ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ

Приравнивается ли к ваковской публикации участие в конференциях

Довольно регулярно возникает вопрос о том, приравнивается ли к "ваковской публикации" участие в международных конференциях. Отметим сразу, что это не так. Но для понимания, откуда взялось такое мнение, рассмотрим ситуацию несколько подробнее.

Основным источником недоразумения стал п.11 "Положения о порядке присуждения ученых степеней", где сказано:

К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниваются... работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов.

Как видим, если не вдаваться в действительное содержание этого текста, а увидеть в нем только волшебное слово "приравниваются", то можно прийти к неверному выводу. Масла в огонь попытались подлить организаторы некоторых международных конференций (преимущественно "коммерческих", т.е. таких, участие в которых платное), которые использовали специфическим образом "расширенную" трактовку приведенной выше цитаты. Они активно рассылали информационные письма-предложения об участии в конференции. В этих письмах намеренно использовались специфические формулировки, исходя из которых можно было сделать неверный вывод (хотя прямо и однозначно об этом обычно не говорилось) о том, что публикация в материалах данной международной конференции будет приравнена к публикации в журнале из перечня ВАК.

Некритическое восприятие подобных "хороших предложений" вызывало у ряда аспирантов и соискателей ощущение привлекательной возможности получить "ваковскую публикацию" на более экономичных условиях по сравнению с обычной журнальной публикацией. Во-первых, участие в коммерческой конференции обычно дешевле, чем публикация статьи в коммерческом журнале, входящем в ваковский список. Во-вторых, ожидать публикации в журнале зачастую приходится дольше, а время иной раз может "поджимать".

Тем не менее, всё это лишь иллюзия. На самом деле, в полном соответствии с "Положением о присуждении ученых степеней", после участия в международной конференции, вы получите публикацию по теме диссертации, но "ваковской" эта публикация не будет. Поскольку путаница в этом вопросе приобрела довольно широкие масштабы, появилось даже официальное разъяснение ВАК по данному вопросу, размещенное на официальном сайте. Выглядит оно следующим образом:

В соответствии с п. 11 Положения о порядке присуждения ученых степеней материалы всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов являются научными работами, но не входят в Перечень.

Как видим, в этом кратком пояснении подтверждается приведенная выше аргументация и ставится жирная точка на попытках недобросовестных организаторов некоторых "международных конференций" сыграть на неосведомленности аспирантов и соискателей относительно вопроса, что является "ваковской публикацией", а что ей не является.


ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ

Культура публичной речи

Автор: Л.Ю. Айснер, КрасГАУ

В статье рассматривается роль и место публичной речи в общественной жизни человека в различные исторические периоды, дается классификация родов и видов ораторской речи. Большое внимание уделено духовному (церковно-богословскому) красноречию, которое имеет свои богатые опыт и традиции.

Ораторское искусство – искусство «при помощи звучащего слова, устной речи убеждать и побуждать к действию массы слушателей» [2, 108]. Оно всегда привлекало внимание многих исследователей из различ- ных областей науки: лингвистики, филологии, философии, культурологии и других. Это объясняется тем, что публичная речь (ораторское выступление) занимает существенное место в общественной жизни, являясь важным средством всестороннего воздействия на человека.

Живое словесное общение – это наука и искусство. Только во взаимодействии, в соединении и пере- плетении того и другого возможно процветание той части культуры, которая называется ораторским искусст- вом. А.В. Луначарский подчеркивал: «Умеет говорить человек тот, кто может высказать свои мысли с полной ясностью, выбрать те аргументы, которые особенно подходящие в данном месте или для данного лица, при- дать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен…; человек, который умеет говорить, т.е. который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно, выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, по- влиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственных чувств, этот чело- век обладает в полной мере речью» [7, 15].

В основе действенной речи лежат такие аргументы, выбор которых аргументирован ситуацией общения и составом аудитории. Эти аргументы должны действовать не только логически, но и эмоционально, только тогда они могут быть убедительными. Стремление оратора воздействовать на психику слушателей также оказывает большое влияние на речь. «Каждое слово после того, как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека через его органы чувств… и превращается в эмоцию и идею внутреннего мира того человека, к которому обращались с речью. Но нет никаких гарантий того, что слово, как объективное явление в субъекте людей, к которым мы обращаемся, вызывает правильные результаты, что находит именно тот резонанс, которого мы хотим…, следовательно, нужно приучить человека понимать внимающих ему и окружающих его, приучить прослеживать судьбу слова не только в воздухе, но и в душе тех, к кому оно обращено», – писал А.В. Луначарский [7, 14].

Известный исследователь языка В.В. Виноградов писал, что «ораторская речь – синкретический жанр. Она одновременно и литературное произведение, и сценическое представление. Ораторская речь – это подготовленная речь, подготовленное литературное произведение, имеющее определенные стилистические характеристики. Особый интерес представляют формы ораторской речи, обращенные к многолюдной аудитории, как, публичные лекции, религиозные проповеди и т.д.» [3,120].

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Например, в России XVII-XVIII вв. было принято выделять пять основных типов (родов) красноречия: придворное, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное – обращение полководца к солдатам; дипломатическое; народное, особенно ярко развивающееся во времена бунтов, когда предводители крестьянских восстаний обращались к народу с пламенными речами.

Роды и виды красноречия принято различать в зависимости от сферы коммуникации, от того, какой из основных функций речи они соответствуют: общению, сообщению, воздействию. Существуют следующие сферы коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая.

На сегодняшний день различают следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия – это область ораторского искусства, которая характеризуется наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Дальнейшая дифференциация основана на рассмотрении более конкретных признаков, которыми являются виды или жанры. Подобная классификация носит ситуативно-тематический характер, так как учитываются, как сама ситуация выступления, так и тема и цель данного выступления. Остановимся более подробно на духовном красноречии, так как эта тема является актуальной для нашего исследования.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, который имеет свои богатые опыт и традиции. Принято выделять проповедь (слово), которая произносится с церковного амвона или в другом месте для прихожан, и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим священнослужителям или другим лицам, связанным с официальным действием.

После того, как в 988 г. князь Владимир Святославович крестил Русь, в истории древнерусской культуры начался период освоения духовных богатств, создание памятников искусства. Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяли два подвида речи: красноречие дидактическое, или учительское, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое было посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах осуждались: болтливость, лицемерие, гнев, гордыня, пьянство и пр. и, напротив, восхвалялись: мудрость, милосердие, трудолюбие. Духовное красноречие более подробно изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

В классификации родов и видов ораторской речи особое место всегда принадлежало духовному красноречию, как с давних времен называлось искусство публичной речи в церковно-богословской жизни. Данный род красноречия обычно был связан с изложением и популяризацией различных религиозных тем. За тысячи лет существования христианства на Руси были разработаны определенные жанры церковно- богословской речи. К таким жанрам относят проповедь, приветственное слово, некролог, беседу, поучение, послание, лекцию в духовном учебном заведении, а в настоящее время сюда можно отнести выступления священнослужителей по радио и телевидению.

Целый ряд отличительных черт отражает своеобразие церковно-богословской речи. Во-первых, в церкви в качестве слушателей обычно выступает община верующих, которым необходимо раскрыть смысл того учения и веры, о которой идет речь. Во-вторых, огромное значение имеют темы речей, произносимых в церкви. В качестве основных материалов используются Священное писание, труды отцов церкви, а также другие источники, из которых берутся поучительные примеры, например, притчи, иллюстративные зарисовки и т.п. Одним из ведущих признаков духовного красноречия применительно к русским традициям является язык, которым пользуются проповедники.

Большое влияние культового церковнославянского языка в речах церковных ораторов сказывается до сих пор. Этот язык «оставил в наследство» традиционную духовную лексику и фразеологию, при помощи которой непременно оформлялись церковно-библейские тексты.

Если оглянуться назад и вспомнить историю русского литературного языка, нельзя не отметить, что он возник в результате взаимодействия христианской и отечественной народной культуры. Большое значение для успешного выступления имеет целостность и композиция ораторской речи, которая заключается в единстве ее темы – главной мысли выступления, основной проблемы, представленной в нем, и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь при наличии четких смысловых связей, при последовательном изложении мысли. Непоследовательные высказывания, путаная речь не вызывают у слушателей запланированной оратором реакции. Они либо остаются равнодушными, либо вообще не понимают о чем идет речь.

Что такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, система организации материала. В композиции можно выделить пять частей, таких, как зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это классическая схема. На практике можно встретить выступления либо свернутые, либо в них может отсутствовать какая-либо из частей, разумеется, кроме содержания, так как без него нет и речи.

Выступление оратора должно привлекать внимание слушателей с первых слов, нередко это достигается правильным построением зачина, т.е. самого начала речи. Зачин может показывать, в каком ключе будет произноситься речь, может помочь определить саму тему выступления. Конечно, зачин должен быть, как функционально обусловлен, так и тематически мотивирован.

Следующая часть композиции – вступление. Оно психологически подготавливает слушателей к речи и подводит их к процессу ее восприятия. Можно выделить несколько аспектов, характерных для вступления: психологический – закрепления контакта, внимания и интереса, которые были созданы зачином, создание необходимого настроя; содержательный – описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части; концептуальный – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление помогает плавно перейти к основной части выступления, в которой излагается основной материал. Здесь оратор пользуется фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т.д. В заключение речи могут рассматриваться и подводиться итоги всему сказанному, обобщаться те мысли, которые были высказаны в основной части выступления, коротко повторяться основные тезисы выступления, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность разобранной темы для слушателей, а также на основе прослушанной речи могут ставиться какие-то задачи перед слушателями, закрепляться и усиливаться впечатления, произведенные ее содержанием.

Что касается концовки, то она должна содержать различные этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем-либо, не имеющем непосредственного отношения к содержанию речи и т.п. Это специфические устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддержания общения, передачи какой-либо информации. Данные формулы выполняют функцию вежливости, благодаря которой устанавливается характер взаимоотношений между оратором и слушателями. Нередко заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Объемы заключения и концовки зависят от темы, материала, слушателей, вида и рода выступления и т.д.

Композиция речи – дело творческое, не поддающееся стандартизации, однако, при работе над композицией необходимо помнить, что ораторская речь должна обладать рядом достоинств, среди которых важную роль играет строгая последовательность изложения, согласованность всех частей выступления, а также индивидуальность и глубина мысли.


См. также: Как избавиться от страха публичных речей и выступлений?



Литература:

1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1982; 1986.

2. Берштейн, С.И. Устная публичная речь и проблема ораторской радиопередачи / С.И. Берштейн // Речевое воздействие: Проблемы прикладной психолингвистики. – М., 1972.
3. Виноградов, В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. – М., 1980.
4. Винокур, Г.О. Культура языка / Г.О. Винокур. – М., 1929.
5. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М., 1988.
6. Красноречие Древней Руси XI – XVII вв. – М., 1987.
7. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник: проспект. – Красноярск, 1990.
8. Луначарский, А.В. Неизданные материалы. Литературное наследство / А.В. Луначарский. – М., 1970. – Т. 82.
9. Луначарский, А.В. Собрание сочинений: в 8 т. / А.В. Луначарский. – М., 1963. – Т. 1.
10. Ожегов, С.И. О нормах словоупотребления: сл.-справ. / С.И. Ожегов. – М., 1965.
11. Ожегов, С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи / С.И. Ожегов. – М., 1974.
12. Шмелев, Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д.Н. Шмелев. – М., 1977.


ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ

Приемы и психотехники публичного выступления

Автор: Олег Владимирович Eвтиxoв, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (СФУ).

Выступление начинается не тогда, когда докладчик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента предоставления ему слова. Докладчик только привстает с места или переступает порог зала, как его уже начинает оценивать аудитория. Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому когда вы идете к трибуне, то двигайтесь уверенно. Покажите всем своим видом, что это важный для вас момент и вы хотите общаться с аудиторией.

Формирование зрительного контакта с аудиторией

Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. Одна из психотехник для этого — формирование зрительного контакта.

После того как вы заняли исходную позицию для выступления, не спешите сразу начинать свою речь. Для начала полезно выдержать небольшую паузу и спокойно оглядеть аудиторию. Потратьте на это несколько секунд. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы как бы показываете им, что вы здесь для них. А если вы во время выступления вообще не смотрите на слушателей, тем самым вы сообщаете им, что они вам не интересны. Поэтому зрительный контакт необходимо поддерживать и в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки». При этом важно, что формирование зрительного контакта — это не просто осматривание зала, а именно контакт «глаза в глаза» со слушателями. Человек подсознательно узнает встречу взгляда, даже если она длится доли секунды.

При формировании и поддержании зрительного контакта полезно понимать, что особое значение имеет его эмоциональная составляющая. Что вы передаете своим взглядом: доброжелательность, раздражение, безразличие или страх? Глаза — это зеркало души. И в вашем взгляде аудитория тоже может разглядеть то, что в душе у вас.

Установив зрительный контакт с присутствующими, можно начинать выступление.

Варианты вступления

Успех выступления во многом определяется его началом, то есть вступлением. В этот момент многие определяются, стоит ли им слушать этого человека или лучше заняться своими мыслями, беседой с соседом и т. п. Ниже приводится ряд приемов, которые могут использоваться на этапе вступления.

  • Интересный факт. Прием заключается в формировании интереса аудитории к вашему выступлению через привлечение ее внимания к интересному факту, имеющему прямое отношение к теме: «Знаете ли вы что...» или «Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что...» и т. п.
  • Презентация выступления. В этом случае выступающий презентует структуру и регламент своего выступления. Это может быть обозначение основной темы выступления и формулирование «правил взаимодействия». Например: «У меня есть двадцать минут, чтобы рассказать вам о... В процессе выступления я обозначу проблему, а затем сформулирую предложения. Если у вас в ходе моего выступления появятся вопросы, то, пожалуйста, запишите их, чтобы задать по окончании выступления».
  • Вопрос или цепочка вопросов. Любые вопросы (если они приняты) запускают активность мышления по формированию ответов. Однако не следует рассчитывать на активность аудитории в самом начале выступления и дожидаться ответов. Поэтому на этом этапе полезно задавать вопросы, не требующие вербального ответа.
  • Шутка, анекдот. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Однако эта связь обязательно должна проявиться. Существует серьезное ограничение этого приема — шутка или анекдот должны быть обязательно привлекательными и вызвать оживление (улыбку, смех). Неудачная попытка пошутить в начале выступления существенно ухудшает положение оратора.
  • Комплимент аудитории. По определению комплимент — это выражение одобрения, уважения, признания или восхищения. Правильно высказанный комплимент вызывает у аудитории ответное чувство благодарности. Однако следует помнить, что при его конструировании не следует слишком преувеличивать достоинства объекта, иначе комплимент может быть воспринят как насмешка. Он должен быть кратким, искренним, недвусмысленным, отражающим реальность и не похожим на лесть. При этом не обязательно высказывать комплимент непосредственно присутствующим персонам. Он может быть высказан и в отношении значимых для них объектов, с которыми они отождествляют себя (их профессии, компании, в которой они работают, миссии, которую они выполняют, их детям и т. п.).

Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

В процессе выступления искусный оратор использует различные приемы привлечения и удержания внимания. Вот некоторые из них:

  • Контрастные раздражители. Прием заключается в контрастном изменении сигналов доступа информации. При этом значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Изменению подвергаются как аудиальные, так и визуальные сигналы. Например, выступающий говорил громко, потом на несколько секунд замолчал и продолжил. Также возможно замедление и резкое увеличение ритма речи. Примеры контрастного изменения визуальных сигналов — стоял неподвижно, а потом стал перемещаться, или наоборот — ходил по сцене, а затем на время остановился и т. п.
  • Обращение к актуальным проблемам и событиям. У каждого человека есть актуальные для него проблемы и события. У различных людей они могут быть свои, но в каждой группе, как большой, так и малой, есть некоторая совокупность общих проблем. Обращение к данным проблемам и событиям активизирует внимание участников. Источником непроизвольного внимания в данном приеме является значимость информации в данный момент.
  • Обращение к авторитетным источникам. Способ заключается в обращении к авторитетным источникам, цитировании известных людей, глубоких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника.
  • Задавание адресных вопросов. Адресные вопросы присутствующим в зале, даже риторические, значительно активизируют внимание аудитории. При этом важно правильно задать нужный вопрос.
  • Использование юмора. Удачная шутка, высказанная оратором, вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность в группе. Использование юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положительное восприятие последующей информации. Хотя юмор привлекает внимание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении.

Приемы вовлечения аудитории

Экспериментально доказано, что запоминание человеком любого сюжета или процесса пропорционально степени его вовлеченности в него. Кроме того, человек, участвующий в процессе, психологически присваивает не только часть его результатов, но и часть ответственности за происходящее. Поэтому вовлечение аудитории в общее действие используется многими ораторами.

Вовлечение аудитории в процесс выступления — это не просто способ привлечения и удержания внимания, он подразумевает исполнение слушателями наблюдаемых действий. При вовлечении аудитории как социальной группы необходимо добиваться (мягко, дружелюбно) действий слушателей в виде конкретных ответов и реакций, которые могут наблюдаться всеми членами этой группы. И неважно, что в какой-то момент активное взаимодействие вы осуществляете только с одним человеком, например, если вы попросили его чем-то помочь вам в процессе выступления. Аудитория ощущает себя единым организмом и воспринимает это как «мы помогли». Поэтому вовлечение аудитории в процесс выступления является важным условием, во многом повышающим его успешность, по крайней мере эмоциональную.

Наиболее часто используемые приемы вовлечения следующие:

  • Заботливое уточнение у присутствующих об условиях: насколько им хорошо слышно; достаточно ли света; хорошо ли видно изображение проектором презентации; не отсвечивает ли доска и т. п. При этом спрашивать нужно только о таких условиях, которые выступающий действительно может и готов изменить.
  • Вовлечение присутствующих в совместное изменение этих условий (просьба помочь раздать материалы, передвинуть экран, найти выключатель и включить свет и т. п.). При этом необходимо высказывать именно просьбу помочь. Например: «Пожалуйста, помогите мне раздать материалы», а не «Пожалуйста, раздайте материалы». Слушатели должны вовлекаться в совместную деятельность с выступающим, а не выполнять его поручения.
  • Обращение к экспертному мнению специалистов в зале или высказывание различных просьб, например: «Поднимите руки те, кто...» и т. п. При использовании описанных выше приемов поначалу следует ожидать от аудитории выполнения только простых действий. Не нужно рассчитывать на активное вовлечение еще неподготовленной аудитории. А если вы ее все же «разогрели», то и содержание выступления должно быть достойным. Серьезная аудитория не прощает манипуляций.

Снятие напряжения по параметру «свой—чужой»

В некоторых видах публичного выступления решающее влияние на его успешность может оказывать эффект «свой—чужой». Практика показывает, что если кто-либо предлагает даже выгодное предложение, но воспринимается аудиторией как «чужой», то его предложение, как правило, отклоняется. Это связано с тем, что в предложении «чужого» человека мы заведомо склонны предполагать наличие какого-либо подвоха, невидимой уловки или ловушки. Поэтому снятие напряжения по параметру «свой—чужой» имеет особенное значение в бизнес-презентациях и выступлении перед сложившейся социальной или профессиональной группой, если ставится цель склонить людей к принятию какого-либо решения (подписать предложение о сотрудничестве, приобрести товар, услугу и т. п.).

Для снятия подобного напряжения необходимо понимать психологические механизмы соотнесения людей к «своим» или «чужим». Так, « своими» для нас являются те, кто относится к нашей группе (культуре) или к другим схожим или дружественным по отношению к нам группам. А тот, кто относится к инородным, оппозиционным группам, обычно воспринимается как « чужой», а соответственно — враждебный. Этот процесс идентификации производится оценивающей стороной во многом автоматически на уровне подсознания. И решающее значение в этом процессе имеет подобие, схожесть. Человек как бы бессознательно задает себе вопросы: «Насколько он такой же, как я? » или «Что в нас общего? Что нас объединяет?». Соответственно, для снятия напряжения по параметру «свой—чужой» необходимо показать аудитории общие, объединяющие с ней элементы. Это может быть наличие общих интересов, ценностей, традиций, привычек, прошлого и т. п. Для определения этих элементов и собирается соответствующая информация о слушателях перед выступлением.

Выступая перед представителями определенной профессиональной группы, необходимо иметь достаточные представления о специфике их деятельности, а также значимых событиях, произошедших в данной профессиональной сфере. Также может иметь значение предпочитаемый в их организационной культуре стиль одежды, особенности профессионального языка (традиционные приветствия и обращения). При этом главное в использовании этих знаний — не «перегнуть». Подозрение аудитории в том, что вы ведете себя неискренне и только пытаетесь «пристроиться» в их ряды, может только навредить.

Завершение выступления и ответы на вопросы

По окончании выступления полезно кратко подвести итоги выступления и повторить ключевые мысли и фразы. Этим вы можете подвести аудиторию к соответствующим вопросам. Следует понимать, что ответы на вопросы могут существенно повлиять на общее впечатление слушателей от выступления. Поэтому к ним нужно отнестись особенно внимательно.

Если по окончании выступления вопросы сразу не появились, то лучше выдержать небольшую паузу и дать аудитории время на их формирование. При отсутствии вопросов можно использовать технику: «Мне часто задают следующий вопрос... После этого дается заранее заготовленный на него ответ.

При ответе на вопросы полезно соблюдать следующие правила:

  • Получив вопрос, обязательно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу, даже если ответ у вас уже готов. Выдержав маленькую паузу (2-3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше осознать.
  • Если вопрос задан тихо — вы его услышали, но есть риск, что его могли не услышать остальные присутствующие, то лучше самому кратко повторить этот вопрос для всех и только после этого отвечать.
  • Если вопрос задан, но вы не уверены в том, что правильно его поняли, то не следует отвечать наугад, а лучше переспросить: «Правильно ли я понял, вы спрашиваете...».
  • Если спрашивающий многословен и не столько задает вопрос, сколько комментирует или уже даже выступает сам, то можно спросить (вежливо), в чем, собственно, вопрос. Тем более если по регламенту сейчас время вопросов, а не высказывание комментариев и отношений.
  • Если вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса, не следует перебивать или останавливать спрашивающего и начинать отвечать, не дослушав то, что он хотел сказать. Этим вы проявите неуважение и продемонстрируете то, что вы якобы соображаете быстрее, чем спрашивающий способен сформулировать мысль. К тому же и аудитория может не понять, на какой вопрос вы отвечаете.
  • Если у вас нет ответа, не бойтесь это признать.
  • После ответа иногда полезно уточнить у спрашивающего: «Я ответил на ваш вопрос?». Только не нужно этим злоупотреблять.

Также необходимо понимать, что не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы. Перед окончательным уходом с трибуны или со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих.

Ошибки публичного выступления

Демонстрация всезнайства. Хуже неуверенных и неподготовленных ораторов только ораторы напыщенные и демонстрирующие собственную важность. Если оратор будет всячески демонстрировать, что он умнее и важнее аудитории, то за такое позерство аудитория обязательно его накажет. В лучшем случае она просто «отвернется от него», перестанет воспринимать все то, что он говорить. Если оратор что-то не знает и открыто это признает, то он вызывает гораздо большее уважение, чем тот, кто в подобной ситуации пытается выкрутиться, ссылается на недостаток времени, регламент и т. п.

Неискренность. Публика мгновенно замечает несоответствие смыслов, которые стремится донести до аудитории выступающий, и характеристик самой речи, а также ее невербального сопровождения. Аудитория безошибочно чувствует настроение оратора и его состояние. И если оратор произносит слова: «Здравствуйте, как я рад(а) нашей встрече....», при этом всем своим видом демонстрирует, что ему эта встреча не очень приятна, то слушатели моментально распознают это несоответствие и воспримут его как обман и неуважение. Поэтому говоря «Я рад(а)...», необходимо хоть улыбкой, но показать свою радость. А если этой радости нет, то тогда не следует и произносить подобные слова. Подозрение в неискренности и обмане выступающего мгновенно разрушает его рапорт с аудиторией и вызывает устойчивое недоверие к тому, что он говорит. Поэтому если есть волнение, то лучше его не прятать, а признать, сделать открытым. Признаться от силы, а не от слабости. Признаться, не извиняясь и не оправдываясь, а показав свою искренность, например: «Выступление перед вами для меня важное событие, поэтому я даже немного волнуюсь...»

Оправдания и извинения. Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Подобные слова у присутствующих вызовут вполне резонный вопрос: «Зачем тогда вы вышли за трибуну и тратите наше время? ».

Извинения еще хуже оправданий. Если выступающий извиняется (за простуженный голос, внешний вид, плохое качество слайдов и т. п.), тем самым он просит простить его. Но публика — не священник: она не дает прощения и не отпускает грехи. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, то лучше просто скажите: «Я сожалею!». Этим вы только признаете факт, но ни о чем не просите. Проситель всегда слаб. А за слабым человеком никто не пойдет.

Отсутствие зрительного контакта. Отсутствие зрительного контакта с аудиторией однозначно интерпретируется ею как отсутствие интереса к ней. Если вы во время выступления будете смотреть только на одного человека, пусть даже самого благодарного слушателя, то растеряете всех остальных. Поэтому, даже если выступление во многом построено на тексте, цифрах и цитатах, необходимо помнить, что другие в этот момент смотрят на вас (конечно, если они еще слушают). Поэтому периодически необходимо встречаться с ними взглядом, демонстрируя таким образом, что вы общаетесь с ними и они вам не безразличны.

Монотонность речи. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие ораторы быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью.

Неадекватное использование «отрицательных» терминов. Есть существенная разница во фразах «Это не плохо» и «Это хорошо». Ошибка многих выступающих заключается в неумелом построении речи через отрицание. Следует понимать, что наше восприятие речи работает последовательно. Мы сначала неосознанно реагируем на значение отдельных слов и лишь затем воспринимаем смысл предложения целиком. Соответственно, прежде чем понять отрицание, для начала человеку необходимо осознать, что именно отрицается. Поэтому использование таких конструкций, как «... не принесет убытков», «я не боюсь...», «я не хочу вызвать у вас скуку, говоря о...» подсознанием многих людей воспринимается вполне конкретно — человек говорил про убытки, про свою боязнь и вообще его выступление вызывало скуку. Это ли хотел сказать оратор? Если не это, то лучше фразы конструировать в положительных терминах (без частицы «не»), а именно, говорить про прибыль, бесстрашие, интерес и т. п.

Источник: Элитариум

Прыг: 01 02 03

основы интернет торговли