ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, ВАК, ВУЗЫ

В системе аттестации научных кадров акцент смещается на вузы и НИИ

Статья из "Российской газеты" (Столичный выпуск) N5408 от 16 февраля 2011 г.

В академической и вузовской среде обсуждают свежеиспеченную новость: ВАК не сегодня завтра упраздняется, а защиты диссертаций и присуждение ученых степеней отдают на откуп университетам и научным организациям.

Что тут правда, а что заведомое преувеличение, и откуда "дым" пошел, Российская газета выясняла у сотрудников Рособрнадзора и председателя Высшей аттестационной комиссии академика Михаила Кирпичникова.

О том, что в системе аттестации научных и научно-педагогических кадров, сложившейся в нашей стране, нужны не косметические, а "институциональные", как их называют в руководстве ВАК, перемены, говорилось не раз, в том числе и со страниц "РГ".

Новый всплеск интереса к теме вызвали скандальные подробности возведения в степень главаря кущевской банды Сергея Цапка в одном из диссертационных советов при Южном федеральном университете ("Кандидат в бандиты", "Мы, ниже приседавшие" - "РГ", 03.12.2010 и 13.12.2010 гг.). Обстоятельства случившегося мы подробно анализировали с участием специалистов Федеральной службы по надзору в сфере образования. И пришли, увы, к неутешительному выводу.

Никакие барьеры и новые регламенты не могут остановить стремление граждан с деньгами и/или административным ресурсом возвыситься в глазах своего окружения тщеславной припиской на визитке: "кандидат", а лучше сразу "доктор наук". Бороться с этим административными методами - безнадежное дело. Надо или вовсе отменить ученые степени и доплату за них из бюджета. Или, что уже не первый год обсуждается, передать аттестационные процедуры на уровень отдельно взятого вуза или научной организации, при которой существуют диссертационные советы.

Пусть МГУ и знаменитая "Бауманка" присуждают свои ученые степени, как это делают Гарвард или Массачусетс, а вузы в Краснодаре, Шахтах и Ростове-на-Дону - свои. И, соответственно, доплачивают за них из своего бюджета ровно столько, сколько находят возможным. Тогда чужаков и "подснежников" тянуть на степень станет себе дороже. А чисто российский бизнес по написанию и проводке диссертаций "под ключ" быстро сойдет на нет. Но если кому из чиновников или толстосумов все же захочется получить "ученые корочки" где-нибудь в Энске, так в них следует прямо писать, что сия степень - доктора ли, кандидата - присуждена диссертационным советом при 21-м Энском филиале Урюпинского вечернего университета. Пусть утешатся.

Однако такое, если и произойдет, то явно не завтра. Потому что сложившиеся у нас в научной и научно-образовательной сфере порядок назначения или избрания на руководящие должности (от завлаба и завкафедрой до декана и ректора), перспективы карьерного роста от аспиранта, ассистента и выше, а также вся система доплат и прочих материальных и нематериальных стимулов тесно завязаны с учеными степенями и научными званиями общегосударственной системы аттестации по единым стандартам.

Соглашаясь с этим, председатель Высшей аттестационной комиссии Михаил Кирпичников настроен решительно. "Удерживать всю персональную аттестацию на федеральном уровне сродни профанации, - заявил он в ответ на просьбу прокомментировать слухи о грядущих переменах. - Обеспечить из Москвы контроль за каждой диссертацией невозможно. Нужно избавляться от формальных процедур и концентрироваться на работе с диссертационными советами".

Сейчас, заметим, правом открывать, контролировать, обновлять и, в случае нарушений, закрывать советы наделено соответствующее управление Рособрнадзора. То есть это функция чиновника. ВАК при его нынешнем статусе не может влиять на создание аспирантур и диссертационных советов. И получается, что общественно-государственный характер аттестации кадров в нашей стране провозглашен и существует де-факто, но юридически, на законодательном уровне никак не закреплен.

- Задача 1, - развивает мысль академик Кирпичников, - конституирование общественно-государственного характера аттестации. Об этом все время говорят, но надо зафиксировать на законодательном уровне. ВАК должен обладать реальными полномочиями и в отношении диссертационных советов, и в том, что касается открытия аспирантур и докторантур. Влиять, а не просто "присутствовать" при данном процессе. Должны установиться эффективные обратные связи между системами подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Ключевой момент - передача персональной аттестации конкретным организациям. Но это, обращаю внимание, не одномоментное действие, а процесс.

Российская газета: И начать его вы предложили с Московского и Санкт-Петербургского университетов?

Михаил Кирпичников: Да. Такое обращение, подписанное ректорами двух этих университетов и председателем ВАК, уже направлено президенту России Дмитрию Медведеву. Мы просим рассмотреть этот вопрос и дать поручение проработать всю ситуацию в развитии. По моим представлениям, процедура растянется как минимум лет на десять. Дорожная карта, которую я уже представлял в Общественной палате и в Академии наук, выглядит примерно так. До 2014-1015 годов ограниченный эксперимент. Но это вовсе не значит, что участвуют только два университета. Будут и другие. Но все равно ограниченное число. Потом - подведение итогов и в оставшиеся пять-семь лет подключаются в массовом порядке уже другие вузы и научные организации.

РГ: Право признавать или не признавать такие дипломы будет правом каждого отдельно взятого университета или НИИ?

Кирпичников: И у государства должно сохраниться это право. Возможно, это и станет истинным рейтингом университетов - насколько высоко котируются его дипломы. Какие вижу в этом плюсы? Мы, по крайней мере, в ВАКе уйдем от рутинной работы. Во-вторых, избавим себя от схоластических споров, кто первый в рейтинге, кто пятый. В дальнейшем, как и в некоторых европрейских странах, государство должно решать, кому можно, а кому нельзя давать права аттестации научных кадров. Возьмите Германию, Францию, Англию - там есть такие органы.

РГ: А как быть тем, кому не дадут право заниматься аттестацией? Куда идти их сотрудникам?

Кирпичников: К тем, у кого такое право есть. Если оно будет у Московского университета, это не означает, что оно распространяется только на сотрудников МГУ. В его диссертационных советах могут быть аттестованы и люди со стороны. Но они должны соответствовать уровню Московского университета.

Тем временем

Дорожная карта реформирования российской системы аттестации кадров не исключает заимствования западного опыта и, в частности, использования магистерских программ для решения образовательных задач аспирантуры. Помимо этого предполагается создать (сначала - в экспериментальном порядке) советы по присуждению докторских степеней в сфере делового и государственного администрирования.

См. также:

- В системе аспирантур назрели преобразования, убежден председатель ВАК
- Как спастись науке от мнимых докторов
- Руководители ВАК об изменениях в системе аттестации научных кадров
- В системе аттестации грядут перемены
- Возведение в степень: полномочия разделили
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 января 2002 г. N74
- Как убеждали себя и других, что Сергей Цапок - большой ученый
- Как написал кандидатскую главарь Кущевской банды Сергей Цапок

Александр Емельяненков, Российская газета

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Экономика высшего образования — смена модели

Автор: Татьяна Клячко

Система высшего образования в целом сегодня более ориентирована на получение бюджетных средств, чем на внебюджетные доходы. Платный контингент все больше смещается в сегмент не очень качественного, но дешевого высшего образования, отмечает директор центра экономики непрерывного образования АНХ при Правительстве РФ Татьяна Клячко.

Назад в 1960-й год

С 2000 г. число поступающих в вузы стало превышать число выпускников школ, и даже несмотря на смену демографической динамики (до 2007 г. прием в вузы рос) этот разрыв все равно увеличивается (см. граф. 1). Сегодня половина студентов вузов обучается на вечерней и заочной основе: на вечерней основе — примерно 8% и на заочной — 42–43%.

Такая же ситуация была только в 1960-е годы, когда число заочников и очников в системе высшего образования совпадало. В последующие годы старались уйти от такой модели и повысить число обучающихся по более продуктивной системе — очного образования. В 1993 г. удельный вес заочников был минимальным — 29,3%. Сегодня мы вновь оказались в той же точке, как в 1960-е.

График 1. Прием в вузы и выпуск из школ

Прием в вузы и выпуск из школ
Источник: Росстат, «Россия в цифрах»

Не менее важно понять, что за люди создают навес в системе высшего образования. Это в основном люди, которые получили среднее профобразование. По данным социологических исследований, 70% выпускников учреждений СПО хотят учиться дальше, причем подавляющее большинство (96%) стремятся поступить в вузы.

Тот факт, что у нас работают не по специальности выпускники системы высшего образования, закономерно возбуждает общество. Но в системе начального профессионального образования ситуация намного хуже. Только 25% выпускников этой системы выходит на рынок труда. В основном это те, кто оканчивает учреждения, связанные со сферой обслуживания. Из системы среднего профобразования, ориентированный на реальный сектор, выход на рынок труда не больше, если не меньше.

Естественные ограничители роста

По приему бюджетных и платных студентов перелом произошел также в 2000 г., когда платный прием начал устойчиво превышать бюджетный (см. граф. 2). Как видим, бюджетный прием несколько лет оставался на одном уровне. На графике его динамика отражена почти прямой линией. Попытки изменить траектории этих кривых за счет увеличения числа бюджетных мест оказались безуспешными, разрыв в числе обучающихся продолжал нарастать.

График 2. Бюджетный и платный прием в вузы

Бюджетный и платный прием в вузы
Источник: Источник: Росстат, «Россия в цифрах»

Еще год назад в системе высшего образования лишь 38% студентов обучалось на бюджетной основе, а 62% — на платной основе. В нынешнем году наметился откат обратно: в 2010 г. 39% обучаются на бюджетной основе, а 61% — на платной.

Влияние демографических факторов, как показывают расчеты, уже к 2015 г. приведет это соотношение практически к паритету, 50 на 50.

Вместе с тем на соотношение числа платников и бюджетников повлияет не только демография, но и динамика бюджетных расходов на систему высшего образования. Номинальный рост бюджетного финансирования в системе высшего образования достаточно серьезный — это 375,5 млрд руб. (2010 г.) С 2004 г. по 2010 г., то есть за последние 6 лет, объем бюджетного финансирования вырос в 4,5 раза. Однако в этот период число студентов-бюджетников не увеличивалось, наоборот, оно падало. И это привело к существенному росту расходов на обучение каждого бюджетника. К 2010 г. расходы в расчете на одного студента составили в среднем почти 135 тыс. руб. (см. граф. 3), а если взять расходы на студента очного отделения, то цифра будет еще более высокой — почти 185 тыс. руб.

График 3. Расходы на одного бюджетного студента (в среднем и очной формы обучения)

Расходы на одного бюджетного студента
Источник: расчеты по данным Росстата и Федерального казначейства

В то же время доля внебюджетных доходов вузов от платных студентов двигалась в ином направлении (см. граф. 4).

График 4. Бюджетные и внебюджетные (от платных студентов) доходы вузов

Расходы на одного бюджетного студента
Источник: Образование в Российской Федерации 2010. Статистический ежегодник. М., ГУ-ВШЭ, 2010

В течение 1900-х гг. и особенно в начале 2000-х гг. вузы выживали за счет стремительного наращивания числа платников. Это было связано с низким уровнем бюджетного финансирования вузов. В 2000 г. объем бюджетного финансирования вузов и поступления внебюджетных доходов от платных студентов практически совпадали. В 2004 г. внебюджетные доходы от платников еще близки к бюджетным расходам на обучение бюджетных студентов. Перелом тенденции пришелся на 2005 г., а за три года доля внебюджетных средств в доходах вузов упала ниже 50%.

Эта статистика, помимо прочего, говорит еще и о том, что поддержка развития федеральных и национально-исследовательских университетов обеспечивается преимущественно (или почти исключительно) за счет бюджета. А не за счет иных источников финансирования, в частности, не за счет заказов и контрактов на исследования и разработки со стороны бизнеса.

Региональные разрывы и особенности

Картина доходов и расходов вузов будет не полной, если не посмотреть на нее в региональном разрезе. Сегодня 10% государственных вузов стягивают на себя значительные бюджетные средства, а дифференциация бюджетного финансирования, которые получают вузы, в расчете на одного студента в 2008 г. составляла более 7,5 раз: от 315 тыс. руб. до 42 тыс. руб.

Нарастание в последние годы общих объемов бюджетного финансирования высшего образования ничего в этой картине не меняет. Как в 2000 г. 10% вузов получали в расчете на 1 бюджетного студента значительно больше бюджетных средств, так это и продолжается. Между тем в середине десятилетия регионы перестали успевать по росту доходов населения за ростом бюджетных расходов на высшее образование в расчете на одного студента. Поэтому платежеспособный спрос на высшее образование сместился в значительно менее дорогой его сегмент — заочное обучение, а также в частные вузы.

Если раньше ведущие вузы во многом были лидерами по получению внебюджетных доходов от платных студентов, а слабые жили в основном за бюджетный счет, то теперь ситуация быстро меняется. Ведущие вузы получают все больше бюджетных средств, при этом имеют очень дорогих платных студентов, но их число относительно сокращается. В остальных же вузах сосредотачивается основная масса платных студентов, преимущественно на заочной форме обучения. Здесь стратегия — получение небольших сумм, но от многих. Размер платы за обучение при этом относительно низок. В среднем обучение в таком вузе стоит 30–45 тыс. руб. в год. Для богатого вуза, получающего из бюджета 184 тыс. руб. на студента, такой уровень оплаты мало интересен, хотя и там кое-где за эти деньги можно получить вечернее или заочное образование.

Если говорить о региональной специфике, то две российские столицы удерживают абсолютное лидерство на рынке платных образовательных услуг в России, хотя разрыв между Москвой и Санкт-Петербургом по абсолютным цифрам — более трех раз.

Зарплата: фикция роста

По данным Росстата, заработная плата в образовании в первом полугодии 2010 г. составила 63,2% от средней по экономике. Чтобы немного смягчить восприятие этих цифр, Росстат теперь показывает зарплату в образовании не к средней по экономике, а к средней по обрабатывающей промышленности. Тогда выходит 75%. Но и более точная цифра в 63,2% от средней по экономике не выявляет весь драматизм ситуации в образовании: за ней скрываются еще более серьезные диспропорции (см. табл. 1).

Таблица 1. Зарплата в образовании в первом полугодии 2010 г.

Зарплата в образовании в первом полугодии 2010 г
Источник: Росстат

В детском дошкольном образовании (ДО) средняя зарплата уже ниже половины средней по экономике. И прогноз развития системы образования с учетом кризисных явлений показывает, что в этом звене ситуация самая тяжелая: здесь доходы не вернутся к уровню 2008 г. даже в 2015 г. И это очень большая проблема: с самой низшей ступени мы закладываем низкое качество и последующее неблагополучие в системе образования.

В начальном образовании (1–4 классы, т.е. тоже база) по Центральному фендеральному округу средняя зарплата составляет 38% средней по экономике. Как говорится, ниже не бывает.

Если у нас будут лишние преподаватели вузов, то, как сказал глава государства на Госсовете по профессиональному образованию 31 августа, они могут пойти работать в систему начального профобразования (НПО). В которой зарплата составляет не более 55,9% от средней по экономике, а в ЦФО, где средний уровень зарплат выше, чем в России — 43% (см. табл. 1).

В высшем образовании ситуация лучше — 91,5%. Тем не менее, в московских вузах средняя зарплата не превышала, например, в первом полугодии 2010 г. 22,5 тыс. руб.

Данные по Москве показывают большие перекосы в системе оплаты труда в сфере образования. Так, в среднем профобразовании в Москве средняя зарплата составляет 58 тыс. руб., поскольку там деньги идут из бюджета города, а в вузах — из федерального бюджета. То есть реальные стимулы для перехода из вуза в систему среднего профобразования в столице есть. Но перетока преподавательских кадров, тем не менее, не наблюдается. А в других регионах России и стимулы отсутствуют.

В целом же можно заключить, что демографическая ситуация и рост бюджетного финансирования медленно, но неуклонно меняют ситуацию в высшем образовании: расслоение вузов идет все более активно, ведущие вузы, которые раньше были ориентированы преимущественно на платный контингент, теперь стремятся получить бюджетные средства, деньги от оплаты обучения играют для них все меньшую роль. Платный контингент все больше смещается в сегмент не очень качественного, но дешевого высшего образования.

Источник: Opec.ru

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Cтипендии для аспирантов и докторантов повысятся в 1,5 раза

15 декабря 2010 года "Российская газета" опубликовала Постановление Правительства РФ о стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных вузов, а также научных организаций и учреждений дополнительного профобразования.

Согласно документу, с 1 сентября 2011 года будущим кандидатам наук будут начислять 2,5 тысячи рублей ежемесячно, а будущим докторам наук - 4 тысячи.

О том, что такой подарок ждет молодых ученых, министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил еще перед началом учебного года, в ходе личного приема граждан. Тогда двое аспирантов физфака МГУ сказали министру, что стипендия аспиранта-очника - 1,5 тысячи рублей, - никак не способствует не то что научной деятельности, но и нормальной жизни молодого человека в целом. Оказывается, к тому времени предложения минобрнауки по повышению стипендий уже находились в правительстве, правда, обсуждение затянулось. Теперь, все споры улажены.

Более того, в Постановлении Правительства говорится и о том, что с 1 сентября 2012 года некоторых аспирантов и докторантов ждет еще одно повышение стипендий: до 6 тысяч и 10 тысяч рублей соответственно. Кому повезет? Тем, кто будет готовить диссертации по техническим и естественно-научным специальностям, перечень которых дополнительно будет установлен минобрнауки. Скорее всего, это будут приоритетные для развития страны направления. Стипендии повысятся за счет сокращения числа самих аспирантов - об этом тоже говорят в минобрнауки. Ведь сейчас в России "защищаются" всего 26 процентов! Для чего проводят еще три года после диплома в университетских стенах остальные - непонятно.

***

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991 г. Москва "О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций"

Опубликовано 15 декабря 2010 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить для аспирантов и докторантов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций стипендии в следующих размерах:

с 1 сентября 2011 г. - 2500 рублей для аспирантов и 4000 рублей для докторантов;

с 1 сентября 2012 г. - 6000 рублей для аспирантов и 10000 рублей для докторантов, подготавливающих диссертации по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, перечень которых устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации.

2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией пункта 1 настоящего постановления, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на 2011 год и последующие годы главным распорядителям средств федерального бюджета на указанные цели.

3. Признать утратившим силу с 1 сентября 2011г. постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 436 "О стипендиях аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3170).

Председатель Правительства Российской Федерации
В. Путин


Прыг: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Скок: 10 20 30

Купоны ebay февраль 2015
Нагревательный кабель для обогрева водостоков. Киев, Харьков, Донецк tepliypol.com.ua