ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Приемы эффективного повторения и запоминания

Автор: Екатерина Евгеньевна Bacильeвa, доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук.

Приемы эффективного повторения и запоминания Повторение является важнейшим этапом закрепления запоминаемого текстового или речевого материала и его прочного сохранения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Исследования психологов позволили выявить некоторые закономерности процесса повторения. Перечислим их.

  • Во-первых, установили, что заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое снижение. При этом это снижение носит временный характер, т.к. с новыми повторениями увеличивается способность к припоминанию.
  • Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании. А потом при последующих повторениях происходит резкое увеличение объема запоминаемого материала. Это можно объяснить тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии, сначала бывают недостаточными для припоминания. Потом же, после нескольких повторений, влияние этих следов сказывается сразу. И, как следствие, человек припоминает большое количество информации.
  • В-третьих, если материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть, запоминается быстро. А оставшаяся, более трудная часть, требует большего количества повторений.
  • В-четвертых, если материал сложный, то процесс запоминания протекает сначала медленно, а потом быстро. Это можно объяснить тем, что эффект от первых повторений недостаточен, и объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных повторениях.
  • В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении заученного материала прочность и длительность его сохранения многократно возрастают.

Кроме указанных выше закономерностей процесса повторения существуют еще условия, способствующие повышению эффективности запоминания. Прежде всего, очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого перед обучающимися ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Следует отметить, что при активном повторении активизируются сформировавшиеся связи. В результате процесс запоминания протекает более качественно. Примером активного повторения может служить пересказ после прочтения текста.

Пересказ — это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй — три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей — два чтения и два пересказа, в четвертой — один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение учебного материала — пустая трата времени! Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.»

Следует отметить разницу между мнемотехническим повторением и повторением в привычном значении этого слова.

Обычно мы повторяем, чтобы запомнить, а мнемонисты повторяют, чтобы сохранить уже запомненное. Они запоминают материал без ошибок еще до повторения и повторяют для того, чтобы сохранить его в памяти. Точную информацию можно повторить по-разному. Выделяют два уровня мысленного повторения.

  • Первый уровень. Мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций («ключи»). Так, например, на последовательность предметов («метод Цицерона») может быть закреплена любая последовательность, к примеру, список дел. Вспомнив последовательность предметов, мы вспомним и список дел. На такое мысленное повторение уходит обычно всего несколько секунд.
  • Второй уровень. Повторение с припоминанием всей информации. При этом вспоминаются не только вертикальные последовательности, но и горизонтальные. Весь материал повторяется мысленно от начала до конца. В том случае, если вы запоминали большой объем точной информации и на его воспроизведение понадобится много времени, то вам нужно разбить его на части. Сначала повторите первую часть, потом сделайте перерыв. Затем вторую часть и сделайте перерыв, и т.д. Довольно часто у обучающихся не хватает терпения или сил повторить весь большой материал, они быстро устают и начинают очередное повторение с самого начала. Поэтому мы рекомендуем повторять с того места, где вы остановились, т.е. прекратили повторение.

Другим важным условием эффективного запоминания и сохранения материала в памяти является его правильное распределение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени.

Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и силы, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе — только 10, т.е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года. А для того, чтобы не снизилась активность обучающихся, они используют разные приемы повторения, включая материал в новые связи.

Заучивать материал сразу, до конца и полностью мы бы не советовали. Куда полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все. А лишь спустя некоторое (пусть и небольшое) время можно обратиться к нему уже с целью заучивания. Такой нехитрый прием приводит к заметному уменьшению количества повторений, необходимых для полного овладения материалом. С чем же это связано?

В психологии существует такое понятие, как реминисценция. Суть этого явления состоит в том, что в процессе отсроченного воспроизведения появляются элементы, которые не были воспроизведены тотчас после предъявления материала. Другими словами, через некоторое время вспоминается больше, чем вспомнилось сразу. Таким образом, продуктивность отсроченного воспроизведения (через некоторое время) гораздо выше непосредственного после запоминания. В промежутках между запоминанием и воспроизведением происходит дополнительное неосознаваемое закрепление информации.

Чем более полно и жестко запоминается материал, тем меньше вероятность возникновения реминисценции, улучшения отсроченного воспроизведения. Это, впрочем, и естественно: если вы «задолбите текст намертво», дословно, то улучшаться отсроченному воспроизведению уже некуда, а вот ухудшаться — это, пожалуйста, что оно исправно и делает. Именно с этим обстоятельством и связано требование — не сразу, по строчке, по абзацу или как вы привыкли работать, заучивая какой-либо текст, доводя воспроизведение до абсолютного результата. Это во всех отношениях вредно.

Эксперимент. Попробуйте испытать себя сами. Один материал зазубрите до полного его «омертвения», а другой заучите процентов на 60-70 и устройте перерыв, дайте памяти возможность в этой специально вами устроенной паузе в череде утомительных повторений без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.

Теперь о временных аспектах повторения. Природа памяти такова, что созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия, если их не закрепить повторением. Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания. Что касается остальных повторений, то временные рамки зависят, прежде всего, от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого, третье — через 6 — 8 часов (в день запоминания), четвертое — на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье — через 3 — 4 часа (в день запоминания) и четвертое — в течение следующего дня. Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте. При запоминании точной информации вы можете целый день «крутить ее в голове». Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения — обучения без перерывов, с «погружением» в предмет.

Принципы рационального повторения

Основные приемы запоминания могут быть разделены на две большие группы: методы, связанные с интеллектуальной работой над запоминаемым материалом, и методы, представляющие собой чисто мнемотехнические приемы, применяемые там, где материал не подлежит смысловому анализу или где требуется специальное заучивание терминов, фактов и т.п. Познакомьтесь с принципами рационального повторения информации.

1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия (например, прочтения), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять.В первый день не обязательно «вгрызаться» в каждую запятую. Достаточно беглого, быстрого прочтения с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что вообще нам предстоит заучить. И главное, если вспомнить все, что ранее говорилось на тему повторения, то становится ясно, что дни, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, каким бы он ни был, может быть, даже важнее для его запоминания, чем «рабочие дни». В эти дни якобы безделья, хотите вы этого или нет, вы думаете о том, над чем работаете, у вас формируется отношение к заучиваемому материалу, а это и есть самое главное в заучивании.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом, при этом следует придерживаться строгого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации буквально «пропитаться» установкой на определенную длительность хранения информации в доступном виде, чтобы экзамен не прошел по схеме «прокукарекал, а там хоть и не рассветай».

Эта схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение семестра или учебного года, и не может быть применена в тех случаях, когда в процессе подготовки информация заучивается впервые, поскольку в течение учебного года или семестра учащийся или студент не работал над ним. Практический опыт показывает, что время, отведенное на подготовку к экзамену, не так уж редко используется не для повторения, обдумывания, организации и систематизации пройденного, а как раз для экстренного, да еще в стрессовой ситуации выучивания предмета. Чтобы повысить продуктивность этого процесса, в таких обстоятельствах учащиеся нередко беспощадно эксплуатируют свою память, не считаясь с возможностями и особенностями своего организма. Самое печальное, что кажущиеся успехи в усвоении знаний при этом — иллюзия, которая существует только при наличии особого эмоционального состояния в связи со сдачей экзаменов. Исчезает эта часть программы воспроизведения — исчезают и знания, то есть становятся недоступными воспроизведению. Исчезают, потому что о ключе к их воспроизведению не позаботились. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее воспроизведения рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз на следующий день, через 24 часа. Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.

4. Советуем применять комплексный учебный метод. Большие количества информации можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п., обрекая, таким образом, заучиваемый материал на интерференцию с самим собой. Кроме того, в ситуации «шинковки» материала на самостоятельные, не связанные между собой по смыслу куски, то есть при использовании частичного учебного метода, информация дробится и вырывается из общего контекста, из, как правило, все-таки существующей общей логики заучиваемого рассказа, теоремы и чего угодно. Это формальное деление только по признаку объема (размера) того или иного запоминаемого фрагмента, лишь затрудняет запоминание и приводит к увеличению числа повторений.

При комплексном учебном методе вся информация, например текст, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце требуется, — и затем уже как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями материала и само их содержание в этом случае запоминаются куда быстрее и основательнее, а обязательное число повторений заметно сокращается. И все-таки при работе с большим по объему материалом трудно бывает хорошо запомнить текст как одно целое. Текст приходится запоминать частями. Но и в таком случае правильнее всего сначала быстренько «пробежать» весь текст целиком и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой и в каждом из которых намечена, осмыслена, пусть даже придумана тематическая ассоциация с разделами последующими. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором — повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полной победы, победы куда более легкой, быстрой и впечатляющей.

Источник: Элитариум


ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Приобретение, усвоение и передача знаний

Борис Захарович Mильнep, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН, заведующий кафедрой организации и управления Государственного университета управления.

Использование интеллектуального капитала и связанная с этим профессиональная компетенция кадров обеспечивают выживание и экономический успех компаний. От экономики, базирующейся на капитале, осуществляется переход к экономике, основанной на знаниях. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. Возрастание уровня компетенции является главным мерилом объема знаний и степени овладения ими.

В конкретном приложении управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности охватывает:

  • практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;
  • придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;
  • создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.

Этапы усвоения новых знаний

Функция управления знаниями охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и освоения новых знаний. В табл. 1 приводится один из вариантов подразделения данного процесса на этапы.

Таблица 1.Этапы приобретения и усвоения новых знаний

Этапы Содержание этапа
1. Определить Выявляется, какие знания имеют решающее значение для успеха
2. Собрать Приобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации
3. Выбрать Создание потока собранных, упорядоченных знаний, оценка их полезности
4. Хранить Отобранные знания классифицируются и вносятся в корпоративную память
5. Распределить Знания извлекаются из корпоративной памяти, ст ановятся доступными для использования
6. Применить Применение знаний при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении
7. Создать Выявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных
8. Продать На основе интеллектуального капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия

На этапе «Определить» необходимо установить, какие основные знания имеют решающее значение для успеха. Например, каждой организации необходимы точные знания о запросах и ожиданиях потребителя, продукции и услугах, финансах, технологиях, руководстве, работниках и др. Затем определяются соответствующие стратегические возможности и домены знаний. Домены знаний представляют собой специализированные предметные области знаний, в которых признанные специалисты могут продемонстрировать наилучшие результаты. После этого определяется имеющийся уровень компетенции работников в каждой области знаний. Когда определена разница между существующим и необходимым уровнем компетенции, специалисты в соответствующих областях знаний совместно со специалистами по обучению и информационным технологиям могут приступить к созданию обучающих программ и систем обеспечения.

Этап «Определить» нацелен на стратегические проблемы, например, какие из знаний важны для успеха. Такие знания должны отражать, поддерживать и ориентироваться на задачи компании и ее ценности. После того, как основные знания определены, можно принимать решение об источниках их получения. Базовые знания, выбранные для внутреннего развития, разделяются дальше на домены знаний.

Кроме стратегического аспекта, данный этап также затрагивает оперативные вопросы, такие, как, обладает ли работник достаточными знаниями и опытом для достижения высокого результата. Должна быть произведена экспертная оценка профессиональных навыков (знаний, опыта). Существуют два типа оценки: оперативная — рассматривающая текущие навыки и рабочие качества, необходимые для поддержки существующих основных знаний, и стратегическая — определяющая, что из практического опыта может быть передано для обеспечения будущих базовых знаний. Следующий шаг — начало создания репозитария знаний для доменов, необходимых каждой организации. Такие домены соответствуют компонентам бизнес-модели для модернизации бизнеса:

  • рынок — производство, конкуренция, ценообразование, поставщики, дистрибьюторы, партнеры;
  • потребитель — запросы, цены, ожидания, требования, препятствия, обратная связь;
  • продукт — свойства, функциональность, стоимость, качество;
  • сервис — маркетинг, покупка, обслуживание и ремонт;
  • процесс — производство, выпуск, реализация;
  • управление — бизнес-стратегия, методы, структуры, рабочая сила, активы, модернизация;
  • работники — работоспособность, навыки, знания, карьерные цели, интересы, льготы, оплата труда.

Переходя к этапу «Собрать», необходимо приобретать существующие знания, опыт, методы и квалификацию, необходимые для создания доменов выбранных базовых знаний. Для того чтобы стать пригодными к использованию, знания, опыт, компетенция должны быть упорядочены и уточнены. Кроме того, практики должны знать, где и как получить необходимые знания и опыт в виде баз данных и экспертных систем. Для овладения профессиональными знаниями необходимо установить эффективные источники знаний. Например, программы внесения работниками предложений, эксперты доменов и базы данных лучшего практического опыта могут представлять собой ценные источники знаний.

На этапе «Выбрать» рассматривается постоянный поток собранных, упорядоченных знаний и оценивается их полезность. Эксперты доменов должны оценивать и отбирать знания, которые необходимо добавить в память организации. Без механизма фильтрации ценные крупицы знаний потеряются в море данных и информации. Тем не менее, важно чтобы были представлены многообразные точки зрения специалистов доменов, когда это необходимо. Изначально должна быть определена единая структура как основа организации и классификации знаний, предназначенных для хранения в корпоративной памяти.

Этап «Хранить» выделяется для того, чтобы отобранные знания классифицировались и вносились в корпоративную память. Такая корпоративная память существует в трех формах: в человеческой памяти, на бумаге и в электронном виде. Для того чтобы использовать знания, хранящиеся в человеческой памяти, они должны быть четкими и упорядоченными. Это значит, что знания должны быть организованы и представлены в различных структурах внутри репозитария знаний, так же, как данные и информация организуются и представляются в различных типах баз данных. Большая часть таких знаний может быть представлена в электронной форме в виде экспертных систем.

На этапе «Распределить» знания извлекаются из корпоративной памяти и становятся доступными для использования. Работники вносят в корпоративную память свои запросы и данные о личных интересах, которая затем автоматически распределяет любую вновь поступающую информацию своим «подписчикам» либо в электронном, либо в бумажном виде. Кроме того, отдельные люди, группы и отделы часто обмениваются идеями, мнениями, знаниями и опытом на личных встречах, а также на основе применения программных средств коллективного пользования (программные средства автоматизации коллективной работы). Важно, чтобы такая потенциально полезная часть общения, обсуждений, дискуссий и сотрудничества была доступна на этапе получения информации в процессе управления знаниями. Например, разные точки зрения и их логические обоснования должны быть зафиксированы как часть любого процесса принятия решений, так же, как метод, примененный для принятия окончательного решения.

В пределах этапа «Применить» находятся и применяются необходимые знания при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении. Для того чтобы легко найти, получить доступ и применить нужную часть знаний в нужное время и в правильной форме, необходим язык запросов. Интегрированные системы «обеспечения деятельности» применяются во многих ведущих компаниях для существенного повышения производительности и возможностей работающих. Во-первых, для облегчения доступа необходимо создать понятные системы классификации и навигации для быстрого просмотра и получения знаний.

На этапе «Создать» выявляются новые знания с помощью многих средств, таких, как наблюдение за клиентами, обратная связь с потребителем и ее анализ, причинный анализ, эталонное тестирование, лучшие практические примеры, опыт, полученный при модернизации бизнес-процессов и проектов по рационализации технологического процесса, исследования, экспериментирование, креативное мышление, автоматизированное получение знаний и разработка данных. Этот этап определяет также то, как получить невербальные, неявно выраженные знания от экспертов доменов и превратить их в документальные, официальные знания. При этом новые источники знаний должны быть формализованы, зафиксированы в процессе управления знаниями и доступны для пользователей.

Последний этап — это этап «Продать». В его рамках на основе интеллектуального капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия. Прежде чем этот этап становится возможным, другие этапы должны достичь определенной фазы зрелости.

Возрастание уровня компетенции является главным мерилом объема знаний и степени овладения ими. Компетенция — это основанная на имеющихся знаниях степень понимания того, что необходимо для выполнения работы. Именно на это нацеливается многообразная деятельность, связанная с выполнением функции управления знаниями на каждом из этапов. Наиболее существенными параметрами, на которые следует ориентироваться при выполнении работ каждого этапа, являются: повышение эффективности, нацеленность на потребителя, усовершенствования и повышение качества, гибкости и адаптации, уровня профессионального опыта и знаний, скорости обучения и инноваций, наличие инновационной системы на основе информационных технологий, самоуправляемость.

Источник: Элитариум


ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Саморазрушение российского МВА

Автор: Аркадий Ильич Пpигoжин, профессор, президент Национального института сертифицированных консультантов, директор Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Развитие бизнес-образования в России, и программ МВА (мастер бизнес-администрирования) особенно, с самого начала строилось как саморазрушающийся процесс. Мне довелось сотрудничать с разными бизнес-школами по этим программам, и я думаю, что могу судить об этом со знанием дела.

Саморазрушение российского МВА Фундаментальная проблема управления — соотношение планомерных и спонтанных процессов. Грамотное управление должно использовать спонтанные механизмы, подключать их к своим целям. Но не все они этому поддаются. Спонтанность стремится выйти из-под контроля, у нее своя большая жизнь. Спонтанно совершаются самые мощные процессы. Например, история человечества есть преимущественно саморазвивающийся спонтанный процесс, и люди не в силах ее остановить. То же самое можно сказать об инновационности и творчестве вообще. Даже если строго запретить, люди все равно будут придумывать и создавать что-то новое. Рынок с его конкуренцией и ростом тоже таков. Как мы видим, саморазвивающиеся процессы составляют основу жизни.

Организации, функциональные и мотивационные системы строятся сознательно, спонтанно они не появляются. У искусственных систем есть такая особенность: их функционирование требует непрерывной поддержки, самопроизвольно они могут только разрушаться. Это относится и к материальным, и к социальным объектам и процессам. Нас интересуют последние.

Появление саморазрушающихся процессов было замечено еще в древности. Глубоко мыслящие люди были настолько поражены этим явлением, что составили о нем целую литературу, которая заменяла им науку. Ведь греческий царь Эдип существовал бы вполне счастливо, если бы в его жизнь не внедрился такой жутковатый энтропик — предсказание о том, что он станет убийцей своего отца и мужем своей матери. Только для того, чтобы избежать исполнения этого пророчества, он круто изменил свою жизнь. И только из-за этой перемены он попал в страшную трагедию. И в русской литературе, в «Песни о вещем Олеге», путь главного героя к гибели начинается и заканчивается примерно по той же фабуле.

Каким же образом опасные энтропики проникают в социальные процессы и организации?

Оглянемся вокруг себя. Смотрите, как гибнут профессии и обрушаются рынки. Какой был спрос на политтехнологов, особенно во время выборных кампаний! И что же? Они испоганили свой рынок грязными технологиями, и он вызвал отвращение к себе со стороны общества еще задолго до своего «схлопывания» (хотя причина отмены выборов губернаторов и независимых депутатов в основном, конечно, была иной). На наших глазах дискредитирует себя рынок сертификации по ISO, дипломов МВА в бизнес-образовании. Что-то похожее происходит с рынком медицинского страхования.

Источники саморазрушения находятся внутри самого процесса. Как они туда попадают? Путь один: еще при формировании процесса в него встраивается какой-либо контрсистемный элемент, несовместимый с целями и природой его. Это происходит по нескольким причинам:

  • просто ошибка, так сказать, в «конструкции» процесса — что-то было недопонято, недооценено или неизвестно;
  • злой умысел — кто-то из участников процесса, следуя своему эгоистическому интересу, намеренно встраивает в процесс чуждый элемент;
  • порча, перерождение каких-то элементов — обычно через постепенное и нарастающее влияние личных, групповых интересов на некоторые субпроцессы и элементы;
  • несоответствие материала (участников и правил функционирования) целям и природе процесса. Ведь не из любого элементного состава можно построить желаемую систему;
  • противоестественная система, построенная на обмане, иллюзиях, насилии.

Так же образуются диктатуры. Приходит лидер к власти. Одержимый амбициями, он пытается продлить владение высшим постом до бесконечности и для этого убирает (изгоняет, убивает) наиболее вероятных соперников. Совершив такое преступление, он уже вынужден держаться за власть, ибо если потеряет ее, пойдет под трибунал. Чтобы удержаться, диктатор вынужден и дальше совершать все новые и новые преступления и злоупотребления. И тогда конец его будет только взрывным, с разрушением этого государства. История доказала, что политические системы могут быть устойчивыми и саморазвивающимися только при взаимном легальном оппонировании партий, общества и власти. Лишение оппозиции главных СМИ на какое-то время создает иллюзию единства страны, но потом неизбежно начинается перерождение власти, и признаки саморазрушения не заставляют себя ждать. Синкретика получается инертной, а не динамичной.

Саморазрушение МВА

По-моему, развитие бизнес-образования в России, и программ МВА (мастер бизнес-администрирования) особенно, с самого начала строилось как саморазрушающийся процесс. Мне довелось сотрудничать с разными бизнес-школами по этим программам, и я думаю, что могу судить об этом со знанием дела.

Одна из особенностей саморазрушающихся процессов состоит в том, что они пропускают слабые сигналы. Тем более на стадии успеха какого-то дела. Успех — зона повышенного риска. Чувствительность к колебаниям и тенденциям рынка здесь снижена. Между тем такие сигналы поступают. Вот, например: за 15 лет существования российского бизнес-образования, ни одна из отечественных программ МВА не смогла войти в мировой top-100, а китайская школа CEIBS, созданная в 1994 году, в 200 5-м вышла на 22-е, а сейчас (март 2008 г.) занимает одиннадцатое место в рейтинге Financial Times.

О своей готовности вести обучение на получение степени МВА заявило уже около 80 бизнес-школ. Причем большинство из них — обычные вузы, качество обучения в которых ни государство, ни ассоциации бизнес-школ не контролируют. Столь стремительная массовизация приводит к девальвации дипломов.

В печати все чаще появляются отзывы лидеров отечественного бизнеса о дипломах МВА как о «контрафактных» или «суррогатных».

Но это сигналы извне. Могу предложить наблюдения из собственного опыта.

Вечерничество. В абсолютном большинстве российских вузов и бизнес-школ занятия по программам МВА проводятся после рабочего дня, что на Западе считается признаком неполноценности обучения на эту степень. Усталость слушателей после напряженной работы такова, что активно заниматься многие из них физически не в состоянии. Их реакция замедленна, они больше склонны к чему-нибудь занимательному и развлекательному, чем к напряженному размышлению. Кроме того, вечернее обучение неизбежно приводит к значительным опозданиям и пропускам. Нередко запоздавшему слушателю трудно включиться в содержание занятия, поскольку он пропустил некоторые исходные положения лекции или семинара. А пропуски целого дня занятий (или даже нескольких дней) делают иногда пробелы в знаниях невосполнимыми.

Сервильность. Большинство администраций учебных программ и преподавателей рассматривают слушателей как своих клиентов, стараются снисходительно относиться к их пропускам и опозданиям (в нарушение договора об обучении), Поэтому система учета посещаемости либо не действует, либо сильно искажается.

Псевдоавторство дипломов. Дипломные работы почти половины выпускников представляют собой заимствованные из Интернета или купленные на «черном рынке» наборы текстов, почти не связанных с их практической деятельностью и содержанием занятий. Большинство администраций и преподавателей мирятся с этим.

Магазинное отношение. От четверти до трети слушателей, по моим оценкам, мотивированы не на знания и развитие управленческого мышления, а только на получение диплома MBА. Еще примерно треть слушателей относится к занятиям сугубо выборочно: «Из всего курса мне нужна только информация о финансовых схемах (маркетинговых или информационных технологиях). Я заплатил и могу выбирать», в то время как обладание дипломом предполагает прохождение полной программы.

Односторонняя оценка. Как продолжение перечисленных пороков существует многосторонняя оценка преподавателей со стороны слушателей. И если они проявляют требовательность на занятиях, экзаменах и зачетах, то рискуют получить негативные отзывы слушателей. А это побуждает преподавателей к неприемлемым уступкам и попустительству.

Коренная причина всех этих пороков состоит в том, что Министерство образования и профессиональные ассоциации бизнес-школ контролируют только качество программ, но не качество обучения. Между тем программы довольно похожи, и для составления их сегодня не требуется особой квалификации. Возьмем такую аналогию: если законность в стране оценивать только по качеству законодательной базы, то на реальной преступности это никак не скажется. Поэтому наряду с законодательством оценивается и правоприменение, т. е. реальное исполнение этих законов. Как следствие, репутация диплома МВА оказывается под угрозой, и можно с уверенностью предположить: этот сегмент рынка бизнес-образования скоро вступит в кризис. Точно так же как многие западные партнеры наших предпринимателей не принимают всерьез сертификат ISO, выданный российскими сертифицирующими организациями, дипломы МВА, выданные нашими бизнес-школами, не будут востребованы российскими работодателями.

Paзумеется, эти проблемы МВА ничем не отличаются от многих других в наших народном хозяйстве и обществе, поскольку органично связаны с качеством нашей деловой культуры. Тем не менее, как и в тех случаях, здесь тоже есть реальные возможности изменений.

Синергичный вызов

Когда-то я немного преподавал в Webster University в Женеве. Однажды в кабинете декана я застал такую сцену: слушательница университета, едва не плача, просила дать ей разрешение на очередную пересдачу экзамена. Получила отказ. После ее ухода я спросил декана: «У вас же такая высокая плата за пересдачу, почему вы не разрешаете?» Его ответ был такой: «Наши клиенты — не слушатели, а работодатели. Главные деньги мы получаем за качество нашего диплома, за репутацию нашей бизнес-школы на рынке труда. А поддерживать должный уровень мы можем, только задавая высокую планку на семинарах, зачетах и экзаменах. Да, она не всем доступна. Зато работодатели и сами слушатели знают, что специалист с нашим дипломом имеет конкурентное преимущество при устройстве на работу. Потому и стоимостьобучения у нас выше, чем в большинстве бизнес-школ. Снизив эту планку, мы лишили бы наших выпускников этого конкурентного преимущества».

Упредить назревающий кризис в нашем бизнес-образовании возможно, если какая-то профессиональная ассоциация бизнес-школ либо отдельная бизнес-школа примет на рынке бизнес-образования идеологию авангардности, т. е. опережающего лидерства, с проактивным управлением. Это значит, что они первыми и в полной мере среагируют на слабые и уже усиливающиеся сигналы, идущие от рынка и от предпринимательского сообщества. Иначе говоря, такая позиция будет означать появление нового, квалифицированного спроса на бизнес-образование в целом и сегмент МВА особенно. Это станет крупной общественной акцией с провозглашением и реализацией следующих новых установок:

  1. Клиентами бизнес-школы объявляются работодатели как в лице предпринимательских союзов, торгово-промышленных палат, так и бизнес-сообщества в целом. Именно их спрос изучается и формируется высококачественным предложением дипломированных специалистов, прошедших особую подготовку по новой идеологии.
  2. По отношению к слушателю это означает, что бизнес-школа в случае успехов в обучении помогает ему создавать конкурентные преимущества на рынке труда как обладателю диплома высочайшего качества (эксклюзивного).
  3. Бизнес-школа объявляет о проведении занятий только с отрывом от работы в дневное время специализированными сессиями не более чем две недели каждая.
  4. Бизнес школа обеспечивает качественный учебный процесс. Договор бизнес-школы со слушателем будет включать взаимные обязательства с учетом его индивидуальных запросов. Например, если он претендует на свободное посещение некоторых занятий, то должен пройти через строгую систему зачетов, экзаменов и защиты. Посещение обязательных занятий должна фиксироваться сотрудниками бизнес-школы или преподавателем в начале и конце занятий. Если подобные правила слушателем не соблюдаются, то он может продолжать обучение, но без выдачи ему диплома МВА.
  5. Бизнес-школа дает каждому дипломанту индивидуальную характеристику с описанием его активности на занятиях, с указанием на его сильные стороны и рекомендации по использованию его компетенций.
  6. Численность учебных групп не должна превышать 16-20 человек.

Из всего этого следует, что далеко не все поступившие в бизнес-школу получают дипломы.

Из сказанного вытекают более высокие как стоимость обучения, так и гонорары преподавателей. Все вместе составит бренд данной бизнес-школы или вначале немногочисленной ассоциации.

Здесь мы подходим к концепции элитной бизнес-школы, поскольку такой вызов рынку может бросить только она. Элитность бизнес-школы должна включать, на наш взгляд, следующие достоинства:

  • полное следование авангардной идеологии (см выше);
  • в программе обучения должны в опережающем порядке появляться уникальные курсы по новым бизнес-дисциплинам или новым методам управления;
  • должны регулярно проводиться мастер-классы по авторским разработкам выдающихся предпринимателей, экспертов, консультантов;
  • состав преподавателей в большинстве своем должен включать лидеров экспертно-консультационного сообщества страны;
  • при аттестации преподавателей должны учитываться публикации в т. н. ваковских журналах и издание собственных высокотиражных учебников.

Появление такой авангардной бизнес-школы станет мощным синергиком для рынка бизнес-образования, ускорит развитие его до уровня западного, но и создаст немало проблем для инертных участников этого рынка. Таким образом и энтропики саморазрушения рынка бизнес-образования будут преодолены, вытеснены, и сам он получит здоровую динамику.

Источник: Элитариум


Прыг: 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Скок: 10 20 30

Устали искать в интернете авто с пробегом в СПб? Низкие цены и высокое качество!