ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, ВАК, ВУЗЫ
Новые правила защиты диссертации и взаимодействия с ВАК
С 1 января 2014 года вступили в законную силу два положения, связанные с защитой диссертации и взаимодействием с Высшей аттестационной комиссией. Теперь при защите диссертации следует руководствоваться новым положением «О порядке присуждения ученых степеней» (Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней") и новым Положением о Высшей аттестационной комиссии (23 сентября 2013 N 836).
Основные изменения:
- Полный текст кандидатской диссертации должен быть доступен на официальном сайте организации, к которой принадлежит диссертационный совет, за 2 месяца до защиты. Также на официальном сайте ВАКа за 2 месяца до защиты должны быть размещены:
- объявление о защите кандидатской диссертации;
- отзывы научных руководителей;
- автореферат диссертации .
- Полный текст докторской диссертации должен быть доступен на официальном сайте организации, к которой принадлежит диссертационный совет, за 3 месяца до защиты. Также на официальном сайте ВАКа за 3 месяца до защиты должны быть размещены:
- объявление о защите докторской диссертации;
- отзывы научных консультантов (при наличии);
- автореферат диссертации.
- Один экземпляр кандидатской диссертации и два автореферата должны быть переданы в библиотеку организации, к которой относится диссертационный совет, за 2 месяца до даты защиты.
- Один экземпляр докторской диссертации и 2 автореферата должны быть переданы в библиотеку организации, к которой относится диссертационный совет, за 3 месяца до защиты.
- Оригиналы отзывов оппонентов передаются напрямую в диссертационный совет за 15 дней до защиты. Копии отзывов оппонентов соискатель получает непосредственно в диссертационном совете за 10 дней до защиты.
- Оппоненты обязаны присутствовать на защите диссертации. Отсутствие допускается только в случае уважительной причины (болезнь, отпуск, командировка), которая должна быть подкреплена документально. Возможна организация видеомоста для выступления оппонента на заседании диссертационного совета.
- Если оппонент дал отрицательный отзыв и не явился на заседание диссертационного совета, то заседание переносится на срок до 6 месяцев. При неявке оппонента на повторное заседание, назначается другой оппонент.
- Если на диссертацию имеется отрицательный отзыв оппонента и/или ведущей организации, отрицательный отзыв на автореферат и на тайном голосовании более 25 процентов членов голосовали против, тогда соискателю следует ожидать вызова на экспертный совет.
- ВАК имеет право запросить в диссертационном совете публикации соискателя. Это означает, что соискателю необходимо иметь оригиналы (или сканированные и заверенные копии) всех публикаций по диссертационному исследованию для представления в диссертационный совет.
- Утверждено новое положение о Высшей аттестационной комиссии (№ 836 от 23.09.2013)a>. Например, ВАК более не будет присваивать ученые звания, поскольку эта функция передана несуществующему (на данный момент) отделу в Министерстве образования.
Тексты документов:
- Положение о порядке присуждения ученых степеней - редакция от 20.06.2011 N 475
- Положение о порядке присуждения ученых степеней - редакция от 30 января 2002 г. N 74
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Мониторинг эффективности ВУЗов
В Российской Федерации проведен второй мониторинг эффективности деятельности вузов. Проведение такого мониторинга является косвенным свидетельством того, что работа по лицензированию и аккредитации не выполняется или выполняется плохо. Формируется два механизма контроля, на каждый из которых расходуются значительные бюджетные средства.
В Российской Федерации проведен второй мониторинг эффективности деятельности вузов. Первый прошел в 2012 г. и вызвал громкий скандал, поскольку в число вузов с признаками неэффективности попали такие высшие учебные заведения, как МАРХИ, МАИ и РГГУ.
После этого Минобрнауки разъяснило, что если выявлены вузы с «признаками неэффективности», то это еще не означает, что они являются неэффективными, и в «ручном режиме» подправило результаты.
Основных критериев, по которым оценивались вузы, в 2012 г. было пять:
- средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов,
- объем средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на одного педагогического
работника,
- удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов вуза,
- доходы в расчете на одного педагогического работника,
- общая площадь учебно-научных помещений и инфраструктура в расчете на одного студента.
В 2012 г. большая путаница вышла с показателем «удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов вуза», т.к. многие вузы не отнесли к ним студентов из стран СНГ. В 2013 г. этот вопрос был специально оговорен, и студенты из стран СНГ учитывались как иностранные студенты.
Логика установления критериев мониторинга совершенно понятна, если принять во внимание следующие задачи: попадание российских вузов в мировые рейтинги университетов, развитие вузовской науки, повышение заработной платы преподавателей, обеспечение нормальных условий получения образования и обучение с привлечением современного учебно-лабораторного оборудования и средств ИКТ. Другое дело, что все эти показатели должны учитываться при лицензировании и аккредитации вузов.
Таким образом, проведение мониторинга эффективности их функционирования является косвенным свидетельством того, что данная работа (по лицензированию и аккредитации) не выполняется или выполняется плохо. И вместо того, чтобы налаживать нормальную систему лицензирования и аккредитации высших учебных заведений, ей приделывают своеобразные мониторинговые «костыли», не изменяя, по сути дела, ее деятельности. Формируется два механизма контроля, на каждый из которых расходуются значительные бюджетные средства.
Характерно, что Рособрнадзор уже попросил выделения дополнительного бюджетного финансирования на проведение внеплановых проверок вузов, которые не представили информации о своей деятельности в рамках мониторинга.
В 2013 г. к пяти основным критериям был добавлен еще один: трудоустройство выпускников – удельный вес численности выпускников вуза, обучавшихся по очной форме обучения, не обращавшихся в службы занятости для содействия в трудоустройстве в течение первого года после окончания обучения в вузе, в общем числе выпускников.
В 2013 г. в мониторинге были немного изменены пороговые значения двух показателей. По одному из них – удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов вуза, – значение должно было теперь быть не меньше 1 процента, для столичных вузов – не меньше 3 процентов. По другому показателю, площадь на одного студента – не менее 5 кв. м, в столицах – не менее 13 кв. м. Для того чтобы считаться эффективным, вуз должен соответствовать не менее трем критериям из шести.
Для учета специфики деятельности вузов в 2013 г. были также выделены в особые их группы:
- военные, медицинские, сельскохозяйственные,
- творческие, спортивные и транспортные высшие учебные заведения.
В 2013 г. в мониторинге приняли участие негосударственные образовательные организации высшего образования. По полученным данным, Министерство образования и науки Российской Федерации выделило вузы, имеющие «признаки неэффективности»: ими оказались 18,4% головных вузов и 20,4% филиалов. Среди негосударственных вузов имеют «признаки неэффективности», более 35%, среди государственных – 7,5%.
В Москве пороговые значения эффективности были установлены следующими – см. табл. 1
Таблица 1: Пороговые значения показателей для оценки эффективности ВУЗов
Источник: http://miccedu.ru/monitoring/materials/reg_10301.htm
Рис. 1. Результаты мониторинга московских вузов и филиалов
Источник: http://miccedu.ru/monitoring/materials/reg_10301.htm
В Санкт-Петербурге «признаки неэффективности» выявлены всего у 2 государственных вузов:
Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров и Санкт-Петербургского государственного института психологии социальной работы, а также у 10 негосударственных вузов, а 14 высших учебных заведений не предоставили информацию Минобрнауки.
В Московской области были выявлены четыре негосударственных вуза с «признаками неэффективности» и 24 филиала, среди которых четыре филиала государственных вузов. В Ленинградской области не нашлось государственных вузов с «признаками неэффективности», но таковыми оказались девять филиалов, среди которых четыре филиала государственных вузов.
Всего в этом году в мониторинге эффективности приняли участие 1054 вуза и филиала, в том числе 480 негосударственных. Не предоставили информацию для мониторинга 108 высших учебных заведений, а также 14 вузов не предоставили объяснения в расхождении данных.
С 18 по 23 ноября 2013 г. в рамках второго этапа мониторинга эффективности вузов прошли заседания рабочих групп Межведомственной комиссии по оценке эффективности образовательных организаций высшего образования. В состав этих групп вошли представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Полномочных Представителей Президента Российской Федерации, Ассоциации ведущих университетов России, Региональных союзов ректоров, Ассоциации негосударственных вузов России, Рособрнадзора, эксперты в области образования.
Рабочие группы рассмотрели материалы по 38 государственным вузам, 123 негосударственным и 254 филиалам вузов. По итогам их работы будут сформированы предложения к декабрьскому заседанию Межведомственной комиссии по оценке эффективности образовательных организаций высшего образования, на котором должны быть приняты окончательные решения.
Как указало Минобрнауки: «По итогам заседания Межведомственной комиссии вузы или филиалы могут быть признаны неэффективными, либо им может быть рекомендована разработка и реализация программ оптимизации деятельности. Часть вузов или филиалов, имеющих ярко выраженную специфику деятельности, может быть выведена из группы вузов, имеющих признаки неэффективности» (http://минобрнауки.рф/новости/3752).
Таким образом, у попавших в списки организаций высшего образования с «признаками неэффективности» вузов и филиалов есть 2–3 недели, чтобы отстоять свою «образовательную честь», чем они, скорее всего, и займутся. А о механизмах такого отстаивания можно только догадываться.
Источник: Т.Клячко, Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, ВАК, ВУЗЫ
Положение о Высшей аттестационной комиссии (23 сентября 2013 N.836)
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2013 г. N 836 "Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации"
С изменениями и дополнениями от 10 декабря 2013 г.
Вступает в силу 01 января 2014 г.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. N 836
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 474 "Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 26, ст. 3798).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Москва
23 сентября 2013 г. N 836
ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее - Комиссия) создается в целях обеспечения государственной научной аттестации.
2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации.
3. Основными принципами деятельности Комиссии являются компетентность, независимость, объективность, открытость и соблюдение норм профессиональной этики.
4. Комиссия:
а) принимает рекомендации, которые представляются в Министерство образования и науки Российской Федерации:
- о выдаче разрешения на создание советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертационные советы), об определении и изменении их составов, установлении полномочий диссертационных советов, определении перечней научных специальностей, по которым диссертационным советам предоставляется право приема для защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертации), о приостановлении, возобновлении и прекращении деятельности диссертационных советов;
- о разрешении провести заседание диссертационного совета по вопросу присуждения соискателю ученой степени доктора наук, представившему в диссертационный совет диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, при возбуждении диссертационным советом соответствующего ходатайства;
- о направлении диссертации на соискание ученой степени вместе с аттестационным делом, заявления о лишении ученой степени и поступивших по нему материалов на дополнительное заключение в другой диссертационный совет;
- о выдаче дипломов доктора наук и кандидата наук, об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени;
- о признании ученых степеней, полученных в иностранном государстве;
- по апелляциям, поданным на решения диссертационных советов по вопросам присуждения ученых степеней;
- по заявлениям о лишении (восстановлении) ученых степеней;
- о перечне и примерных программах кандидатских экзаменов;
- о требованиях к рецензируемым научным изданиям и правилах формирования в уведомительном порядке перечня рецензируемых научных изданий;
б) проводит анализ защищенных диссертаций;
в) по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации Комиссия проводит экспертизу и представляет в Министерство рекомендации по ее итогам в части вопросов, относящихся к ее компетенции:
- по проектам правовых актов, в том числе по проектам международных договоров Российской Федерации;
- по номенклатуре специальностей научных работников (далее - номенклатура) и соответствию номенклатуре направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
- по предложениям, заявлениям, жалобам, поступившим в Министерство;
- по иным вопросам.
5. Комиссия вправе:
а) рассматривать аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени доктора наук, ученой степени кандидата наук;
б) рассматривать апелляции на решения диссертационных советов, заявления о лишении (восстановлении) ученых степеней;
в) приглашать на свое заседание председателя или заместителя председателя диссертационного совета, в котором проходила защита диссертации, оппонентов, научных руководителей (научных консультантов) соискателя ученой степени, ведущих специалистов в соответствующей отрасли науки при рассмотрении на заседании аттестационного дела и диссертации, защита которой проходила в указанном диссертационном совете.
6. Комиссия приглашает на свое заседание соискателя ученой степени для подтверждения самостоятельности выполнения диссертации, уточнения содержащихся в ней новых научных результатов, личного вклада автора диссертации в науку, а также лицо, подавшее заявление о лишении ученой степени, и лицо, в отношении которого подано заявление о лишении ученой степени.
7. Комиссия представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения:
а) о формировании диссертационных советов по каждой научной специальности с учетом потребности в подготовке и аттестации научных кадров высшей квалификации и изменений, внесенных в номенклатуру;
б) о необходимости разработки проектов правовых актов по вопросам государственной научной аттестации, в том числе проектов международных договоров Российской Федерации;
в) о совершенствовании номенклатуры и соответствии номенклатуре направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
8. Комиссия привлекает в установленном порядке высококвалифицированных специалистов для экспертизы диссертаций и аттестационных дел, апелляций на решения диссертационных советов, заявлений о лишении (восстановлении) ученых степеней.
9. Комиссия проводит мероприятия по вопросам совершенствования государственной научной аттестации.
10. Состав Комиссии формируется из числа докторов наук, специалистов в области науки, техники, образования и культуры.
11. В состав Комиссии входят председатель, заместители председателя, главный ученый секретарь и члены Комиссии.
12. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министра образования и науки Российской Федерации сроком на 4 года с последующим обновлением не менее чем на 50 процентов. При этом член Комиссии не может исполнять свои функции более 2 сроков подряд.
13. Для оперативного решения текущих и иных вопросов государственной научной аттестации, возникающих в период между заседаниями Комиссии, из числа ее членов формируется президиум Комиссии. Состав президиума Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министра образования и науки Российской Федерации.
14. Президиум Комиссии может давать рекомендации по всем вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии.
Отчеты о результатах работы президиума Комиссии за полугодие заслушиваются на заседаниях Комиссии.
15. Работой Комиссии, президиума Комиссии руководит председатель Комиссии.
16. Председатель Комиссии:
а) подписывает рекомендации Комиссии (президиума Комиссии) по всем вопросам, отнесенным к ее компетенции;
б) вносит предложения для Комиссии и ее президиума по кандидатурам председателей экспертных советов Комиссии (далее - экспертные советы).
17. Заместитель председателя Комиссии в отсутствие председателя Комиссии проводит заседание Комиссии и президиума Комиссии и подписывает рекомендации Комиссии (президиума Комиссии) по всем вопросам, отнесенным к ее компетенции.
18. Организация работы по подготовке заседаний Комиссии (президиума Комиссии) осуществляется главным ученым секретарем Комиссии. Главный ученый секретарь подписывает рекомендации Комиссии (президиума Комиссии) по всем вопросам, отнесенным к ее компетенции, наряду с председателем Комиссии.
19. Заседания Комиссии проводятся не реже 2 раз в год. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов Комиссии. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием не менее двух третей голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.
20. Заседание президиума Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов президиума Комиссии. Президиум Комиссии принимает решения открытым голосованием не менее двух третей голосов присутствующих на заседании членов президиума Комиссии.
21. Для осуществления экспертизы соответствия диссертаций и аттестационных дел установленным критериям и требованиям, для подготовки заключений по вопросам присуждения ученых степеней, а также по вопросам признания ученых степеней, полученных в иностранном государстве, подготовки заключений по апелляциям, поданным на решения диссертационных советов по вопросам присуждения ученых степеней, по вопросам лишения (восстановления) ученых степеней Комиссией формируются экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.
Рекомендации Комиссии даются с учетом заключений экспертных советов.
22. Экспертные советы формируются с учетом рекомендаций государственных академий наук, Российского Союза ректоров, ведущих образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций. Требования к кандидатам в члены экспертных советов и порядок формирования экспертных советов определяются Министерством образования и науки Российской Федерации. Составы экспертных советов утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
23. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
24. Комиссия имеет штамп и бланки со своим наименованием.
Предыдущие редакции Положения о Высшей аттестационной комиссии:
- Редакция от 20 июня 2011 г. Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 474.
- Редакция от 3 июля 2006 г. Приказ Минобрнауки России от 3 июля 2006 г. N 177
Источник: Информационно-правовая система "Гарант"