АСПИРАНТУРА - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Система аспирантуры требует модернизации

Во всем мире прослеживается несовершенство системы аспирантуры. По данным мониторинга журнала Nature, необходимы серьезные реформы. Это означает, что следует провести сокращение количества аспирантов, а темы диссертаций должны быть пересмотрены и актуализированы с учетом междисциплинарных связей областей исследования. В Китае, Японии и США системы подготовки и дальнейшего трудоустройства молодых ученых устарели и требуют модернизации. Немецкая система отвечает всем требованиям и стандартам, а о качестве системы подготовки аспирантов в России журнал не информирует.

В колонке журнала Nature профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке Марк Тейлор в своей статье критикует систему подготовки PhD. Он считает ее не эффективной в современных условиях, поэтому уверен, что необходимо пересматривать основные тенденции и направления.

Научная степень привлекает многих соискателей возможностью получить перспективную работу. Но это лишь иллюзия, создаваемая университетами, которые, конечно же, заинтересованы в большем количестве аспирантов. Но рынок труда, к сожалению, пересыщен кандидатами, потратившими десяток лет на достижение степени. Речь идет об обучении в аспирантуре в США.

Что касается европейских программ обучения аспирантов, то их основные модели были разработаны университетами еще в средние века. Такие модели зачастую предполагают, что студентов привлекают к исследованию тех областей, в сфере которых работают их наставники. Это своего рода процесс «клонирования» специалистов, которое заполняет рынки мест работы в академической сфере. Так, например, в США еще в 1970 году в результате некорректной политики набора аспирантов, молодые ученые, проработав в научных лабораториях, так и не получили основных ставок в этих университетах.

Автор статьи считает, что реформирование программ, рассчитанных на аспирантов, спровоцирует так же снижение финансирования университетов, которые на данном этапе уже испытывают бюджетный кризис. В условиях неизбежности реформ он видит два возможных варианта выхода из создавшейся ситуации.

Первый вариант – это закрытие аспирантур, а второй вариант предполагает полное структурное изменение не только системы подготовки, но и содержания диссертационных исследований соискателей.

Чрезмерно углублена специализация работ аспирантов не дает возможности молодым ученым быть востребованными на рынках труда, а темы самих диссертаций и их направления все дальше уходят от реалий современного мира и требований общества. Таким образом, возникают области, в которых специализируются лишь определенный круг, несомненно, квалифицированных экспертов, которые не способны работать даже в смежных направлениях, либо участвовать в определенных междисциплинарных, межфакультетских исследованиях и проектах. А эти факторы напрямую влияют на востребованность ученых.

Университеты, которые планируют сохранить системы подготовки аспирантов, должны реально оценивать ситуацию, разрушая стереотипы, и разрабатывать программы, рассчитанные на междисциплинарные связи исследований. Цели и задачи аспирантских работ необходимо ориентировать на практический подход в решениях проблем исследования.

Программы для аспирантов, не соответствующие современным требованиям, или в процессе исследования дублирующие другие, должны быть ликвидированы.

Такое реформирование вызовет протест непосредственно в профессорской среде, которая выступит на защиту традиционных методов и подходов, полагает Тейлор. Поэтому, не только администрация, но и студенты должны участвовать в модернизации системы. Современная система нуждается в надежном сотрудничестве и постоянном обмене исследовательским опытом. Рациональнее обменяться частями исследований с другими учебными заведениями, чем финансировать отделы, специализация которых ограничена одной тематикой. Информационные технологии позволяют научное общение на расстоянии, расширяя горизонты знаний и области их применения.

Таким образом, исследовательский коллектив будет состоять из небольшого количества ученых, которые будут сотрудничать с другими учреждениями, а их аспиранты получат опыт взаимодействии команды разнопрофильных специалистов, что положительно повлияет на расширение границ областей наук. Этот вид реформ сведет к минимуму университетские ставки, а также количество аспирантов будет сокращено.

Другая статья Nature анализирует системы подготовки соискателей PhD во всем мире, признавая японскую модель самой неэффективной.

В Японии на протяжении 90х годов усиленно увеличивали количество людей с кандидатской степенью. Это вызвало безработицу среди 18 тысяч молодых ученых, которые не смогли реализовать себя в преподавательской деятельности, так как уменьшилось число желающих учиться в университетах. Организации и промышленные компании брали на работу молодых выпускников университетов, а не молодых ученых, потому что первых легче обучить необходимым практическим навыкам. Что бы обеспечить рабочие места деятелям науки министерства доплачивали работодателям, которые брали выпускников аспирантур в штат.

В КНР такой проблемы просто не существует. Довольно не сложно молодому ученому найти работу в условиях роста промышленности и быстрых темпов развитии науки. За последние года подготовлено и трудоустроено более 50 тысячи ученых. Несмотря на такие показатели, сложно говорить о качестве диссертационных исследований. Но карьера ученого здесь наиболее востребована.

А карьера молодого ученого в США потеряла популярность, потому что степень не обеспечивает перспективой трудоустройства. Так, полный профессор Университета штата Нью-Йорк Артем Оганов, рассуждая о статистике занятости кандидатов биологических наук в США, утверждает, что только 15 % выпускников могут рассчитывать на постоянную ставку университета, 18 % - на временную занятость.

Немецкая система аспирантуры признана самой прогрессивной и рациональной в Европе. Структура системы организована таким образом, что молодые ученые обеспечиваются работой согласно квалификации и степени в отраслях промышленности страны. Только 6 % оставляют работать в учебных заведениях. В Германии количество мест, выделенных для соискателей, не меняется на протяжении 20 лет. Однако эксперты обеспокоены, что эта система в будущем будет иметь серьезные проблемы, в связи с растущим числом ученых в Китае, а также Индии.

По материалам nature.com и газета.ру




Прыг: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Скок: 10 20 30

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: