АСПИРАНТУРА - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Зарубежные стажировки для магистрантов и аспирантов: новая тенденция?

Авторы: Джон М. Диркс, Кристин Янка Миллар, Бретт Берквист, Джина Визвари.

Джон М. Диркс — профессор факультета управления образованием Института образования Университета штата Мичиган, Ист-Лансинг, США. E-mail: dirkx@msu.edu.
Кристин Янка Миллар — директор по международному сотрудничеству Хонорс-колледжа Университета штата Мичиган. E-mail: kristin@msu.edu.
Бретт Берквист — исполнительный директор управления международных образовательных программ Университета штата Мичиган. E-mail: berquis6@msu.edu.
Джина Визвари — младший исследователь факультета управления образованием Института образования Университета штата Мичиган. E-mail: vizvaryg@msu.edu.

Развитие технологий, расслоение населения и влияние глобализации ведут к резким переменам в управлении и реализации образовательных программ, в частности программ магистратуры и аспирантуры. На протяжении последних лет наблюдается значительный рост численности студентов, которые едут учиться за рубеж, и количества соответствующих образовательных программ и дисциплин, предоставляющих такую возможность. Вузы все чаще рассматривают международную мобильность как важный фактор интернационализации высшего образования. Многие вузы США создают разнообразные возможности для получения международного опыта магистрантами и аспирантами: краткосрочные программы обмена, возможности для самостоятельного обучения за рубежом, стажировки для исследователей или в рамках групповых научных проектов, программы двойных дипломов. В других странах упор делается на аспирантов и индивидуальный подход к организации их пребывания за границей. Однако несмотря на рост популярности таких программ мы пока мало знаем о них и об их результатах.

Различия между зарубежными бакалаврскими, магистерскими и аспирантскими программами

Несмотря на наличие определенных общих черт с бакалаврскими программами, обучение за границей магистров и аспирантов представляет собой совершенно другой опыт. Магистранты и аспиранты — люди более взрослые, у некоторых из них за плечами годы профессионального и жизненного опыта. Средний возраст аспиранта в США — 34 года, т.е. на 10 лет больше, чем средний возраст бакалавра. Программы магистратуры и аспирантуры обычно являются более специализированными и сфокусированы на профессиональных дисциплинах, таких как право, медицина, бизнес, а также на образовательных науках или социальной работе. Все это влияет на организацию, реализацию и оценку результатов программ исходящей мобильности для магистрантов и аспирантов. Итак, что представляет собой обучение в магистратуре и аспирантуре за рубежом?

Многие вузы США создают разнообразные возможности для получения международного опыта магистрантами и аспирантами: краткосрочные программы обмена, возможности для самостоятельного обучения за рубежом, стажировки для исследователей или в рамках групповых научных проектов, программы двойных дипломов.

Новое исследование, посвященное обучению в магистратуре и аспирантуре за рубежом

Новое исследование Университета штата Мичиган называется «Опыт и результаты обучения в магистратуре и аспирантуре за рубежом» (Graduate Learning Experiences and Outcomes study) и посвящено изучению возможностей по обучению в магистратуре и аспирантуре иностранных вузов. В прошлом году в результате онлайн-исследования зарубежных образовательных программ, в котором принимали участие 15 исследовательских университетов, расположенных на Среднем Западе, а также Нью-Йоркский университет, был проанализирован опыт 172 студенческих групп магистерского и аспирантского уровня, участвовавших в программах международной мобильности под руководством преподавателей. Как показывают результаты опроса, подобных программ очень много и они покрывают самые различные научные дисциплины. Почти половина из них открыта для студентов образовательных программ всех уровней, другая половина — только для магистрантов и аспирантов. Обычно подобные программы длятся не дольше месяца и участвуют в них от 6 до 20 студентов одновременно. Знание иностранного языка очень редко является обязательным требованием для участия в программе. Большинство программ, предполагающих получение студентами кредитов, администрируются университетскими подразделениями, отвечающими за реализацию программ международной мобильности. Как правило, участие в программах предполагает частичное или полное покрытие расходов за счет студентов. Финансовая поддержка со стороны принимающего университета встречается крайне редко, однако иностранные вузы, как правило, сотрудничают в этом контексте с организациями-партнерами: больницами, другими вузами, коммерческими фирмами или местными НКО.

Американские студенты, участвующие в этих программах, уезжают учиться в 59 стран, чаще всего в Китай, Францию, Бразилию, Германию, Италию, Великобританию, Аргентину, ЮАР, Японию, Гану и Индию. Приезжая на стажировку, студенты обычно живут в отелях или мини-гостиницах. Они принимают участие в самых разных видах деятельности: посещают лекции и презентации, ведут культурологические исследования, наблюдения, участвуют в полевой работе, некоммерческих социальных проектах, волонтерской деятельности, образовательных поездках, а также проводят групповые обсуждения и занимаются индивидуальной рефлексией. Преподаватели отмечали, что они развивают подобные программы для того, чтобы наладить связи с зарубежными исследователями и помочь студентам в подготовке к построению международных карьер, чтобы распространять информацию о своих вузах, развивать международное партнерство, способствовать увеличению количества студентов, выезжающих за рубеж, и расширению их горизонтов. Выбор страны, с которой тот или иной преподаватель открывает программу обмена, зависит, как правило, от индивидуальных взглядов и предпочтений.

Последние тенденции

Отправка магистрантов и аспирантов за границу — это важный способ развития интернационализации высшего образования, который набирает популярность. Согласно результатам нашего исследования, вузы США в основном предлагают краткосрочные программы исходящей академической мобильности (длительностью 3-4 недели), когда группа студентов выезжает вместе с преподавателем своего вуза. Возможности, которые открываются перед студентами, определяются сроком их пребывания в другой стране. Если программа спланирована таким образом, что участники все время перемещаются группой и вместе живут в гостиницах для туристов, они вряд ли смогут по-настоящему расширить свои горизонты, изменить свои представления о мире. С одной стороны, такой вид программ ограничивает степень погружения в культуру принимающей страны, но с другой — предоставляет опыт круглосуточного пребывания в группе, который также может оказаться крайне полезным как в личностном плане, так и в профессиональном. Наибольшим образовательным потенциалом обладают программы, участники которых представляют различные академические дисциплины и происходят из разных стран.

Дальнейшие исследования

Но что делает зарубежное образование таким важным именно на уровне магистратуры и аспирантуры? Почему вообще вузы озабочены разработкой подобных программ для своих студентов? Конечно, профессиональный рост и получение международного опыта в результате выезда на стажировку во время обучения в магистратуре и аспирантуре дает хороший опыт и понятные дивиденды, однако то же самое можно сказать и о бакалаврах, уезжающих по программам обмена. Поскольку подобных программ для магистрантов и аспирантов довольно много и их популярность растет, необходимы дальнейшие исследования с целью изучения их опыта в сравнении с бакалаврскими стажировками, а также того, каким образом в результате развития этих программ изменяется академический контент образования. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о том, как подобный опыт влияет на качество подготовки студентов и результаты их обучения. Наконец, нужно изучить индивидуальные стажировки в международном (сравнительном) аспекте. Во многих странах мира индивидуальная исследовательская стажировка — важный элемент обучения в магистратуре и аспирантуре, и изучение зарубежного опыта могло бы обогатить нас важными знаниями.

Выводы

Зарубежная стажировка призвана дополнять и углублять получаемое студентами образование. Но каковы индикаторы этого опыта? Как измерить эффективность зарубежной стажировки магистранта или аспиранта и понять, действительно ли она отличается от краткосрочной зарубежной стажировки бакалаврского уровня? Магистерское и аспирантское обучение — это сфера, которая претерпевает многочисленные изменения. Может ли развитие международных программ обмена помочь университетам справиться с новыми задачами? Результаты нашего опроса предлагают больше вопросов, нежели ответов, но мы надеемся, что они станут отправной точкой для дальнейших исследований по этой теме.





Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10 20 30

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: