НАПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТРУДОВ
Как начать работу над диссертацией?
Итак, наступил момент, когда вы приняли решение написать диссертацию. В редких случаях научные работники принимают такое решение на основании непосредственной работы по интересной для них теме, и диссертация рождается как побочный продукт основной деятельности. Чаще же сначала появляется желание защитить диссертацию, а за ним приходит вопрос «как?», с чего начать работу? В любом случае вам помогут несколько полезных советов. Советы по теме «защита диссертации» сформулированы человеком, защищавшим 5 диссертаций (из них 3 успешно), и прошедшим интересный путь в этом направлении.
Для начала необходимо определиться с темой. Можно, конечно, положиться на помощь своего научного руководителя или консультанта. Но тема должна быть понятной и интересной диссертанту – ведь работа над диссертацией может длиться несколько лет, и «чужая» тема может просто погубить вашу работоспособность. Тема также должна быть близка вашему научному руководителю.
Оговоримся, что с научным руководителем связаны многие нюансы работы над диссертацией, и важно решить для себя, какой тип руководителя достался вам – формальный или внимательный. В любом случае, его советы будут полезными, но не перекладывайте на него ответственность за результат вашей работы.
Не менее важно решить для себя, по какой специальности будет идти работа. Это может оказаться значительным для вашей карьеры в будущем. Иногда решающим фактором становится совет, перед которым вы будете защищаться, так как успех вашей защиты отчасти зависит от того, насколько эксперты совета близки к области вашей работы.
Далее, внимательно изучите паспорт научной специальности, распечатайте его, и держите под рукой. Найти паспорт специальности можно на официальном сайте Высшей Аттестационной Комиссии.
Исходя из всего этого, можно сформировать рабочее название будущей диссертации. Оно не раз изменится, но отправная точка должна быть именно такой. Подберите в паспорте специальности раздел, максимально отвечающий вашим интересам и возможностям. В итоге в названии диссертации появится семантическое отражение выбранного раздела. Хорошо, если название будет частично повторять отрывок из паспорта специальности. Такой бюрократический в некотором смысле подход нужен, чтобы участники совета сразу сопоставили вашу работу со знакомой им предметной областью исследований в конкретной научной специальности. К сожалению, если этот момент будет упущен из виду и вами и вашим руководителем, диссертацию могут не одобрить.
Следующий важный момент – это структура вашей работы, то есть оглавление. Здесь подход соответствия специальности играет даже более значительную роль, чем в названии. Зачастую эксперты совета даже не читают саму работу, либо читают ее через строчку. А вот на небольших информативных отрезках (название, оглавление, заключение) их внимание обостряется. Если с самого начала работы они не столкнутся с привычными отрывками из паспорта научной специальности – вас ждут проблемы. Названия параграфов тоже должны этому следовать. К сожалению, такие детали в оформлении играют значительную роль при защите диссертации.
Дальше вы составляете подробный, последовательный план будущей работы. Если не сделать этого изначально, потом будет очень трудно подогнать каждую главу под вышеперечисленные требования. План тоже часто подвергается изменениям, тем более он не должен вас сковывать, мешать. Он выступает только в роли помощника, не стесняйтесь менять его. Но изменения плана также должны перекликаться с паспортом специальности по вышеизложенным принципам.
Следуя этим советам, вы избежите разочарования и больших затрат труда на конечной стадии оформления работы. Часто неопытные диссертанты пишут хорошую работу, а затем мучительно и долго переделывают ее, подстраиваясь под требования конкретного совета. Мучителен этот процесс потому, что очень сложно переделать уже написанную работу такого объема.
Желаем вам успеха в написании и защите диссертации!
НАПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТРУДОВ
Диссертация - что означает это слово и каковы ее основные типологические характеристики
Приобретение ученой степени никогда не теряло своей актуальности – популярно оно и сегодня, обладая рядом преимуществ, например, в виде отсрочки от армии, продвижения по карьере или повышения социального статуса. У тех, кто только приступает к научно-исследовательской работе, имеющей квалификационный характер и которая будет подготовлена для публичной защиты, то есть, к написанию диссертации, нередко возникает множество вопросов по поиску информации для работы, методикам написания и оформления, а также по процедуре ее защиты.
Понятно, что защита диссертации позволяет стать обладателем ученой степени. Однако здесь необходимо сделать пояснение во избежание путаницы: ученую степень – докторскую или кандидата наук, присваиваемую по результатам защиты, не следует путать с ученым званием – доцента или профессора, присваиваемые за достижения в научно-педагогической работе. Готовиться к диссертации, собирать необходимую информацию и делать все остальное для успешной защиты научной работы – дело непростое, многогранное и, можно сказать, запутанное. Попробуем разобраться в этом.
Претендент на ученую степень, готовит диссертацию самостоятельно. Содержание ее должно включать полученные результаты новых научных изысканий, обладать единством своего содержания и представлять собой вклад диссертанта в науку.
Предлагаемые авторские новые идеи должны быть аргументированы и иметь критические оценки в сравнении с уже известными описаниями подобных идей.
Диссертации прикладного значения должны содержать суждения о практическом применении приведенных результатов, а научные работы теоретического значения – выводы по использованию приведенных в диссертации научных данных.
Диссертацию готовят, как правило, на русском языке. Ее оформление должно отвечать установленным требованиям. Основные положения рукописной научной работы подлежат публикации. Кроме этого, в диссертации в деталях должны описываться методика исследования, ход изысканий, а также полностью раскрываться полученные результаты, иными словами, ее наполненность научной информацией должна быть на соответствующем уровне, отражая в деталях фактические материалы, включая подробности, гипотезы, обоснования, параллели и глубокие исторические экскурсы.
Методика написания диссертации должна включать главные аспекты разработки данной проблемы, разработанную методологию, либо алгоритм решения поставленных задач, определение научных выносок для защиты и выкладку апробации темы исследования.
В основе диссертации должен лежать принципиально новый материал, содержащий описание абсолютно новых закономерностей, явлений и фактов, обобщение уже известных сведений в другом аспекте и с иных научных позиций. В этой связи научная работа может содержать дискуссии по вопросам пересмотра существующих представлений. Материал должен быть оригинален, уникален и не являться повторением представленных положений. Содержание диссертации должно излагаться с использованием достаточно высокой степени абстрагирования, математических выкладок, аналитического и логического мышления, аргументированности суждений и точности приводимых данных. Диссертация, являясь особым видом научного произведения, должна писаться на языке науки, понятном только специалистам, в ней должны приводиться формулы, диаграммы, таблицы, графики и схемы, а стиль ее речи отличаться объективностью, вытекающей из специфики научных познаний.
НАПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТРУДОВ
Как написать диссертацию: общие правила работы
Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности — неразумный распорядок дня. Диссертанты любят объявлять себя «совами», что дает им моральное право не начинать работу над текстом диссертации до позднего вечера.
Военная служба научила нас, что, если обстоятельства заставят, любая сова довольно скоро научается петь жаворонком. Во всяком случае, попробовать стоит. Ложитесь в 8-9 часов вечера и вставайте не позднее 4 часов утра. Ведро холодной воды на голову, большая чашка кофе, и в вас проснутся такие творческие силы, о существовании которых вы и не подозревали. Но научные работники — упрямый народ, и после целого дня бестолковой беготни наш диссертант, пожелав домочадцам спокойной ночи, садится в кухне за стол и пытается с помощью кофе и сигарет одолеть накатывающее на него отупение. Не надо упрямиться, последуйте доброму совету, и вы сбережете время, силы и здоровье. Если же вы — счастливый аспирант и не обязаны ежедневно ходить «в присутствие» к девяти утра, попробуйте другой вариант режима. Один-полтора часа сна (не больше и не меньше) примерно с шести-семи вечера, подъем, ведро воды, чашка кофе и «ай да Пушкин!». Четыре-пять часов напряженной работы и снова отбой. Днем можно перепечатывать написанное ночью и заниматься чем угодно, лишь бы не пропустить время вечернего сна.
Любой из названных вариантов смещенного режима сокращает количество ваших контактов с людьми, что также сберегает время и силы. Некоторая отрешенность от суеты — обязательное условие любого творчества. Еще Плиний жаловался, что в Риме невозможно писать: мешают светские обязанности. А ведь тогда не было главного зла — телефона! На телефонные звонки ваши близкие будут отвечать: «Он(а) спит. Разбудить?» — «Спасибо, я позвоню в другой раз». Так что смещайте режим и живите на своей собственной планете.
Есть еще два заклятых врага автора — алкоголь и телевизор. Если с первым злом большая часть творческих людей как-то научилась хотя бы временно справляться, то второй враг становится все более коварным. Современное ТВ живет на доходы от рекламы, главное же требование рекламодателя таково: взглянув на экран, зритель не должен найти в себе силы от него оторваться. Организуйте свою жизнь так, чтобы никогда даже не проходить мимо работающего телевизора. «Я посмотрю пять минут и вернусь за стол», — чтобы выполнить это, нужно обладать патологической силой воли. Разумеется, со своего рабочего места вы не должны слышать телевизор. Если вам трудно «посадить себя за стол», последуйте совету профессора В. И. Бегуна: работайте в одном и том же месте, водно и то же время суток и в одной и той же одежде. Все эти мелочи помогут вам примириться с неизбежным.
2. «Единым духом»
Профессор Алексей Николаевич Максименков (1906-1968) в своей замечательной книге "Лекции по методике научно-исследовательской работы" (1972) дает мудрый совет: делать перерывы между написанием глав диссертации, но каждую отдельную главу писать единым духом, пока содержание уже написанных частей свежо в памяти. Это прекрасное правило стоит толковать расширительно: всю диссертацию (первый вариант ее) следует написать как можно быстрее. Конечно, от вас потребуется большая «мощность», но общий объем усилий существенно сократится. Этому есть две причины:
- Человек удивительно быстро забывает даже то, что написал сам, в результате появляются повторения и противоречия в данных и их трактовке.
- Человек подсознательно стремится уйти от интеллектуального и эмоционального напряжения, связанного с сочинительством. Отложив работу над диссертацией, вы с каждым днем испытываете все большее желание забыть о ней навсегда. Горькое лучше глотать быстро.
Временную норму определить трудно, но за два месяца вы должны справиться с «первым вариантом» кандидатской диссертации. Бывали случаи, когда это делали за две недели или за месяц. Так что восемь недель, наверное, разумный срок при условии, что автор в это время будет ходить «в присутствие» не чаще одного раза в неделю и не будет обременен сверх меры домашними делами.
3. Проблема последовательности изложения
Перед вами чистый лист бумаги или монитор компьютера, на котором вы должны полно и ясно изложить какие-то факты и объяснить их значение. Для начинающего автора это — почти непосильная задача. По опыту своих первых публикаций он уже знает, что такое «стресс чистого листа». Главная проблема состоит для него не в поиске удачных выражений (хотя и это трудно), но в последовательности изложения. Невероятно трудно сказать все, ничего не упустив и нигде не повторившись («правду, одну только правду и ничего, кроме правды»). Диссертант отвечает на эту ситуацию одной из двух возможных реакций. Более распространенная из них — неспособность начать, ступор. Другой вариант — обилие слов, метание от одного предмета к другому и постепенно нарастающее ощущение хаоса.
Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете. Вам удается нащупать отдельные ее элементы, но вся система в целом ускользает от вашего мысленного взора.
Синтетический метод. Первый способ выйти из этого положения таков. После долгих мучительных попыток определить оптимальный порядок изложения автор, подгоняемый сроком сдачи диссертации, оставляет эти попытки и излагает материал фрагментами, начиная с того, что легче поддается описанию. Фрагменты, лучше в печатном виде, он раскладывает на широкой плоской поверхности (проще говоря, на полу) и, просматривая взглядом содержание каждого, снабжает его кратким заголовком (в одно-два слова). Потом он пробегает взглядом по этим рабочим заголовкам и вскоре замечает, что между содержанием двух-трех фрагментов есть некоторая близость, и располагает их рядом. Появляется первое идейное ядро, потом таким же образом — второе, третье и т. д. Позже удается найти логическую связь между этими группами и объединить их в группы второго порядка, те — в группы третьего порядка. Как правило, на этом процедура систематизации заканчивается. Фрагменты располагают один за другим и с помощью коротких связующих предложений создают текст. Заметим, что сделать это на мониторе (без распечатки черновиков) начинающему автору трудно, а скорее — невозможно. «Глубина» материала более чем в две ступени создает слишком большую нагрузку на оперативную память диссертанта. Процедуру систематизации фрагментов вы проведете быстрее, если с самого начала решите для себя вопрос о том, что именно является системообразующим фактором в вашей области науки, то есть по какому признаку следует классифицировать материал. Правильно определив такой системообразующий фактор, вы продумываете наилучшую последовательность изложения данных.
Аналитический метод. В центре большого листа плотной бумаги карандашом рисуем круг и пишем в нем название диссертации, например: «Влияние фактора Х на объект Y в условиях Z». Названия крупных частей будущего текста помещаем в кружках меньшего размера, расположенных вокруг основного,например: Введение, Обзор литературы, Методы исследования и т. д. до Выводов и списка литературы. Производим еще одну операцию дробления. Например, Методы исследования разделятся на:
- объект исследования — больные определенной категории, здоровые испытатели, лабораторные животные или культура клеток;
- способы воздействия на объект — способы лечения, вводимые в организм или клеточную культуру биологически активные вещества, измененные условия внешней среды и т. п.;
- регистрируемые параметры биообъекта — физиологические, биохимические и прочие показатели.
Если вы сомневаетесь в необходимости какого-либо элемента схемы, то помечаете это удобным вам способом, например, вместо гладкой окружности рисуете волнистую линию. Когда будете писать текст, вопрос «нужен — не нужен» решится сам собой, а до того момента неплохо иметь запас идей. Так границы будущей главы (или раздела крупной главы), ее элементы и связи между ними будут почти окончательно определены до того, как первое слово текста ляжет на бумагу. Еще большая концентрация мысли достигается применением символов и пиктограмм. При этом автор одним взглядом охватывает во много раз больший материал, чем если бы он был выражен словами. Манипулирование идеями «в чистом виде», без попыток их словесного выражения позволяет сделать структуру будущего изложения максимально логичной и ясной. Случайные повторения смысловых единиц почти исключаются: Когда строгая логическая последовательность элементов будет определена, вам останется лишь прокомментировать ее в немногих словах. Это и будет текст вашей работы..
Компиляция. Сходство двух способов структуризации материала очевидно, противоположен только порядок действий — укрупнение в первом случае и дробление во втором. Укрупняя материал, автор, как правило, использует не символические записи фактов и идей, а фрагменты текстов. Здесь смысловое единство легко может быть подменено словесным сходством и синтез превратится в простую компиляцию. Внимательный читатель это обязательно почувствует. Так что выбор метода — за вами. Если вы все же выбрали синтетический метод, сделайте максимально краткие и крупные заголовки для всех фрагментов текста (можно использовать аббревиатуры, символы и пиктограммы) и работайте именно с ними, не обращая внимания на то, подходит ли последнее предложение одного фрагмента к первому предложению другого. Изменения в них вы успеете внести при редактировании.
Недостатком «аналитического» метода является то, что он требует некоторой тренировки, но затраты времени быстро окупаются качеством изложения. Однако иногда случается, что обилие материала или отвлеченность темы сочинения ломают все попытки автора, уже имеющего некоторый опыт научно-литературной работы, применить этот метод.При написании текста диссертации очень важно все время помнить, что пишете вы ее не для себя, а для читателя. Поэтому структура диссертации должна отражать природу предмета вашего исследования, а не последовательность ваших экспериментов и наблюдений, то есть саму истину (насколько это возможно, конечно), а не ваши метания в попытках ее найти.
4. Не более одного рукописного черновика
Если вы все еще пишете первый вариант текста от руки, соблюдайте правило: не более одного рукописного черновика, то есть написали и сразу же перепечатайте. Причины совета таковы:
- человеку свойственно менее критическое отношение к собственной работе, чем к чужой. Начинающему автору написанный им текст кажется понятным и не требующим доработки. Печатная форма создает хотя бы небольшой «эффект отчуждения», и потому к такому тексту легче отнестись критически и редактирование будет более успешным.
- печатная форма позволяет охватить взглядом сразу большой фрагмент текста, что также облегчает редактирование.
- объем текста диссертации измеряется количеством машинописных страниц (напоминаем, одна такая страница вмещает примерно 1800 знаков, считая вместе с пробелами).
5. Контролируйте объем написанного
Желательно уже на первых этапах работы над текстом ориентироваться в том, сколько вы сделали и, главное, не слишком ли много написали. Примерный объем глав и разделов кандидатской диссертации таков: Введение — примерно пять страниц, Обзор литературы — 20-25, Методы — 15, Результаты и обсуждение — около ста страниц. Приведенные ориентировочные цифры касаются только текста в строгом смысле слова, без учета таблиц и рисунков, количество которых ничем, кроме здравого смысла, не ограничено.
Правку текста автору и научному руководителю удобнее производить, если первый вариант диссертации отпечатан с широкими полями. Это позволяет размещать обширные вставки, многочисленные эскизы иллюстраций и рабочие пометки. Последние необходимы в случае, когда читающий считает необходимым перенести большой фрагмент текста из одного раздела диссертации в другой, устранить дублирование или дополнительно проверить изложенные факты. Расширить поля при работе на компьютере нетрудно.
6. Избегайте дублирования текста
Каждый раз, садясь за компьютер, чтобы что-нибудь изменить в тексте, начинайте с того, что снимайте с текстового файла копию и работайте только с ней, а оригинальный файл (предыдущую версию текста) отправляйте в специально созданную папку под названием «АРХИВ». Желательно также в имя файла включать дату его создания или изменения, например «глава Результаты_100922», что означает, что вы последний раз работали с этим файлом 22 сентября 2010 года. Если дата изменения входит в имя файла, вы можете держать в рабочей папке 2-3 последние версии, выстроенные в хронологическом порядке.
Если вы трудитесь над текстом попеременно дома и на службе, надо сразу приучить себя по окончании работы обязательно переписывать новую версию файла на флешку и помечать ее «100922_домой» или «100922_на службу». Практически каждому автору случалось расплодить компьютерные версии своего текста и потом одну и ту же правку вносить по несколько раз. И эта проблема может быть решена чисто «машинным» путем: есть программы сравнения текстов, выделения правки и т. п., но абсолютное большинство авторов в своем компьютерном развитии до таких изысков не доходят и просто «пишут в Word'e».
7. Отсылки
Иногда автор ощущает необходимость сказать об одном и том же предмете в двух или нескольких главах (разделах глав). В этом случае он должен выбрать ту главу или тот раздел, содержанию которых данный фрагмент текста соответствует в наибольшей степени, а в остальные поместить отсылки. Если разделы глав пронумерованы, отсылки будут короткими и не нарушающими хода повествования, например: «вопрос о (том-то) рассмотрен нами в разделе 3.2» или «обсуждение этих результатов см. в разделе 5.3».
Может случиться, что фрагмент будет в равной степени соответствовать содержанию двух глав. Поместите его в любую. В процессе редактирования ваша диссертация сильно изменится, и тогда, если сочтете нужным, вы поменяете местами фрагмент и отсылку.
8. Последовательность написания глав и разделов текста
Начинающему автору трудно решить, в какой последовательности готовить главы диссертации. Чаще всего он начинает с Обзора литературы, поскольку чувствует настоятельную потребность свести воедино все, что он узнал из книг и журналов о предмете своего исследования. За Обзором следуют Методы — автору легче говорить о чем-то конкретном. Потом он изложит Результаты, проанализирует их в Обсуждении (или напишет несколько «комплексных» глав Результатов и Обсуждения — приемлем любой из этих двух вариантов, о чем подробнее сказано в соответствующих главах данной книги) и сформулирует Выводы. Казалось бы, остается дополнить диссертацию некоторыми обязательными аксессуарами — Введением, Списком литературы, Оглавлением и т. п. — и первый вариант текста может быть представлен научному руководителю. Вот тогда-то и окажется, что Выводы не отвечают ни стандартам, принятым для диссертаций, ни замыслу руководителя.
В общем, Выводы вы радикально переделываете, и тут оказывается, что нужно вносить существенные изменения и в Результаты (излишнее для подтверждения новой версии выводов — убрать, недостающее — добавить). Обсуждение изменится еще больше. Описание некоторых методик исследования окажется ненужным, другие, наоборот, потребуют более детального изложения.
Даже если всего этого не произойдет (что очень маловероятно), уж литобзор обязательно окажется не соответствующим своему назначению. Это — правило без исключений. Автор, сдавший на своем веку более полусотни различных экзаменов, не может отказаться от укоренившейся привычки и вместо доказательства необходимости проведения данного конкретного исследования готовит пространный конспект всего, что знает по избранной теме. Оказывается, литобзор надо писать заново (именно заново, любая переработка старого текста нужного результата не даст). Так что же остается от текста? Множество фрагментов длиною в 10-12 строк и ощущение собственной несостоятельности. Муки творчества укрепляют дух автора и дают ему ценный опыт, но приводят к потере времени и сил.
Тем не менее обычная последовательность написания разделов диссертации, применяемая большинством авторов, такова:
- Обзор литературы (1-я версия);
- Методы исследования;
- Результаты исследования;
- Обсуждение результатов (если оно отделено от Результатов);
- Заключение (если есть);
- Выводы;
- Практические рекомендации (если есть);
- Обзор литературы (2-я версия);
- Введение.
За ними следуют «аксессуары»:
- Приложения (если есть);
- Список сокращений;
- Литература (список);
- Оглавление;
- Титульный лист.