АСПИРАНТУРА - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Эксперты убеждены в том, что система присуждения ученых степеней в России устарела

Несмотря на то, что Минобрнауки пообещало заняться приведением системы присуждения научных степеней в порядок, никаких видимых подвижек в этом направлении нет. Качеством диссертаций недовольны не только ученые, но и власть. Эксперты предлагают несколько вариантов решения проблемы – в частности, оставить только степень доктора наук, а не кандидата.

Дмитрий Медведев недоволен состоянием дел в сфере науки – на недавней встрече с «Открытым правительством» премьер потребовал как-то разобраться с плагиатом в работах студентов и преподавателей. В качестве санкции Медведев предложил выгонять плагиаторов из вузов. Он предложил законодательно закрепить такую меру. «Она вызовет большое количество конфликтов. Но если мы все-таки хотим с этим бороться, на нее надо идти», – полагает глава правительства.

Всерьез взяться за механизм утверждения диссертаций в России планировали давно. Начать процесс по упразднению кандидатов и докторов наук в профильном министерстве обещали еще в ноябре прошлого года – с тех пор никаких видимых движений в эту сторону не случилось. Логика министерства проста: в вузах должны остаться бакалавры, магистры и доктора наук: первые две степени присуждает вуз, докторской заведует диссертационный совет.

В Минобрнауки объяснили, что соответствующий процесс должен занять как минимум два года. Это время отводится на то, чтобы диссертационные советы, которые регулируют рассмотрение и защиту докторских и кандидатских диссертаций, а также обязаны следить за тем, чтобы кандидатами наук не становились люди, которые не умеют читать и писать по-русски, привели себя в соответствие с новым законом о высшем послевузовском образовании.

«В новом проекте положения о диссертационных советах нет кандидатских советов. Они могут либо привести себя в соответствие с новыми требованиями, усилив качественный состав (то есть стать по сути докторскими советами – прим. ВЗГЛЯД), либо закрыться», – цитируют директора департамента научных и научно-педагогических кадров министерства Елену Нечаеву «Известия».

По данным министерства, в 2010 году в России из 1392 диссертационных советов треть вообще не провела ни одной защиты докторской диссертации.

По мнению работников многочисленных экспертов, многих ученых, да и самих сотрудников Минобрнауки, научная степень из знака качества превратилась в девальвированный и оторванный от профессиональной сферы сертификат.

С ними согласен и декан философско-социологического факультета РАНХ и ГС при президенте, кандидат философских наук Петр Сафронов. Он предлагает начать процесс модернизации послевузовского образования и приведения его в соответствие с общемировыми стандартами с перестройки первых ступеней высшего образования.

«Та маскировка, тот спектакль, который мы видим на защитах докторских и кандидатских диссертаций, имеет в своем источнике либеральное отношение к списыванию, господствующее в вузах, отсутствие системы контроля плагиата и так далее. Будущие ученые уже на студенческой скамье приучаются к коррумпированным схемам», – уверен Сафронов.

Он предлагает три шага в совершенствовании системы рассмотрения научных работ. Это усовершенствование методов образовательной оценки и аудита с привлечением независимых экспертов, в том числе и из-за рубежа, а также из СМИ и бизнес-сообщества. Акцент на открытость и дискуссионность в процедуре рассмотрения диссертаций, внедрение возможностей проведения защиты онлайн в виде Skype-конференций.

«Защита должна превратиться в научный мини-форум, а не быть, как сейчас, абсолютно бюрократическим, сухим и малоинтересным мероприятием», – считает Сафронов.

Бюрократы от образования

Присуждением научных степеней в России занимается Высшая аттестационная комиссия (ВАК), под началом которой работают диссертационные советы, имеющиеся при каждом вузе, регулирующие рассмотрение и защиту докторских и кандидатских диссертаций.

При вступлении в силу новой нормы в ведении диссоветов останется функция присваивать звание доктора, а полномочия ВАК будут существенно сокращены.

Уже сейчас функции ВАК фактически сведены к проверке работы диссертационных советов и выявлению некачественной научной деятельности. Сокращение функций ВАК чиновники из министерства объяснили неэффективной работой ведомства.

Однако в том, что Аттестационная комиссия сможет в ходе реформы полностью исчезнуть, эксперты не уверены. По мнению преподавателя Высшей школы экономики, кандидата философских наук Кирилла Мартынова, ВАК нельзя отменить, потому что «важные люди сделали на нем свою карьеру».

«ВАК состоит из людей, которые занимают серьезные позиции в ректорском или административно-преподавательском сообществе. Эти люди учили президентов, депутатов, они имеют определенное влияние, которое им не хочется терять», – считает эксперт.

Петр Сафронов полагает, что само существование ВАК тормозит процесс интернационализации российской науки.

«Традиционный изоляционизм и оборончество, присущие российскому образованию и науке, дополнились тенденцией на формализацию и господство условных индикаторов в оценке научной продуктивности, например, количеством публикаций в ваковских журналах», – говорит эксперт.

Доктор политических наук, профессор РГГУ Сергей Черняховский не склонен столь радикально оценивать деятельность Аттестационной комиссии. Он полагает, что ВАК, как может, пытается справиться с нарушениями в сфере науки и ужесточить критерии оценки научных работ.

«Сейчас идет достаточно много низовой халтуры, но особенно много ее было в 90-е годы, когда прежние критерии были признаны устаревшими и создавать можно было что угодно – большей частью это была макулатура», – рассказывает профессор.

В чем разница

Высшая ученая степень доктора наук, звучащая как «доктор философии» или PhD, появилась в Великобритании, Италии и Франции в 12-13 веках наравне со степенями «доктора богословия», «доктора права» и «доктора медицины».

«Доктором философии» могут быть ученые-физики, лингвисты, литературоведы, одним словом, все, кто не относятся к богословам, медикам или юристам.

В России какой-то категории уже состоявшихся деятелей науки при переходе на новые стандарты придется пожертвовать своим статусом, а жертвовать им не хочет никто, полагает Кирилл Мартынов. «Большая проблема – свести две российские степени к одной. Если ее получат только доктора наук, то кандидаты окажутся сведенными к положению каких-нибудь магистров, а если докторов и кандидатов уравняют, то взбунтуются доктора – за что они отсиживали свою задницу все эти годы?» – рассказывает эксперт.

В России не нужны международные стандарты в науке, уверен Сергей Черняховский, поскольку разница между нашими кандидатам и докторами и западными PhD – формальная.

«Все эти степени во многом – игра в слова при сохранении одних и тех же сущностей. И PhD, и кандидат наук – это человек, который знает состояние дел в своей научной области и способен как апеллировать к имеющимся точкам зрения, так и использовать ту или иную теорию для достижения тех или иных исследовательских результатов. Наш доктор наук – это уже человек, который создал свою школу и методологическую концепцию, на основании которой могут вести исследование и другие люди, – рассказывает эксперт. – Но и в США есть доктора высшей категории, сравнимые с нашими».

Источник: Константин Строкольский, газета Взгляд


ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, ВАК, ВУЗЫ

Об изменениях в номенклатуре специальностей

С 1 июня 2012 года вступили в силу изменения в Номенклатуре специальностей. Поправки внесены по большей части в юридические специальности, но не только. Таким образом, почти спустя полгода, "заработал" приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2012 г. N 5 "О внесении изменений в Номенклатуру специальностей научных работников, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. N 59".

Кроме того, в связи с внесением изменений в Номенклатуру специальностей, Минобрнауки РФ выпустило специальное письмо-разъяснение (см. ниже) относительно действительности кандидатских экзаменов по изменившимся специальностям и порядка приема экзаменов в дальнейшем, вплоть до утверждения новых программ. Основной смысл письма сводится к тому, что уже сданные экзамены остаются действительными и повода для беспокойства у аспирантов о необходимости сдавать их заново нет. Текст письма и приложения к нему (таблица соответствия шифров специальностей) приведены ниже.

Следует отметить, что не все вопросы полностью разъяснены в указанных выше Приказе и письме. Основным на данный момент "нюансом" по прежнему является то, что так и не появились паспорта специальностей по вновь введенным и измененным шифрам специальностей. Таким образом, есть перечень шифров (собственно Номенклатура), но нет новых паспортов. Эта коллизия на данный момент никак не разъясняется и не комментируется соответствующими официальными лицами. Более того, в связи с тем, что сайт Минобрнауки переехал на новый кириллический домен (mon.gov.ru заменили на минобрнауки.рф) и у него сильно поменялась внутренняя структура, теперь недоступен и файл паспортов специальностей в редакции ноября 2011 года. Возможно, это всего лишь техническая ошибка администраторов сайта, а возможно, здесь есть некие "игры", когда в отсутствие обновленной версии файла из общего доступа "попросту и без затей" убирается этот файл целиком.

№ СИ-701/09 от 31 мая 2012 г.

Ректорам образовательных
учреждений высшего
профессионального образования,
образовательных учреждений
дополнительного
профессионального образования

Руководителям научных
организаций, осуществляющих
подготовку докторантов,
аспирантов (адъюнктов)

О приказе Минобрнауки России от 10 января 2012 г. № 5

В связи с вступлением в силу с 1 июня 2012 г. приказа Минобрнауки России от 10 января 2012 г. № 5 «О внесении изменений в Номенклатуру специальностей научных работников, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2012 г., регистрационный № 23091) (далее - приказ, Номенклатура) Минобрнауки России рекомендует руководствоваться следующим.

1. Кандидатские экзамены, сданные до 1 января 2013 г. по программам по специальностям научных работников, входившим в Номенклатуру до вступления в силу приказа, считать действительными по специальностям научных работников, введенным в Номенклатуру приказом, и специальностям научных работников, которые претерпели изменения в связи с изданием приказа, (далее - новые специальности, специальности, которые претерпели изменения) согласно прилагаемой таблице соответствия специальностей научных работников.

2. До утверждения программ кандидатских экзаменов по новым специальностям и специальностям, которые претерпели изменения, считать возможным использование программ кандидатских экзаменов по новым специальностям и специальностям, которые претерпели изменения, разработанных образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями и утвержденных их учеными (научно-техническими) советами.

Приложение: на 2 л.

С.В. Иванец


АСПИРАНТУРА - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аспирантура в аспирантуре

Российскую аспирантуру в последние годы часто критикуют: и учатся в ней не те, и учат там не тому. Пока власти пытаются разобраться, как исправить ситуацию, группа учёных запустила альтернативный проект – БиоН. Это сеть аспирантур в области нейробиотехнологий, куда входят девять российских и семь европейских университетов, а также научно-исследовательских институтов. Объединяет проект свыше 100 аспирантов и 30 учёных. Главное преимущество новой модели – мобильность участников. Ежемесячно им предлагают различные мероприятия: лекции, семинары, научные школы, которые проводятся в разных вузах. И у самых достойных молодых учёных есть возможность отправиться на трёхмесячную стажировку за границу.

Юрий Штыров
Юрий Штыров: «Меня волнует, что происходит в России, и я хотел бы по возможности помогать, в частности повышая качество образования»

Проект БиоН (расшифровывается как «Биотехнологии в нейронауках») стартовал около двух лет назад. Его инициаторы – учёные-соотечественники, живущие за границей, но неравнодушные к тому, что происходит в российском образовании. В 2004–2005 годах они разработали оригинальную магистерскую программу, которую апробировали в Санкт-Петербургском госуниверситете. Она и сейчас существует, вуз включил её в учебный план. А потом решили сосредоточиться на аспирантуре.

«Вместе с коллегами – русскими учёными из Хельсинки, Лондона, Базеля – я – один из тех, кто стоял у истоков проекта, – говорит старший научный сотрудник Института исследований познания и мозга в Кембридже (Cognition and Brain Sciences Unit) и директор Отдела когнитивного исследования мозга в Университете Хельсинки, профессор Юрий Штыров. – Я покинул Россию в середине 90-х годов, будучи ещё молодым человеком, когда наукой стало практически невозможно здесь заниматься. Поэтому одна из причин – желание развивать связи, в том числе научные; в рамках проекта появились очень интересные совместные работы с российскими лабораториями. Но меня в целом волнует, что происходит в России, и я хотел бы по возможности помогать, в частности повышая качество образования, привнося в него самое лучшее из международного опыта и развивая новые технологии образования в высшей школе. Это, можно сказать, основная цель проекта».

В России нейробиология традиционно была сильна. Достаточно вспомнить работы Павлова, Сеченова, Мечникова. Однако в последние годы она пришла в упадок из-за недофинансирования. Чтобы вернуть ей утраченные позиции, авторы проекта пытаются объединить имеющиеся в России и за рубежом ресурсы: интеллектуальные, технические, финансовые. Идея заключается в том, чтобы аспиранты из разных вузов страны посещали дополнительные занятия. Тот же курс, который читается, допустим, в Кембриджском университете полгода, можно изучить в России за неделю в более интенсивном режиме, пригласив к нам преподавателя. Причём познакомиться с его лекциями смогут все аспиранты консорциума: из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и т.д.

БиоН – это не аспирантура в общепринятом смысле, здесь не присваивают степень кандидата наук. Работа ведётся с аспирантами вузов-партнёров. Чтобы принять участие в мероприятии, им надо зарегистрироваться на сайте проекта, подать заявку и отправить резюме. Важно, что проводятся они не только в Москве (хотя здесь проще разместить всех участников – предоставляются места в общежитии ГЗ МГУ). В каждом вузе консорциума есть свои сильные направления и учёные. Поэтому даже москвичам и питерцам имеет смысл выезжать в регионы. За два года было организовано 12 курсов и три научные школы.

По финскому образцу

Когда задумывался проект БиоН, то за основу взяли финскую систему Finnish Graduate School of Neuroscience (FGSN). Это фондовая организация (сетевая школа) от Финской академии наук. Она выделяет деньги на набор аспирантов. Выбираются лучшие. Им выплачивают стипендии. Все учатся в разных университетах, но периодически встречаются на специальных курсах, практикумах и школах. В России решили попробовать создать подобную сетевую модель для российских вузов.

«Один из главных недостатков российской аспирантуры в том, что за всё время обучения аспиранты находятся обычно в одном учебном заведении, – говорит координатор проекта БиоН по России Ольга Мартынова. – У них нет возможности поехать в другой университет, прослушать интересующий их курс, познакомиться с какими-то учёными. Второй недостаток: в России аспирантура в основном направлена на научную деятельность – выполнение неких экспериментов/исследований сугубо по своей теме, защита кандидатской. В отличие от европейской аспирантуры, в нашей нет образовательного компонента. Сохраняется лишь обязательное требование сдачи трёх экзаменов по философии, иностранному языку и специальности. В своём проекте мы решили устранить эти два недостатка».

Проект БиоН стартовал благодаря финансовой поддержке Евросоюза (рассчитан на три года, до 2013-го). У ЕС есть специальные гранты, которые выделяются на проекты, направленные на сближение образовательного пространства Европы и стран Восточного региона, в том числе России. Деньги в основном тратятся на оплату поездок и проживания аспирантов и преподавателей. Практически сразу, на момент подготовки проекта, в нём согласился участвовать МГУ (биофак), Санкт-Петербургский госуниверситет, Южный федеральный, Нижегородский государственный им. Н. И. Лобачевского (кафедра нейродинамики), Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии (ИВНД) РАН и некоторые другие.

«В этом проекте изначально заложены уникальные возможности, – говорит директор ИВНД член-корреспондент РАН Павел Балабан. – В России нет таких сетей – межинститутских и тем более международных. Аспирантам предлагается пройти стажировку и получить новые знания не только у нас в стране, но и в Европе. Наши аспиранты – это фактически рабы, которые попадают в одно место и всю жизнь могут там провести, – зашоренные своей лабораторией/тематикой, так называемой “научной школой”. Это абсолютно неправильно и неприемлемо! В каком-то смысле это гибель молодёжи. В западных странах человек не может остаться в той лаборатории, в которой он выполнял кандидатскую диссертацию. Он вынужден уйти с насиженного места. А у нас… где выучились – там и остались. Надо развивать мобильность, ездить в другие лаборатории, узнавать, что делают учёные в других местах».

Аспиранты: уехать или остаться?

Российским аспирантам предоставляют возможность не только познакомиться с ведущими учёными в своей области (чтобы пригласить их на лекцию или какое-то мероприятие, организаторам приходится начинать переговоры за полгода, а то и за год!), но и пройти трёхмесячную стажировку в зарубежных университетах. Не служит ли это дополнительным стимулом для оттока талантливой молодёжи за рубеж?

«Это происходит постоянно, – говорит Ольга Мартынова. – За последние годы не везде, но во многих университетах уровень исследований вырос. Так что уже далеко не все хотят уехать. Где-то процентов 50 на 50. Причём мы заметили, что москвичи особенно не стремятся за границу. Видимо, и здесь неплохо».

Павел Балабан не склонен преувеличивать масштабы проблемы оттока молодёжи: «Я считаю, наоборот, проект даёт шанс узнать, где в России есть сильные лаборатории. А они есть, поверьте мне, просто их немного, и не всем они известны. А благодаря стажировкам и летним школам с ними можно познакомиться. Те, кто хочет уехать, и так уедут. Часть из них вернётся. Остальные будут помогать России с грантами, приёмом молодёжи. Ничего плохого в этом нет!»

Сами аспиранты с восторгом отзываются о проекте БиоН. «Я посещал различные лекции – очень высокого уровня. Их читали приглашённые специалисты из Кембриджа, Базельского университета и других, – рассказывает аспирант первого года Санкт-Петербургского госуниверситета Сергей Тугин. – На многих мероприятиях побывал – семинарах, конференциях, летних школах. А ещё у меня была возможность посетить лабораторию в Хельсинки – с оплатой помогли организаторы проекта. Там я стажировался три месяца, изучал новейшие методы анализа в своей области. Это очень расширило мой кругозор. Я уже не говорю про различные связи, которые наверняка пригодятся».

Научную карьеру Сергей хотел бы продолжить в Европе. Самое реальное – попасть в Финляндию. А наиболее привлекательны для него Швейцария и Англия.

У аспирантки МГУ Роксаны Салиховой тоже большой опыт участия в разных семинарах и школах: она была в Бекасово, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Ездила на три месяца во Францию, в парижский институт ENS (l’École normale supérieure) вместе с сокурсницей. Почти сразу их задействовали в исследовании.

«Я считаю мероприятия такого рода полезными, – говорит аспирантка. – Помимо того что есть возможность послушать других людей, которые уже чего-то добились в своей области, реально наладить какие-то контакты со своими сверстниками, которые занимаются похожими работами в других городах, а также пообщаться с приезжающими лекторами. На стажировках получаешь очень богатый опыт, можно что-то позаимствовать и привнести в свою лабораторию. Я, кстати, хочу остаться в России, на своей кафедре, в МГУ».

Где найти поддержку

Организаторы проекта довольны его реализацией. Аспиранты проявляют большую активность, от вузов и НИИ поступают предложения о сотрудничестве. Пока в подвешенном состоянии остаётся только вопрос финансирования.

«Мы пытаемся искать самые разные источники, чтобы проект стал более стабильным, – говорит Юрий Штыров. – Естественно, сейчас мы внимательно изучаем российские возможности, следим за новыми инициативами вроде “Сколково”. Пока не могу сказать, что смогли заинтересовать Министерство образования и науки РФ, но пытаемся с ним взаимодействовать. Возможно, нам предстоит создать некое юридическое лицо, чтобы министерству было понятно, с кем работать. Но в области образования это связано с непреодолимыми бюрократическими процедурами. Возможно, необходимо оформить общественную организацию или фонд. Такого рода затруднения отвлекают от сути нашей работы, но без стабильного источника поддержки любые, даже самые прогрессивные, начинания не выживут, а мы настроены на успех».

Авторы проекта БиоН считают, что созданная ими модель сетевой аспирантуры по своей сути универсальна, – её можно тиражировать и в других научных направлениях. Так что надеются получить от российского государства поддержку на развитие перспективного проекта.

Студенты первой школы БиоН
Студенты первой школы БиоН «Когнитивные нейротехнологии» на обсуждении вопросов, заданных лектором, в Бекасово

Муравьёва Марина, S&T RF


Прыг: 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14
Скок: 10 20 30

игровые автоматы играть бесплатно