Notice: Undefined variable: adbot in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php on line 92

Notice: Undefined variable: adbot in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php on line 92

Notice: Undefined variable: adbot in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php on line 92

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1839

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1840

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1841

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1842

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1843

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1844
Аспирантский уровень подготовки по международным отношениям Госдума вводит аналог аспирантуры в творческих вузах В системе аттестации научных кадров акцент смещается на вузы и НИИ

АСПИРАНТУРА - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аспирантский уровень подготовки по международным отношениям

Авторы: Лебедева М.М., Барабанов О.Н.,Никитина Ю.А. при участии Касаткина П.И., Вестник МГИМО

Статья посвящена третьему уровню высшего образования в России в области международных отношений, развитие которого является крайне важным для современной России. Показывается, что современное высшее образование все чаще становится объектом исследований в области международных отношений и мировой политики. В статье обсуждается концепция третьего уровня (аспиранского, или в европейской терминологии — докторского) высшего образования в области международных отношений и его специфика для России. Выдвигается ряд практических соображений, направленных на то, чтобы приблизить российские аспирантские программы к европейским докторским программам по международным отношениям.

Для академического сообщества специалистов в области международных отношений высшее образование выступает двойственным образом. С одной стороны, как сфера, влияющая на политическое развитие мира и даже формирующая его: выпускники вузов, получившие образование по международным отношениям, действуют на практике, исходя из приобретенных во время обучения представлений о политическом устройстве мира, внешней политике различных стран, основных проблемах международной повестки дня. С другой стороны, сама образовательная сфера должна быть объектом анализа тех, кто занимается исследованиями в области международных отношений и мировой политики: это и изучение вопросов международного сотрудничества в области образования, и анализ интеграционных процессов, которые сейчас интенсивно идут в сфере высшего образования, и сравнительный анализ образовательных систем различных стран, и наконец, оценка возможностей высшего образования как ресурса «мягкой силы» государства.

Вместе с тем, политологами-международниками исследования по всем этим проблемам систематически не ведутся ни в России, ни за рубежом, область фактически отдается на откуп специалистам других профилей. Так, есть исследования по правовым и экономическим аспектам образования в международном ракурсе. Педагоги затрагивают данную проблематику, в частности, анализируя Болонский процесс (1). Однако можно назвать буквально единицы работ специалистов в области международных отношений и мировой политики (за исключением, пожалуй, представителей МГИМО (У)), в которых обсуждаются данные вопросы (2). Впрочем, в последние годы к обсуждаемой проблематике начал проявляться все больший интерес. В частности, вопросы образования стали рассматриваться в качестве одного из направлений анализа Французского института международных отношений (ИФРИ) — исследовательского института Франции, ориентированного на изучение стратегических вопросов (3). Данный факт весьма примечателен: он показывает, какую роль играет образование в современном мире.

Вместе с тем, на протяжении более десяти лет в МГИМО (У) разрабатывается проблематика образования в международных исследованиях (4). Можно утверждать, что к настоящему времени в МГИМО (У) фактически сложилась исследовательская школа, в фокусе внимания которой находятся различные аспекты, прежде всего, высшего образования в международных отношениях и мировой политике. Одним из направлений данной школы стал анализ подготовки кадров по международным отношениям и мировой политике на бакалаврском и магистерском уровнях (5). В продолжение данной исследовательской традиции представляется важным рассмотреть аспирантский уровень, тем более, что и Болонский процесс, ориентированный на гармонизацию высшего образования на Европейском континенте, предусматривает три уровня высшего образования: бакалавр, магистр, доктор (кандидат наук). Решение о переходе на трехуровневую систему было принято в 2003 г. в Берлине, на той же конференции, на которой Россия присоединилась к Болонскому процессу.

В России в настоящее время осуществляется реализация двухуровневой системы высшего образования в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (6). Под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации идет переход от традиционной («знания-умения-навыки») к профессионально-ориентированной компетентностной модели высшего образования. Сейчас в завершающую стадию вступила подготовка федеральных образовательных стандартов нового поколения, основанных на компетентностном подходе. Но все это затрагивает только первые две ступени высшего образования — бакалавриат и магистратуру.

Следующим шагом, по сути, должен стать переход на трехуровневую систему высшего образования, согласно нормам Болонского процесса, участником которого является Россия. Это предполагает, что на аспирантском уровне обучающийся должен овладеть соответствующей программой, а не только сдать экзамены кандидатского минимума. Причем эта программа обычно довольно специализированная, значительно отличается от уже существующих в России ВАКовских специальностей. Однако традиционный, укоренившийся в российской академической среде подход состоит в том, что аспирант работает во взаимодействии с научным руководителем над диссертацией. Система экзаменов кандидатского минимума, как показывает практика, в большинстве вузов при таком подходе получает сугубо формальный и маргинализированный характер. В лучшем случае вузы выделяют один день в неделю на нередко необязательные подготовительные занятия к экзаменам кандидатского минимума. Нельзя сказать, что отечественная система плоха a priori, но она вступает в противоречие с болонскими требованиями к третьей ступени высшего образования, и образовательный компонент в ней фактически нивелируется.

Принятие Россией третьего уровня образования с необходимостью обучения по докторской программе оценивается неоднозначно (7). Вместе с тем, в современных условиях интенсификации международного взаимодействия, а также с учетом наших международных обязательств изоляционизм в научной и образовательной сферах, как и в других, вряд ли оправдан с точки зрения конкурентоспособности России. В этом плане важным является анализ зарубежного опыта организации образования на уровнях, аналогичных российской аспирантуре.

В европейских и американских университетах нет единой формы организации учебного процесса в рамках третьего уровня высшего образования. В настоящее время существует две основных модели. При этом обе они ориентированы на то, чтобы выстроить учебный процесс по той или иной докторской программе (программе PhD, что соответствует уровню подготовки российского кандидата наука), а не только на то, чтобы сдать итоговые экзамены.

Первая модель, характерная, прежде всего, для США, предполагает институциональное объединение уровней магистратуры и аспирантуры, процесс обучения в рамках которых обеспечивается одними и теми же административно-техническими и научноисследовательскими структурами (так называемая graduate school). Вторая модель включает только аспирантов, занимающихся определенным направлением исследований; также возможно объединение несколько смежных направлений исследований или формирование научной школы из представителей разных университетов.

С точки зрения содержательного наполнения учебного процесса также распространены две модели: индивидуальная (неструктурированная) и структурированная программы обучения в аспирантуре. Индивидуальные программы обучения в докторантуре напоминают российскую форму обучения в аспирантуре, где центральным является взаимодействие между аспирантом и его научным руководителем. Индивидуальная модель более характерна для программ по социально-гуманитарным наукам.

Индивидуальным программам присущи такие проблемы, как высокая зависимость аспиранта от научного руководителя, не всегда эффективное научное руководство, высокий процент незавершивших программу обучения, более длительный срок получения степени, чем в структурированных программах (8) . Данные проблемы решаются путем постепенного изменения индивидуальной модели обучения: в настоящее время все больше европейских университетов используют структурированные программы.

Структурированная программа предполагает более короткий срок обучения, как правило, три года и включает помимо непосредственно написания диссертации определенный набор курсов по специальности. В некоторых странах (например, США) структурированные программы поделены на два этапа: этап обучения завершается выдачей сертификата об углубленном образовании, на втором этапе аспирант занимается исследовательской деятельностью. Первый этап, как правило, занимает около двух лет, однако получение степени в целом — от 6 до 9 лет. Часто второй этап оказывается незавершенным, что даже привело к появлению в США термина all but dissertation.

Важно отметить, что российская степень кандидата наук нередко воспринимается на Западе именно как «промежуточная» степень, т.е. первый этап при получении степени доктора наук (9), что отчасти обусловлено и самим словом «кандидат». Такое понимание, очевидно, ставит в менее выгодные условия отечественных кандидатов наук на международном рынке труда.

Хотя длительность аспирантских программ в большинстве стран формально составляется 3–4 года, в реальности получение степени PhD в Европе, как правило, занимало от 6 до 8 лет, в настоящее время, в том числе, благодаря введению структурированных программ и четких схем финансирования, этот срок уменьшается до 4–5 лет. В США на получение степени уходит от 6 до 9 лет, более двух третей аспирантов укладываются в срок до 10 лет, примерно треть отсеивается в процессе обучения. Для решения проблемы эффективности научного руководства вводится практика коллективного научного руководства, в котором участвуют от двух до трех руководителей, один из них может представлять практические организации, связанные со сферой исследований. Такое руководство также обеспечивает связь теоретических исследований с практикой. Аспирантура представляет собой третий цикл обучения в рамках Болонского процесса, а для аспиранта одновременно — начало карьеры исследователя или аналитика для тех, кто потом идет в практическую сферу.

В рамках Болонской системы докторские (аспирантские) программы особо отмечается необходимость усиления взаимосвязи между сферами образования, науки и инноваций для создания «общества знаний» с целью повысить исследовательский и аналитический потенциал европейской науки в целом. Иными словами, аспирантура служит связующим звеном между образованием, наукой, практической сферой деятельности. В этой связи возникает проблема статуса аспирантов — рассматривать ли их как студентов или как исследователей, начинающих свою научную карьеру? От ответа на этот вопрос зависят и многие финансовые аспекты.

Первый подход, который продолжает существовать в отечественной науке и образовании, ориентирован на то, чтобы рассматривать аспирантов как студентов, которые получают стипендию на обучение или же оплачивают свое обучение, принося доход университету. Второй подход — он получает все больше поддержки — предусматривает отношение к аспирантам как к начинающим работникам, которым нужно платить зарплату.

В настоящее время в российских вузах размер аспирантской стипендии в абсолютном большинстве случаев не позволяет аспирантам посвятить себя только научной деятельности, что приводит к низкому уровню «защищаемости» диссертаций. Установление контактов с работодателями и прием аспирантов на работу по профилю диссертационного исследования может служить решением данной проблемы. Вместе с тем, европейский и российский опыт показывают, что в тех случаях, когда аспиранты принимаются на работу, например, в качестве преподавателей или научных ассистентов, как правило, время до получения степени увеличивается.

Большое значение имеет форма обучения в аспирантуре. Министерство образования США летом 2009 г. опубликовало результаты исследования, целью которого было сравнение эффективности традиционной очной, дистанционной и смешанной форм обучения (10). Для анализа была отобрана 51 программа, в рамках которых одновременно практиковались разные типы обучения, данные исследовались за период с 1996 по 2008 гг. Авторы доклада пришли к выводу, что эффективность освоения слушателями смешанных программ в среднем выше, чем при традиционных формах проведения занятий. При этом сравнение очной формы обучения с дистанционной выявило лишь относительно небольшое преимущество последней. Однако, оказалось, что относительная эффективность смешанных и онлайн программ связана не с методом обучения как таковым, а с тем, что студенты тратили больше времени на обучение, чем при очном обучении, так как получали дополнительные материалы для ознакомления и дополнительные задания, на которые при традиционной форме занятий не хватает времени.

Один из путей сокращения сроков успешного завершения аспирантуры и повышения эффективности обучения — введение смешанной формы обучения, которая может быть более приемлемой для работающих аспирантов-очников. Отдельно встает вопрос о том, какие навыки формируются в ходе обучения в аспирантуре.

В последние 10–15 лет не только в России, но и в Европе наблюдается значительное увеличение числа аспирантов (11), при этом основная часть степеней присуждается в социально-гуманитарных науках. В результате возникает проблема «перепроизводства» квалифицированных кадров, которые не могут быть трудоустроены в научной или образовательной сферах. В настоящее время более половины выпускников европейских аспирантских программ находят работу в бизнесе, что приводит к необходимости более тесного сотрудничества университетов и работодателей: университеты привлекают дополнительное частное финансирование, а также заключают контракты по трудоустройству выпускников с частными компаниями и государственными учреждениями. Существующая ситуация не может не отражаться на содержании программ обучения в аспирантуре, которые должны все в большей степени ориентироваться на требования рынка труда, где к кандидату предъявляются специфические навыки и компетенции. Особенно остро эта проблема стоит в социально-гуманитарной сфере, в том числе и в международных отношениях.

В рамках Болонского процесса существует единый список требований к освоению программ всех трех уровней — так называемые Дублинские дескрипторы, которые сформулированы предельно обобщенно, чтобы их можно было применить для всех направлений обучения. В дальнейшем на их основе в качестве рекомендательных были разработаны более содержательные требования к освоению программ по различным направлениям. К сожалению, к международным отношениям таких рекомендаций пока нет даже для уровней, ниже аспирантского. В целом для третьего цикла высшего образования предусмотрены следующие требования.

Дублинская модель универсальных описаний компетенций
(«дублинские дескрипторы») для третьего цикла высшего образования

Тип компетенций Компетенции для третьего уровня (аспирантуры)
знание и понимание — системное понимание своей сферы исследований и владение навыками и методами исследования, которые используются в данной сфере
применение знаний и понимания — способность создавать замысел, разрабатывать проект (структуру, методологию и т.п.) целостного научного исследования, проводить само исследование, при необходимости модифицируя изначальный проект;
— вклад в науку при помощи оригинального исследования, которое расширяет границы имеющегося знания, путем осуществления значимой научной работы, отдельные результаты которой достойны публикации в реферируемых национальных или международных изданиях
формулирование суждений — способность к критическому анализу, оценке, а также синтезу новых комплексных идей
коммуникативные способности (способности к передаче знаний) — способность общаться в формате диалога со своими коллегами, научным сообществом и обществом в целом по вопросам, связанным со сферой своей специализации
способности к обучению; — способность к продвижению технологических, социальных или культурных достижений в рамках академического и профессионального контекстов

Обладание перечисленными компетенциями учитывается при получении степени PhD, а также при приеме на работу в учреждения высшего образования или научные учреждения, однако при устройстве на работу в другие секторы нередко требуется иной набор навыков. Европейская ассоциация университетов провела исследование о сотрудничестве университетов и бизнеса (так называемый DOC-CAREERS Project (12)), которое касалось также вопросов трудоустройства обладателей степени PhD. Рабочая группа по социальным наукам и экономике, включающая, главным образом, представителей университетов, следующий список навыков, которые делают обладателя степени PhD более привлекательным кандидатом для работодателей вне образовательных и научных учреждений:

- аналитические навыки;
- знание методологии и умение применять различные методы;
- навыки коммуникации и презентации;
- навыки управления (менеджмента);
- опыт общения в рамках международной и межкультурной среды и способность работать в подобной среде;
- знание иностранных языков;
- навыки общения и управления коллективом;
- компьютерные навыки;
- определенные познания в точных науках (например, знание статистики);
- междисциплинарные знания и навыки, чтобы видеть более широкую картину мира;
- предпринимательские навыки;
- социальные навыки, которые могут быть применены в разных социально-экономических контекстах;
- творческое мышление, способность к инновациям для создания новых идей за рамками отдельных дисциплин;
- представление об этике;
- умение решать проблемы;
- умение находить финансирование (13).

Опрос, проведенный среди представителей компаний, принимающих на работу обладателей степени PhD, позволил составить следующий список приоритетных навыков, которыми должны обладать кандидаты при приеме на работу (в порядке убывания значимости):

- технические навыки;
- навыки глубокого анализа и анализа малоизученных областей;
- способность работать на стыке различных дисциплин и функциональных областей;
- оригинальность мышления и креативность;
- способность работать в команде;
- навыки общения с неспециалистами в данной сфере;
- способность объединять идеи и ресурсы из широкого круга источников;
- ориентация на потребителя;
- предпринимательское мышление;
- навыки социального общения;
- потенциал лидерства (14).

Сравнение обоих списков показывает, что они во многом «пересекаются».

Среди недостатков, которые отмечают работодатели при приеме на работу обладателей степени PhD, чаще всего называют, во-первых, отсутствие так называемых передаваемых навыков (transferable skills) (15), главным образом, навыков коммуникации и умения работать в команде, а во-вторых, недостаточная ориентированность на бизнес-процессы (непонимание того, как формируется бюджет, какие могут быть ограничения по времени выполнения задания и т.п.) (16). Отмечается, что исправление названных недостатков лежит как на университетах (для первой группы проблем), так и на самих компаниях (вторая группа): высшие учебные заведения должны уделять больше внимания формированию навыков коммуникации, а компаниям же следует организовать более тесное сотрудничество с вузами, проводить бизнестренинги, приглашать потенциальных сотрудников на стажировки.

Исходя из опыта подготовки аспирантов в России и за рубежом, а также задачи создания в России третьего образовательного уровня, можно сформулировать ряд требований к разработке такой программы в области международных отношений и мировой политики. При этом необходимо учитывать, что в отличие от большинства специальностей международные отношения оказались в неблагоприятном положении. По ним есть отдельные направления подготовки на бакалаврском и магистерском уровнях, а для того, чтобы продолжить обучение на следующем уровне, приходится переходить либо на политологическое, либо на историческое направления. Наилучшим вариантом решения данной проблемы было бы, конечно, выстраивание единой линии профессиональной подготовки на всех трех уровнях, разумеется, с возможностью перехода на другие направления при окончании каждого из уровней.

При формировании аспирантских программ по проблемам международных отношений и мировой политики представляется целесообразным ориентироваться на приведенные выше Дублинские дескрипторы с тем, чтобы следовать нормам Болонского процесса, в организационном же плане необходимо выстраивать такую аспирантуру как структурированную. Последнее предполагает создание программы обучения, не сводящейся только к общению с научным руководителем. В то же время программа не должна включать в себя общие курсы, поскольку в противном случае это выльется в повторение того, что было изучено на первых двух уровнях. Можно выделить три блока, на основе которых следует выстраивать аспирантскую программу по международным отношениям. Первый блок — базовый состоит из двух модулей. Первый модуль — методологический и является обязательным для всех.

В России он часто получает недостаточное внимание и на экзаменах кандидатского минимума, и при подготовке самой диссертации — это методологические компетенции и системное видение проблем. В этой связи, применительно к специальности 23.00.04, представляется целесообразным ввести в подготовку аспирантов курсы по проблемам методологии в социальных науках, а также по практике работы крупнейших научных центров в мире по международным отношениям и мировой политике. Аспирант также должен иметь возможность познакомиться с ведущими научными школами, развиваемыми именно в вузе его обучения. Особенно важно это в тех случаях, если на предыдущих уровнях обучения аспирант не имел такой возможности.

Второй модуль в рамках базового блока — адаптационный и направлен на то, чтобы аспирант, не имеющий бакалаврского и/или магистерского образования по международным отношениям и мировой политике восполнил пробел и прослушал ключевые магистерские курсы по избранной специальности. Очевидно, что набор требуемых адаптационных дисциплин должен проводиться также по модели индивидуальной образовательной траектории и определяться научным руководителем каждого аспиранта при согласовании с заведующим кафедрой. С организационной стороны, лекторы магистерских курсов университета должны быть открыты к тому, чтобы дополнительно принимать на курс аспирантов по рекомендации кафедр.

Второй блок — это блок специализации, представляющий собой углубленную подготовку по узкой дисциплине, выбранной аспирантом в качестве темы для диссертации. Очевидно, что здесь должна речь о формировании индивидуальных образовательных траекторий для каждого аспиранта. Для этого необходимо делать аспирантские программы по принципу множества небольших курсов по выбору ведущих преподавателей и практиков, а аспирант совместно с научным руководителем решают относительно того, какие именно курсы должны быть прослушаны. В качестве примера можно привести такие курсы, как «Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом», «Роль малого и среднего бизнеса в современном политическом развитии мира» и т.п. Эти вопросы на предыдущих уровнях высшего образования, как правило, затрагиваются лишь косвенно. Наряду со специализированными курсами важным моментом подготовки по специальности является организация занятий в формате очень узких по составу научно-исследовательских семинаров, кафедральных или с научным руководителем.

Третий блок — коммуникативные и научно-менеджерские компетенции. Следует отметить, что в числе Дублинских дескрипторов именно этот блок выделяется тем, что он недостаточно охвачен системой подготовки аспирантов. Как показывает практика, именно отсутствие этих компетенций является основным недостатком выпускников аспирантуры, который отмечают и ученые советы при защите их диссертаций, и работодатели-практики. В этих целях представляется необходимым ввести в подготовку аспирантов на первом году обучения комплекс дисциплин для восполнения этой лакуны. Среди этих дисциплин можно выделить следующие:

- навыки коммуникации и презентации;
- проектный менеджмент;
- фандрайзинг в научной сфере;
- управление научно-образовательной организацией.

В итоге, все три блока, совместно с уже существующими в вузах курсами по специальности, по философии и по педагогике, должны составить целостную обучающую программу, рассчитанную на первый год обучения аспиранта. Ее самое простое организационное оформление в уже существующих формах могло бы состоять в том, что эта программа являлась бы обязательной для получения государственного диплома преподавателя, который и сейчас выдается тем аспирантам, которые посещают занятия по педагогике.

В соответствии с принципами Болонской системы, за курсы этой программы аспирантам могут начисляться образовательные кредиты из установленного расчета в 60 кредитов за год. На основании прослушанного курса в начале второго года обучения аспиранты должны привлекаться к обязательной педагогической практике на кафедре (научно-организационной практике в секторе, когда аспирантура проходит в НИИ). Третий обязательный элемент подготовки включал бы развернутый доклад аспиранта на кафедре о проблемном поле выбранной им темы, который также уместно проводить на втором году обучения.

Таким образом, в этом случае решением вуза можно было бы закрепить три обязательных условия, при которых аспирант допускается к сдаче экзамена кандидатского минимума по специальности:

- диплом преподавателя на основании вышеизложенной учебной программы в 60 кредитов;
- одобренный кафедрой отчет о практике;
- одобренный кафедрой научный доклад.

Выполнившие эти условия аспиранты допускаются к сдаче кандидатского минимума по специальности в конце второго года обучения. При этом в целом программы подготовки аспирантов встраиваются в имеющиеся сегодня российские нормативы (сроки обучения, сдача кандидатских минимумов, написание статей и т.п.).

Важным моментом организации программы в области мировой политики и международных отношений является «открытость» курсов для аспирантов с других факультетов (а по возможности, и вузов с тем, чтобы содействовать «внутривузовской» и в целом внутироссийской мобильности). Так, аспирант, обучающийся по программе специальности ВАК 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития» должен иметь возможность посещать курсы, организованные политологическими, экономическими, правовыми и другими факультетами. В целях максимального приближения аспирантской программы к дальнейшей образовательной, научной и аналитической деятельности необходимо активно использовать такие методы и подходы к обучению, как:

1. исследовательский семинар под руководством ведущего профессора, на котором аспиранты делают доклады и обсуждают их;
2. ситуационный анализ, который предполагает изучение проблемы через выявление интересов и позиций основных участников и обсуждения их в группе;
3. участие в проектах как части образовательной программы аспиранта;
4. метод анализа конкретных ситуаций (case study);
5. подготовка кратких (до 5 стр.) письменных аналитических материалов;
6. создание сценарных прогнозов и обсуждение их в группе;
7. подготовка исследовательских проектов и обсуждение их в группе;
8. написание научных статей и обсуждение их в группе;
9. сочетание онлайновых и традиционных методов обучения.

Очевидно, что такая программа аспирантской подготовки потребует гораздо большей трудоотдачи от научных руководителей, лекторов и аппарата кафедр. Поэтому уместен вопрос как о пересмотре норм почасовой нагрузки за научное руководство аспирантами, так и о финансовом стимулировании преподавателей в аспирантуре (в т.ч. и за счет расширения фонда оплаты труда от средств, поступаемых от платных аспирантов: в МГИМО это в среднем 15 млн. рублей в год).

Необходимо решить также вопрос о создании организационных форм для быстрой и гармоничной интеграции аспирантов в работу кафедры. Одна из возможностей — создание сети научно-учебных лабораторий при кафедрах с введением для лучших аспирантов штатных должностей научных ассистентов и учебных ассистентов. Это позволило бы помимо прочего увеличить материальное содержание бюджетных аспирантов и до определенной степени снизить остроту проблемы их отвлечения на внешние подработки, без чего, по понятным причинам, нельзя реализовать в полном смысле очную аспирантуру.

В итоге, предлагаемая концепция программы аспирантской подготовки позволила бы сформулировать достаточно мягкое и гармоничное внедрение Болонских требований в российские нормы подготовки аспирантов. Следующим этапом работы должна стать разработка детального учебного плана для аспирантов. Предложенная концепция аспирантской программы является первой в России (по крайней мере, в области международных отношений и политологии). Ее создание будет иметь большое значение для разработки других аспирантских программ и в других областях отечественной науки и образования.


Примечания:

1. См., напр., Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет 1999; Байденко В.И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002; Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002.

2. См., напр., Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. — М.: “Academia” — “Наука”, 1999; Carnoy Martin. Globalization and Educational Reform / Globalization and Education: Integration and Contestation Across Cultures. — Anham, Boulder a.o.: Rowman & Littlefield, 2000. — P. 43–61; Ларионова М. В. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации. — М.: Университетская книга; Логос, 2006.

3. См. напр., Кастуев-Жан Т. Высшее образование как фактор конкупентносмособности России. Russie.Nei.Visions, №28, Апрель 2008 URL: http://www.reitor.ru/common/img/uploaded/files/ifri_jean_education_sup_RUS_avril_2008reluNK.pdf

4. См.: Барабанов О.Н., Лебедева М.М. Глобализация и образование в современном мире / Глобализация: человеческое измерение. Под ред. А.В. Торкунова. — М.: МГИМО, РОССПЭН, 2002. — С. 54–77; Гладков Г.И. Болонский процесс в России: дорожная карта / Г.И. Гладков. — М.: РЕЦЭП, 2005; А.Ю. Мельвиль, Г.И. Гладков и др.; под ред. А.Ю. Мельвиля. — М. : Олма-Пресс, 2005; Болонский процесс и его значение для России (The Bologna process and its implications for Russia): Интеграция высшего образования в Европе / Белов В.А., Энтин М.Л., Гладков Г.И. и др. под ред.: Пурсиайнена К. — М.: РЕЦЭП, 2005; Болонский процесс: проблемы и перспективы / Под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Оргсервис, 2006; Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире / МЭ и МО. — 2006. — № 10. С. 69–75.

5. См.: Rousselet K., Lebedeva M.M. Une experience internationale d’enseignement des relations internationales: le dialogue des traditions // Космополис. Альманах, 1997. — с. 29–31; Lebedeva Marina M. Experiences of the MGIMO-University in Double Degree Master’s Programs in International Relations / The Bologna Process on the Ground / Ed. by J.Laine a.o.// Ed. by J.Laine a.o. — Lund: Lunds Universitet, 2007. — P. 61–64; Лебедева М.М. Концептуальные основы построения программ обучения по международным отношениям / Полис. — № 3. — 2008. — С.118–124; Веселовский С.С., Лебедева М.М., Митева В.В., Никитина Ю.А. Компетентностный подход при подготовке бакалавров в области международных отношений / Полис. — № 3. — 2008. — С. 124–133.

6. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) URL: http://text.document. kremlin.ru/SESSION/S__1DcTZYis/PILOT/main.html

7. См., напр., URL: http://www.rg.ru/2009/09/30/kirpichnikov.html

8. Kehm B. Developing Doctoral Degrees and Qualifications in Europe: Good Practice and Issues of Concern — A Comparative Analysis // Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects. — UNESCO: Bucharest, 2004. — P. 69.

9. См., напр., Kehm B.. Developing Doctoral Degrees and Qualifications in Europe: Good Practice and Issues of Concern — A Comparative Analysis // Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects. — UNESCO: Bucharest, 2004.

10. Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies / US Department of Education, 2009. URL: http://www.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/finalreport. pdf

11. Kehm B.M. Doctoral Education in Europe and North America: a Comparative Analysis / Wenner Gren International Series, 2006. — Volume 83. — P. 68.

12. Borell-Damian L. Collaborative Doctoral Education: University-Industry Partnerships for Enhancing Knowledge Exchange / DOC-CAREERS Project, European University Association, 2009.

13. Outcomes of the First DOC-CAREERS Workshop, La Fondation Universitaire, Brussels, 1st March 2007, p. 5. URL: http:// www.eua.be/fileadmin/user_upload/files/EUA1_documents/1st_WS_DOC-Careers_OUTCOMES_new.pdf Outcomes of the First DOC-CAREERS Workshop, La Fondation Universitaire, Brussels, 1st March 2007, p. 5. URL: http:// www.eua.be/fileadmin/user_upload/files/EUA1_documents/1st_WS_DOC-Careers_OUTCOMES_new.pdf

14. Borell-Damian L. Collaborative Doctoral Education: University-Industry Partnerships for Enhancing Knowledge Exchange / DOC-CAREERS Project, European University Association, 2009. — P. 86.

15. Список таких навыков, среди прочих, включает, например, умения сжато излагать мысли, вести переговоры, убеждать, излагать мысли, давать отзывы, решать проблемы, ставить цели, реализовывать решения, распределять время и т.д.

16. Borell-Damian L. Collaborative Doctoral Education: University-Industry Partnerships for Enhancing Knowledge Exchange / DOC-CAREERS Project, European University Association, 2009. — P. 89.

Источник: Вестник МГИМО


ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, ВАК, ВУЗЫ

Госдума вводит аналог аспирантуры в творческих вузах

Госдума приняла в феврале в первом чтении законопроект, который вводит аналог аспирантуры в творческих вузах - ассистентуру-стажировку. Соответствующие поправки вносятся в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Предполагается, что ассистентура-стажировка станет одной из форм послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства. Ассистенты-стажеры по указанным специальностям смогут получить послевузовское образование без защиты диссертации - на основании итоговой работы по соответствующему профилю.

"В отличие от аспирантуры, предполагающей написание научной работы, ассистентура-стажировка предусматривает особую организацию учебного процесса, особые формы творческих занятий и подготавливаемых аттестационных работ, например, концерты, постановки", - рассказал сегодня журналистам председатель думского комитета по культуре Григорий Ивлиев.

В связи с этим он указал на специфичность подготовки специалистов высшей квалификации творческого мастерства и одновременно педагогических работников в вузах искусств. "Совершенствование педагогического мастерства, освоение методологии предмета, осмысление той или иной дисциплины в этой области очень тесно связаны с исполнительским творчеством на высочайшем профессиональном уровне", - добавил депутат.

Законопроектом предлагается приравнять асисстентов-стажеров по их правовому статусу к аспирантам, предоставив им равные права и гарантии. Будет предусмотрена государственная итоговая аттестация, проводимая в форме защиты подготавливаемой ассистентом-стажёром итоговой квалификационной работы по творческо-исполнительским специальностям.

Источник: ИТАР-ТАСС



ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, ВАК, ВУЗЫ

В системе аттестации научных кадров акцент смещается на вузы и НИИ

Статья из "Российской газеты" (Столичный выпуск) N5408 от 16 февраля 2011 г.

В академической и вузовской среде обсуждают свежеиспеченную новость: ВАК не сегодня завтра упраздняется, а защиты диссертаций и присуждение ученых степеней отдают на откуп университетам и научным организациям.

Что тут правда, а что заведомое преувеличение, и откуда "дым" пошел, Российская газета выясняла у сотрудников Рособрнадзора и председателя Высшей аттестационной комиссии академика Михаила Кирпичникова.

О том, что в системе аттестации научных и научно-педагогических кадров, сложившейся в нашей стране, нужны не косметические, а "институциональные", как их называют в руководстве ВАК, перемены, говорилось не раз, в том числе и со страниц "РГ".

Новый всплеск интереса к теме вызвали скандальные подробности возведения в степень главаря кущевской банды Сергея Цапка в одном из диссертационных советов при Южном федеральном университете ("Кандидат в бандиты", "Мы, ниже приседавшие" - "РГ", 03.12.2010 и 13.12.2010 гг.). Обстоятельства случившегося мы подробно анализировали с участием специалистов Федеральной службы по надзору в сфере образования. И пришли, увы, к неутешительному выводу.

Никакие барьеры и новые регламенты не могут остановить стремление граждан с деньгами и/или административным ресурсом возвыситься в глазах своего окружения тщеславной припиской на визитке: "кандидат", а лучше сразу "доктор наук". Бороться с этим административными методами - безнадежное дело. Надо или вовсе отменить ученые степени и доплату за них из бюджета. Или, что уже не первый год обсуждается, передать аттестационные процедуры на уровень отдельно взятого вуза или научной организации, при которой существуют диссертационные советы.

Пусть МГУ и знаменитая "Бауманка" присуждают свои ученые степени, как это делают Гарвард или Массачусетс, а вузы в Краснодаре, Шахтах и Ростове-на-Дону - свои. И, соответственно, доплачивают за них из своего бюджета ровно столько, сколько находят возможным. Тогда чужаков и "подснежников" тянуть на степень станет себе дороже. А чисто российский бизнес по написанию и проводке диссертаций "под ключ" быстро сойдет на нет. Но если кому из чиновников или толстосумов все же захочется получить "ученые корочки" где-нибудь в Энске, так в них следует прямо писать, что сия степень - доктора ли, кандидата - присуждена диссертационным советом при 21-м Энском филиале Урюпинского вечернего университета. Пусть утешатся.

Однако такое, если и произойдет, то явно не завтра. Потому что сложившиеся у нас в научной и научно-образовательной сфере порядок назначения или избрания на руководящие должности (от завлаба и завкафедрой до декана и ректора), перспективы карьерного роста от аспиранта, ассистента и выше, а также вся система доплат и прочих материальных и нематериальных стимулов тесно завязаны с учеными степенями и научными званиями общегосударственной системы аттестации по единым стандартам.

Соглашаясь с этим, председатель Высшей аттестационной комиссии Михаил Кирпичников настроен решительно. "Удерживать всю персональную аттестацию на федеральном уровне сродни профанации, - заявил он в ответ на просьбу прокомментировать слухи о грядущих переменах. - Обеспечить из Москвы контроль за каждой диссертацией невозможно. Нужно избавляться от формальных процедур и концентрироваться на работе с диссертационными советами".

Сейчас, заметим, правом открывать, контролировать, обновлять и, в случае нарушений, закрывать советы наделено соответствующее управление Рособрнадзора. То есть это функция чиновника. ВАК при его нынешнем статусе не может влиять на создание аспирантур и диссертационных советов. И получается, что общественно-государственный характер аттестации кадров в нашей стране провозглашен и существует де-факто, но юридически, на законодательном уровне никак не закреплен.

- Задача 1, - развивает мысль академик Кирпичников, - конституирование общественно-государственного характера аттестации. Об этом все время говорят, но надо зафиксировать на законодательном уровне. ВАК должен обладать реальными полномочиями и в отношении диссертационных советов, и в том, что касается открытия аспирантур и докторантур. Влиять, а не просто "присутствовать" при данном процессе. Должны установиться эффективные обратные связи между системами подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Ключевой момент - передача персональной аттестации конкретным организациям. Но это, обращаю внимание, не одномоментное действие, а процесс.

Российская газета: И начать его вы предложили с Московского и Санкт-Петербургского университетов?

Михаил Кирпичников: Да. Такое обращение, подписанное ректорами двух этих университетов и председателем ВАК, уже направлено президенту России Дмитрию Медведеву. Мы просим рассмотреть этот вопрос и дать поручение проработать всю ситуацию в развитии. По моим представлениям, процедура растянется как минимум лет на десять. Дорожная карта, которую я уже представлял в Общественной палате и в Академии наук, выглядит примерно так. До 2014-1015 годов ограниченный эксперимент. Но это вовсе не значит, что участвуют только два университета. Будут и другие. Но все равно ограниченное число. Потом - подведение итогов и в оставшиеся пять-семь лет подключаются в массовом порядке уже другие вузы и научные организации.

РГ: Право признавать или не признавать такие дипломы будет правом каждого отдельно взятого университета или НИИ?

Кирпичников: И у государства должно сохраниться это право. Возможно, это и станет истинным рейтингом университетов - насколько высоко котируются его дипломы. Какие вижу в этом плюсы? Мы, по крайней мере, в ВАКе уйдем от рутинной работы. Во-вторых, избавим себя от схоластических споров, кто первый в рейтинге, кто пятый. В дальнейшем, как и в некоторых европрейских странах, государство должно решать, кому можно, а кому нельзя давать права аттестации научных кадров. Возьмите Германию, Францию, Англию - там есть такие органы.

РГ: А как быть тем, кому не дадут право заниматься аттестацией? Куда идти их сотрудникам?

Кирпичников: К тем, у кого такое право есть. Если оно будет у Московского университета, это не означает, что оно распространяется только на сотрудников МГУ. В его диссертационных советах могут быть аттестованы и люди со стороны. Но они должны соответствовать уровню Московского университета.

Тем временем

Дорожная карта реформирования российской системы аттестации кадров не исключает заимствования западного опыта и, в частности, использования магистерских программ для решения образовательных задач аспирантуры. Помимо этого предполагается создать (сначала - в экспериментальном порядке) советы по присуждению докторских степеней в сфере делового и государственного администрирования.

См. также:

- В системе аспирантур назрели преобразования, убежден председатель ВАК
- Как спастись науке от мнимых докторов
- Руководители ВАК об изменениях в системе аттестации научных кадров
- В системе аттестации грядут перемены
- Возведение в степень: полномочия разделили
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 января 2002 г. N74
- Как убеждали себя и других, что Сергей Цапок - большой ученый
- Как написал кандидатскую главарь Кущевской банды Сергей Цапок

Александр Емельяненков, Российская газета


Прыг: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Скок: 10 20 30

Нагревательный кабель для обогрева водостоков. Киев, Харьков, Донецк tepliypol.com.ua