ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, ВАК, ВУЗЫ
В системе аттестации грядут перемены
Интервью ученого секретаря ВАК Феликса Шамхалова Российской газете.
Нынешняя ситуация в сфере аттестации научных кадров стала предметом для обстоятельного разговора с главным ученым секретарем ВАК, членом-корреспондентом РАН Феликсом Шамхаловым.
Российская газета: Вы пришли на ключевую должность в системе аттестации почти год назад. Но все это время воздерживались от интервью и публичных комментариев в СМИ. Это было элементом продуманной стратегии? Или просто недолюбливаете журналистов?
Феликс Шамхалов: Ничего подобного за собой не замечал. Просто давно приучил себя говорить о сделанном и решенном. И не предвосхищать того, что еще в проектах или только обсуждается. Это с одной стороны. А с другой - став главным ученым секретарем, я не перестал быть заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Эта должность, как вы понимаете, не самая публичная.
РГ: Между тем именно с вашим приходом связывают резкое ужесточение требований к работе диссертационных советов. В том числе и те изменения, что внесены правительством в действующее положение о ВАК...
Шамхалов: А это, если хотите, объективная необходимость. На мой взгляд (да и не только на мой), диссертационные советы - это сейчас самое слабое звено цепочки. Ведь от качества их работы зависит репутация всей отечественной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров. Ни для кого не секрет, что за последние годы этот фильтр поизносился, а то и сознательно деформирован. Как следствие - должного качества научной экспертизы зачастую он не обеспечивает. Достаточно сказать, что число самих советов в 2006 году достигло почти 4 тысяч...
РГ: Больше, чем когда-то во всем СССР?
Шамхалов: Да. Немало случаев, когда создавались разовые советы - под чью-то персональную защиту. Существовала целая сеть так называемых "резервных" советов. По старому положению, на защите диссертации для кворума достаточно было присутствия девяти членов совета, причем всего трех докторов наук по специальности. Согласитесь, что такой совет гораздо проще сделать "дружественным" в отношении того или иного соискателя.
Не исключаю, что именно это и стало первопричиной конфликта, который возник при рассмотрении аттестационного дела Юлия Горгуцы. Все факты, изложенные в статье и в апелляции самого соискателя, мы тщательно исследуем. И о решении, которое вынесет ВАК, обязательно известим.
РГ: Корень бед, вы считаете, в диссертационных советах. Какие шаги уже предприняты и что сейчас делается для исправления ситуации?
Шамхалов: По новому положению в диссертационный совет должно входить не менее семнадцати ученых, а раньше - всего двенадцать. Кворум при защите - две трети состава. Мы укрупняем советы, ликвидируем параллелизм и дублирование в их работе - в соседних вузах, в одном областном центре не должно функционировать двух советов по одной специальности. Одновременно с этим вводим обязательное требование, в соответствии с которым при защите докторской диссертации работу соискателя ученой степени должны оценивать не менее семи докторов наук, в том числе пять штатных, то есть работающих в той организации, при которой создан и действует совет.
Далее. Мы исходим из понимания, что диссертационный совет - это экспертная организация в конкретной области знаний. И настаиваем, чтобы у всех его членов были труды и научные публикации по соответствующей специальности за последние пять лет.
РГ: А если это требование не соблюдается?
Шамхалов: Такой совет не утверждаем. В 2007 году поступило более 4 тысяч заявок с комплектом документов на создание и подтверждение полномочий диссертационных советов. Примерно 2,5 тысячи возвращено. Потому что не соответствуют требованиям Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций.
РГ: Откуда присылают такие заявки? Из малоизвестных НИИ и второстепенных вузов?
Шамхалов: Увы! В том-то и дело, что даже ведущие вузы и научные организации представляют нам неполные и неверно оформленные комплекты документов. Это явление приобрело массовый характер. Вот почему к настоящему времени сформирована сеть только из 1784 диссертационных советов. 1756 из них имеют право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
РГ: А за кем окончательное решение? Говорят, при вас создана некая таинственная комиссия - статус ее для многих непонятен, поскольку в Положении о ВАК ничего подобного не прописано...
Шамхалов: Комиссия создана приказом руководителя Рособрнадзора, что абсолютно законно и оправданно. Поскольку именно Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки по Положению о ней наделена сегодня полномочиями создавать диссертационные советы, приостанавливать, а если необходимо, то и прекращать их деятельность. В состав комиссии введены очень авторитетные эксперты - академики, ректоры известных вузов, есть даже бывшие руководители министерств.
РГ: Кто, например?
Шамхалов: Например, Ткаченко, Ливанов. По форме это совещательный орган, его решения носят для нас рекомендательный характер. А недовольны работой комиссии, видимо, те, кто хотел бы все оставить без изменений. В "крепких" диссертационных советах подобных вопросов не возникает.
Скажу больше: уже почти сто советов согласились с нашим предложением и выразили готовность проводить у себя защиты диссертаций с on-line трансляцией в Интернете. В первую очередь это касается работ, имеющих высокую научную и общественную значимость. При этом любой специалист, кому близка и важна заявленная тематика диссертационного исследования, может через Интернет наблюдать за всем происходящим во время защиты - даже если в этот момент находится очень далеко от соискателя и его оппонентов.
РГ: Почему это так важно и когда может осуществиться?
Шамхалов: Думаю, уже к концу нынешнего года. То, что мы называем федеральным сегментом информационно-телекоммуникационного комплекса государственной аттестации научных и научно-педагогических работников (сокращенно - ГАС ВАК), создается в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Министерством информации и связи на эти цели в 2008-2010 годах планируется выделить 300 миллионов рублей.
Без этого мы никогда не выберемся из бумажной рутины прошлого века. И не даст ожидаемого эффекта работающая в настоящее время в пилотном режиме система "Антиплагиат - ВАК".
РГ: Трудно с вами не согласиться. Ведь то, что современные информационные технологии и повседневная деятельность ВАК существуют словно в параллельных мирах, знает каждый, кто соприкасался. Да и официальный сайт ВАК, мягко скажем, мало информативен, редко обновляется, а местами и вовсе устарел...
Шамхалов: А что вы хотите? Во времена СССР в ВАК работало 220 человек - без обслуживающего персонала. Тогда это был, по сути, Госкомитет. И отдельное здание, в котором он размещался, соответствовало его статусу и задачам - примерно 12 тысяч квадратных метров. Сегодня у нас в аппарате всего 44 человека, а материалов поступает на 5-6 процентов больше, чем в середине 80-х - начале 90-х. То есть более 30 тысяч кандидатских диссертаций и более 4 тысяч докторских. А еще, заметьте, ежегодно рассматривается около 12 тысяч аттестационных дел по присвоению ученых званий профессора и доцента.
Весь объем поступающей документации, сотрудники аппарата и 45 экспертных советов, в состав которых входит 1500 ведущих ученых академической, вузовской, отраслевой науки, размещаются в помещениях общей площадью менее 1,5 тысячи квадратных метров. Если учесть, что на заседания экспертных советов ежедневно вызывают по 15-30 соискателей, а дважды в неделю в среднем по 150 человек приезжают за получением дипломов и аттестатов, можете представить, что это за муравейник.
Члены экспертных советов, весьма уважаемые ученые и, как правило, далеко не молодые люди, вынуждены писать заключения, примостившись где-нибудь в коридоре. На кладбище, извините за мрачное сравнение, и то выделяют больше места...
РГ: Да уж! И долго будете с этим мириться?
Шамхалов: Я бы не стал об этом говорить, если б дело не сдвинулось. Думаю, что уже через полтора-два месяца мы переедем в Большой Трехгорный переулок, дом 11. Там будем занимать два корпуса - примерно восемь тысяч квадратных метров. И если сегодня у нас всего три комнаты по 35 метров и одна комната, это зал президиума, около 70 метров, то там получается тринадцать отдельных залов для экспертных советов.
РГ: Автоматизированная система ГАС ВАК проектируется с учетом предстоящего переезда?
Шамхалов: Разумеется. Мы хотим создать единую многокомпонентную информационную систему. Так, чтобы она объединила информационные массивы о деятельности всех участников процесса государственной аттестации: диссертационные советы и экспертные советы ВАК, ведущие организации и конкретных ученых, выступающих как в роли научных руководителей, так и оппонентов.
Хотим, чтобы таким образом формировалась персональная ответственность всех лиц, задействованных в процессе подготовки и защиты диссертаций. Во многих случаях люди настолько безответственно подходят к своим обязанностям, что просто диву даешься. Нередко "рыбу" для заключений готовит сам соискатель, а они просто подписывают. И никто никакой ответственности не несет. А с введением ГАС ВАК картина поменяется, весь брак окажется на виду. Это касается и плагиата. Система станет настолько прозрачной, что будут видны все случаи недобросовестных заимствований.
РГ: Будете ставить "черные метки"?
Шамхалов: В каком-то смысле, да. Отчасти это есть и сейчас. Если работа по каким-то причинам отклоняется ВАК, диссертационный совет, представивший ее, получает предупреждение. При втором таком случае - деятельность совета приостанавливается или совет закрывается. Аналогичные шаги надо практиковать и персонально в отношении недобросовестных научных руководителей, оппонентов, представителей ведущих организаций. Заведем и на них своеобразную "доску почета".
Эта инициатива, к слову сказать, получила одобрение и поддержку на заседании Российской академии образования, где шел принципиальный разговор об уровне диссертационных исследований по педагогике и психологии. Совместно с Российским союзом ректоров подобные обсуждения мы планируем провести в этом году и с другими государственными академиями наук.
Но еще до того как ГАС ВАК вступит в строй, мы хотим внятно объяснить людям, чего от них хотим. Первое - чтобы при комплектовании диссертационных советов смотрели на труды и научные публикации потенциальных кандидатов. Если последние работы по специальности опубликованы более пяти лет назад, такой эксперт при всем уважении к его прежним заслугам не должен становиться членом специализированного диссертационного совета.
РГ: Боюсь, что это требование вызовет протесты. Ведь за пределами экспертного поля могут оказаться выдающиеся ученые, не озаботившиеся своевременно нужной публикацией...
Шамхалов: Из всякого правила, конечно, могут быть исключения. Но смысл наших требований в том, чтобы члены диссертационных советов держали руку на пульсе современной науки, а сами советы не превращались в почетные ареопаги. Что бы ни говорили, мы будем обращать на это самое пристальное внимание при утверждении каждого отдельно взятого совета. Как и на то, чтобы не было "многостаночников", когда один и тот же человек представительствует в нескольких советах. Сейчас условие такое: доктор наук может состоять в диссертационном совете по месту своей основной работы и еще в двух - на стороне, но не больше.
Схожие требования мы транслируем и на уровень экспертных советов, работающих при ВАК. Сейчас их сорок пять. В ближайшее время станет больше: совет по медицине, в котором 149 экспертов, планируем поделить на четыре - по числу существующих в нем секций. Похожим образом намерены поступить и с советом по экономике. Надеемся, что это сделает их работу более оперативной. Одновременно будем добиваться, чтобы при рассмотрении диссертации в подготовке заключения участвовал не один эксперт, а как минимум трое.
РГ: А работа их будет оплачиваться? Или все, как прежде, - экспертная работа на общественных началах?
Шамхалов: Тут мы немного забегаем вперед, и я должен изменить своему правилу. Решено оплачивать труд экспертов, взяв за основу профессорскую ставку. На стадии согласования находятся вопросы, связанные с практической реализацией принятого решения.
РГ: Это еще одна ваша победа?
Шамхалов: Скорее это свидетельство поддержки наших инициатив со стороны правительства. Когда мы их формулируем, то исходим из того, что знания, идеи, квалификация кадров и другие нематериальные активы в системе глобальной экономики зачастую стоят больше, чем, скажем, основные фонды. В условиях перехода к экономике знаний эта тенденция будет нарастать. И ВАК - это своего рода ОТК на фабрике знаний. Точнее, той ее части, где готовят специалистов высшей квалификации. Наша задача - при окончательной оценке работ на соискание ученой степени определить, где истинные знания, а где только их видимость.
Шамхалов Феликс Имирасланович (1968) - доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН (2003), заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН по науке. В сентябре 2007 года назначен главным ученым секретарем ВАК. Заслуженный деятель науки РФ. Лауреат Государственной премии РФ для молодых ученых в области науки и техники. Женат, имеет четверых детей.
См. также:
- Возведение в степень: полномочия разделили
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 января 2002 г. N74
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, ВАК, ВУЗЫ
Возведение в степень: полномочия разделили
ВАК сосредоточится на экспертизе диссертаций, Рособрнадзор займется процедурными вопросами.
Комментарий Российской газеты к постановлению правительства РФ от 20 апреля 2006 года N 227 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней". Изменения, которые вносятся при этом в нормативные документы, определяющие порядок аттестации кадров, указывают на то, что часть прежних полномочий Высшей аттестационной комиссии (ВАК) отныне переходит к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
Первое и главное: отныне все диссертационные советы создаются не по прямому решению ВАК, как было, а Рособрнадзором - "на основании заключения Высшей аттестационной комиссии". Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки получила право приостанавливать или прекращать деятельность диссертационных советов, причем не только по заключению Высшей аттестационной комиссии, но и "в случае нарушения порядка представления и защиты диссертаций..." То есть по собственному усмотрению.
Из нормативных документов, утвержденных в январе 2002 года и действовавших до настоящего времени, исключено еще одно принципиальное положение, согласно которому ВАК наделялся правом контролировать деятельность и пересматривать сеть диссертационных советов по каждой научной специальности. В обновленном документе эта функция напрямую никому не переадресована, но из контекста поправок и исключений становится ясно, что заниматься этим станут сотрудники Рособрнадзора.
Нынешний председатель Высшей аттестационной комиссии, академик РАН Михаил Кирпичников, побывавший недавно на "Деловом завтраке" в "Российской газете", предуведомил эти перемены и назвал их "следствием компромисса", который необходим сейчас, чтобы "вывести ВАК из того полуподвешенного состояния, в котором он находился последние два года" (см.: "Возведение в степень" - "РГ", 26 апреля 2006 года).
Состав комиссии, которая теперь уже прочно приписана к министерству образования и науки, утверждается правительством, что до известной степени обеспечивает ее самостоятельный, "надминистерский" статус. Но лишь до известной степени - потому что Положение о Высшей аттестационной комиссии утверждается не правительством, чего добивались члены нынешнего президиума ВАК, а министерством образования и науки.
Что же касается самого президиума ВАК, который формируется "для оперативного решения текущих и иных вопросов аттестации", возникающих в период между заседаниями всей комиссии, его роль теперь сведена к минимуму, а все прежние функции переданы аппарату Рособранадзора. И в переписку соискатели ученых степеней отныне будут вступать не с Высшей аттестационной комиссией, а исключительно с Рособрнадзором.
Можно с уверенностью утверждать, что после публикации изменений в действующее положение у тех, кто сейчас готовится к защите, вопросов возникнет великое множество. Да и как им не возникнуть, если один только пункт 18 Положения о порядке присуждения ученых степеней кардинальным образом меняет процедуру представления к защите докторских диссертаций. Отныне не позднее чем за три месяца до защиты должны быть направлены в Рособрнадзор не только все полагавшиеся ранее документы (личные данные соискателя, название диссертации, шифр специальности и отрасли науки, название и адрес диссертационного совета), но и представлен для опубликования в бюллетене ВАК и для размещения на отрытом сайте в сети Интернет автореферат подготовленной работы. Такая публикация в Интернете - отныне обязательное условие при защите докторской диссертации.
Для защиты кандидатской нужно как минимум разместить автореферат на сайте той организации, при которой создан диссертационный совет. А еще - иметь хотя бы одну публикацию по теме кандидатской диссертации в рецензируемом журнале.
Тем, кто еще только задумывается о написании кандидатской, следует заранее настраивать себя на то, что защищать ее придется не в знакомых стенах, не в тепличной атмосфере так называемых "кандидатских" диссертационных советов, а в условиях, "реально приближенных к боевым", - с подлинной научной экспертизой и серьезными оппонентами. В случае отклонения диссертационным советом представленной к защите работы, а также при отрицательном заключении экспертных советов ВАК по уже защищенной диссертации апеллировать соискатели должны будут не в президиум Высшей аттестационной комиссии, как было прежде, а в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
Сотрудникам ее аппарата работы, безусловно, прибавится - особенно если учесть, что их заботой отныне станет и размещение авторефератов докторских диссертаций на сайте Рособрнадзора. А это 4,5-5 тысяч работ в год! Чтобы "переварить" этот поток и не допустить даже малейшей неточности, которая может исказить существо авторских выкладок и расчетов, потребуется увеличить численность аппарата, возможно - создать дополнительную службу.
См. также:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 227 г. Москва О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 января 2002 г. N74
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4058 от 3 мая 2006 г.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, ВАК, ВУЗЫ
О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.01.02 N74
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 227 г. Москва О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 6, ст. 580; 2003, N 33, ст. 3278).
Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков
Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней"
1. В пункте 2 слова "Министерством образования Российской Федерации" заменить словами "Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки".
2. В Положении о порядке присуждения ученых степеней, утвержденном указанным постановлением:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Высшая аттестационная комиссия).
Для оперативного решения текущих и иных вопросов аттестации, возникающих в период между заседаниями Высшей аттестационной комиссии, из числа ее членов формируется президиум Высшей аттестационной комиссии.
Положение о Высшей аттестационной комиссии утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.";
2) в пункте 3 слова "диссертационные советы" заменить словами "советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (далее - диссертационные советы)";
3) в пункте 4:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"4. Диссертационные советы создаются в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при широко известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний высших учебных заведениях, получивших государственную аккредитацию федерального органа управления высшим образованием, а также при научных организациях на основании заключения Высшей аттестационной комиссии и ходатайств указанных организаций (при организациях, имеющих форму учреждения, - по согласованию с учредителем).";
в абзаце втором слова ", которая контролирует их деятельность и пересматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специальности с учетом изменений, вносимых в Номенклатуру специальностей научных работников" исключить;
в абзаце третьем слово "или" заменить словом "и";
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки приостанавливает или прекращает деятельность диссертационных советов на основании заключения Высшей аттестационной комиссии, а также в случае нарушения порядка представления и защиты диссертаций, установленного настоящим Положением.";
в абзаце восьмом слова "Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Российской академией наук" заменить словами "Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Российской академией наук и общероссийской общественной организацией "Российский союз ректоров";
4) в пункте 5:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"5. Ученая степень доктора наук присуждается Высшей аттестационной комиссией на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии о соответствии представленной диссертации установленным настоящим Положением критериям.";
абзац третий изложить в следующей редакции:
"Высшая аттестационная комиссия вправе проверять выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук. По результатам проверки в случае выявления нарушений порядка представления и защиты диссертаций, установленного настоящим Положением, Высшая аттестационная комиссия вправе отменить принятое диссертационным советом решение о присуждении ученой степени кандидата наук.";
5) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Министерство образования и науки Российской Федерации разрабатывает и утверждает формы дипломов доктора наук и кандидата наук государственного образца, устанавливает порядок их выдачи Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.";
6) в пункте 7 и абзаце шестом пункта 9 слова "Министерством образования Российской Федерации" заменить словами "Министерством образования и науки Российской Федерации";
7) абзац первый пункта 10 после слов "по соответствующей отрасли знаний" дополнить словами "(не менее 50 работ в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях)";
8) пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в научных изданиях.
Основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях. Результаты кандидатской диссертации должны быть опубликованы хотя бы в одном ведущем рецензируемом журнале или издании. Перечень указанных журналов и изданий определяется Высшей аттестационной комиссией.
К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниваются дипломы на открытия и авторские свидетельства на изобретения, выданные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, патенты на изобретения; свидетельства на полезную модель; патенты на промышленный образец; программы для электронных вычислительных машин; базы данных; топологии интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке; депонированные в организациях государственной системы научно-технической информации рукописи работ, аннотированные в научных журналах; работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов; публикации в электронных научных изданиях, зарегистрированных в федеральном государственном унитарном предприятии "Научно-технический центр "Информрегистр" в порядке, согласованном с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.";
9) абзац первый пункта 13 изложить в следующей редакции:
"13. Соискатель ученой степени кандидата наук должен сдать соответствующие кандидатские экзамены, перечень которых определяется Высшей аттестационной комиссией и утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.";
10) в абзаце первом пункта 15 слова "Министерством образования Российской Федерации" заменить словами "Министерством образования и науки Российской Федерации";
11) в пункте 16:
в абзаце втором слова ", как правило," исключить;
абзац третий исключить;
12) пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. При принятии к защите докторской диссертации диссертационный совет не позднее чем за три месяца до защиты представляет в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для опубликования в Бюллетене Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации и размещения на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии в сети Интернет текст объявления, в котором указываются фамилия, имя и отчество соискателя, название диссертации, шифр специальности и отрасли науки (в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников), название и адрес диссертационного совета, а также автореферат диссертации для размещения на указанном сайте. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки не позднее чем за месяц до защиты размещает на указанном сайте автореферат и текст объявления.
При принятии к защите кандидатской диссертации диссертационный совет размещает на официальном сайте организации, при которой он создан, в сети Интернет не позднее чем за месяц до защиты автореферат и текст объявления, в котором указываются фамилия, имя и отчество соискателя, название диссертации, шифр специальности и отрасли науки (в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников), название и адрес диссертационного совета.
Текст объявления о защите докторской диссертации с указанием номера Бюллетеня Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, в котором он был опубликован, и даты размещения на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии в сети Интернет, а также текст объявления о защите кандидатской диссертации с указанием даты размещения на официальном сайте организации, при которой создан диссертационный совет, в сети Интернет приобщаются к аттестационным делам соискателей.
Типовой текст объявления и порядок оплаты его публикации в Бюллетене Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Защита докторской диссертации проводится после опубликования текста объявления в Бюллетене Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации и размещения на сайте Высшей аттестационной комиссии в сети Интернет автореферата и текста объявления, а защита кандидатской - после размещения на сайте организации, при которой создан диссертационный совет, в сети Интернет автореферата и текста объявления.";
13) в пункте 23 слова "сотрудники Министерства образования Российской Федерации" заменить словами "работники Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки";
14) в пункте 25:
в абзаце первом слова "или экономики" исключить;
в абзаце втором слова "для науки и производства" исключить;
15) в пункте 28:
в абзаце первом слова ", которому предоставлено право рассмотрения докторских диссертаций," и слова "при защите докторской диссертации и не менее половины его членов при защите кандидатской диссертации" исключить;
абзац второй исключить;
16) в пункте 32:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"32. При положительном решении по результатам защиты диссертационный совет в 30-дневный срок после защиты направляет в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки первый экземпляр аттестационного дела соискателя (с аттестационным делом по защите докторской диссертации дополнительно направляется первый экземпляр диссертации). Второй экземпляр аттестационного дела хранится в диссертационном совете в течение десяти лет. Оформление аттестационных дел соискателей производится в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.";
в абзаце втором слова "Высшую аттестационную комиссию" заменить словами "Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки";
17) в пункте 33:
в абзаце первом слова "Высшую аттестационную комиссию" заменить словами "Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки";
в абзаце втором слова "президиум Высшей аттестационной комиссии вынес" заменить словами "Высшая аттестационная комиссия вынесли";
18) в абзаце втором пункта 34:
слово "президиума" исключить;
слова "в Бюллетене Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации" заменить словами "в порядке, установленном пунктом 18 настоящего Положения";
19) в абзаце втором пункта 35 слова "Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации" заменить словами "Федерального агентства по науке и инновациям";
20) в пункте 36:
в абзаце первом:
слова "Контроль за работой диссертационных советов и за соответствием" заменить словами "Экспертизу соответствия";
слово "президиума" исключить;
в абзаце третьем слова "экспертный совет" заменить словами "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки по представлению экспертного совета";
в абзаце четвертом слово "он" заменить словами "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки по представлению экспертного совета";
в абзаце седьмом слова "президиум Высшей аттестационной комиссии" заменить словами "Высшая аттестационная комиссия";
в абзаце девятом слова "Министерством образования Российской Федерации" заменить словами "Министерством образования и науки Российской Федерации";
21) в абзаце втором пункта 37 слова "президиумом Высшей аттестационной комиссии" заменить словами "Высшей аттестационной комиссией";
22) в абзаце втором пункта 38 слова "ее президиумом" исключить;
23) в пунктах 39 и 40 слово "президиумом" заменить словами "Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на основании заключения", а слова "Министерством образования Российской Федерации" заменить словами "Министерством образования и науки Российской Федерации";
24) в пункте 41 слова "президиумом Высшей аттестационной комиссии" заменить словами "Высшей аттестационной комиссией";
25) в пункте 43 слова "Министерством образования Российской Федерации" заменить словами "Министерством образования и науки Российской Федерации";
26) в абзацах первом и втором пункта 44 слова "президиумом Высшей аттестационной комиссии" заменить словами "Высшей аттестационной комиссией";
27) в пункте 46 слова "Министерством образования Российской Федерации" заменить словами "Министерством образования и науки Российской Федерации";
28) в абзацах первом и втором пункта 47 слова "Высшую аттестационную комиссию" заменить словами "Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки";
29) в пункте 48 слова "президиум Высшей аттестационной комиссии" заменить словами "Высшая аттестационная комиссия";
30) пункт 49 изложить в следующей редакции:
"49. На решения Высшей аттестационной комиссии по вопросам присуждения, лишения (восстановления) ученых степеней и выдачи диплома кандидата наук не позднее 2-месячного срока со дня вынесения решения может быть подана апелляция в указанную комиссию.
Апелляция на решение Высшей аттестационной комиссии по вопросу присуждения, лишения (восстановления) ученой степени и выдачи диплома кандидата наук рассматривается указанной комиссией с учетом заключений экспертных советов и членов Высшей аттестационной комиссии - специалистов по соответствующей отрасли наук. Решение Высшей аттестационной комиссии по апелляции является окончательным.
На решения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по вопросам переаттестации научных и научно-педагогических работников не позднее 2-месячного срока со дня вынесения решения может быть подана апелляция в указанную Службу.
Апелляция на решения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки рассматривается указанной Службой с учетом результатов рассмотрения апелляции Высшей аттестационной комиссией и заключения экспертного совета Высшей аттестационной комиссии.";
31) пункт 50 изложить в следующей редакции:
"50. Процедура рассмотрения апелляций в диссертационных советах Высшей аттестационной комиссии и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации".
См. также:
- Комментарий РГ к постановлению №227
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 января 2002 г. N74 с учетом указанных выше изменений