in Crisis? // Society. Vol. 43. No. 4.P. 8–18.
12. Collins N. (2010) A Conceptual Model of Career Development to Enhance Academic Motivation / ProQuest. UMI Dissertations Publishing. № 3407392.
13. Dewey J. Experience and Education http://ruby.fgcu.edu/courses/ndemers/colloquium/experienceducationdewey.pdf
14. Holstein J., Gubrium J. (2005) Interpretive Practice and Social Action //Denzin N. K., Lincoln Y. S. (eds) The Sage Handbook of Qualitative Research. Los Angeles; London: Sage. P. 483–505.
15. Inkeles A., Rossi P. (1956) National Comparisons of Occupational Prestige //American Journal of Sociology. Vol. 61. No. 4. P. 329–339.
16. Morse J. (1994) Emerging from the Data: The Cognitive Processes of Analysis in Qualitative Inquiry // Morse J. Critical Issues in Qualitative Research Methods. Los Angeles; London: Sage. P. 23–43.
17. Spilerman S. (1977) Careers, Labour Market Structure, and Socioeconomic Achievement // American Journal of Sociology. Vol. 83. No. 3. P. 551–593.
18. William L., Teichler U. (eds) (2007) The Changing Conditions for Academic Work and Careers in Select Countries. Kassel: INCHER.
19. Wolcott H. (1994) Description, Analysis, and Interpretation in Qualitative Inquiry // Wolcott H. Transforming Qualitative Data: Description, Analysis and Interpretation. Thousand Oaks: CA, Sage. P. 9–54.

Сноски:

1. Интервью с проректором НИУ ВШЭ Г. Канторовичем http://www.hse.ru/ news/1163623/17147416.html.
2. Информация по состоянию на май 2012 г.
3. http://memo.hse.ru/ind_w09_1_10
4. UWinnipeg Fast Facts 2012 http://www.uwinnipeg.ca/index/future-about-stats
5. Профиль СФУ, Национальный рейтинг вузов России 2010 http://univerrating. ru/ftproot/files/Siberian_FU_2010.pdf
6. НИУ ВШЭ в цифрах и фактах 2012, Московский кампус http://www.hse. ru/figures/

Источник: Журнал "Вопросы оброазования", 2014. № 1. С. 92–109


Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10 20 30

Узнай самые лучшие лайфхаки и советы здесь.