ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПАРТНЕРОВ, ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Современная система образования не отвечает требованиям рынка труда

Российским компаниям приходится самостоятельно доучивать, переучивать выпускников вузов и давать им дополнительное образование в соответствии с нужной специальностью. Экономика нуждается в другом образовании, считают представители ведущих компаний.

Опыт лучше диплома

Система образования в ее нынешнем состоянии способна дать будущему специалисту в лучшем случае лишь мировоззренческую базу. Готовить человека к работе по конкретной специальности и в конкретной фирме приходится уже внутри бизнес-структур, констатируют представители российский компаний. Однако мастера своего дела, или, как минимум, люди, обладающие достаточным набором профессиональных знаний и общим представлением о том, где и как их применять, нужны бизнесу сейчас и теперь. Такого минимума, как отмечают первые лица компаний и представители служб персонала, у выпускника российских вузов нет.

«Существующая система как среднего, так и высшего образования по-прежнему во многом формальна. Методики обучения, общая материальная база, а также лаборатории, которые формируют профессиональный опыт студентов, в большинстве даже ведущих российских вузов остались теми же, что 20 лет назад, — отмечает начальник отдела подбора персонала группы компаний «Связной» Борис Аникеев. — В учебных программах не достает дисциплин, необходимых молодым специалистам для профессионального развития. И в то же время, немало предметов, знания по которым вряд ли им пригодятся. По-прежнему очень мало преподавателей-практиков. А это крайне важно для учебного процесса. Педагоги с академическим опытом могут обеспечить только теоретическую подготовку учащегося. Часто они не способны мотивировать студентов на дальнейшее профессиональное развитие. Многие выпускники, во-первых, не овладевают необходимыми знаниями и навыками.

Во-вторых, не осознают реальный уровень своих профессиональных компетенций, просто не понимают, что для их приобретения необходимо приложить немало усилий. Процент вчерашних студентов, которые успешно проходят все этапы отбора на вакансии в офисные подразделения компании "Связной", невелик. Все это говорит о том, что полноправным заказчиком обучения должен быть бизнес, а не только Министерство образования и науки РФ».

Разрыв между уровнем образования, который предлагают вузы, и теми, кто нужен компаниям, огромен, считает директор по персоналу Silvano Fashion Group Наталья Володина. «Образовательная система не только не стала ближе к бизнесу, но и неактивно идет ему навстречу. А значит сегодня высока потребность в создании совместных программ, в разработке которых участвуют не только сами вузы, но и бизнес».

Многие работодатели считают, что вузовский диплом для молодого соискателя вообще не может рассматриваться в качестве «направления на работу», даже если это престижный Московский институт. В реальном процессе трудоустройства предпочтение отдается не образованию, а опыту.

«Владея лишь теорией, выпускникам очень сложно применить ее на практике, особенно в нашей профессии, — подчеркивает заместитель генерального директора аудиторско-консалтинговой компании "Бейкер Тилли Русаудит" Марина Павлова. — Не случайно работодатели отдают предпочтение кандидатам, уже имеющим опыт работы, а из людей, такого опыта не имеющих, выбирают лишь выпускников нескольких престижных вузов».

Дальновидным студентам, таким образом, приходится либо трудоустраиваться в период учебы, чтобы к выпуску иметь резюме с заполненным разделом «опыт», либо полагаться на стажировки и практику в бизнес-структурах, сотрудничающих с тем или иным вузом.

О частно-государственном партнерстве

Шеф-редактор компании Begin Group Владимир Правоторов отмечает, что ряд ведущих вузов страны в тесном контакте с крупными бизнес-структурами уже создали систему подготовки кадров по некоторым специальностям, которая удовлетворяет запросам бизнеса. Такое сотрудничество основано на активном участии бизнес-структур в учебном процессе в самых разных формах — от проведения мастер-классов до возможности организации стажировок студентов в компаниях.

Но в каких формах оно наиболее эффективно, а, главное, как подсчитать отдачу от такого сотрудничества? Вот такую формулу расчета эффективности предлагает Наталья Володина: «Допустим, компания ежегодно рекрутирует 20 выпускников профильного вуза. Для расчета полезности потенциального сотрудничества необходимо рассчитать две цифры. Во-первых, все затраты, которые понесет компания, если будет искать людей "с рынка", закрывая эти 20 вакансий. Во-вторых, стоимость проекта по работе с вузом с условием — необходимо привлечь и заинтересовать большее количество людей, чтобы из них выбрать требуемых 20. Сравнение прогнозируемых бюджетов поможет сделать правильный выбор».

Доучивать и переучивать

Даже выпускники престижных вузов нуждаются в специальной адаптации для работы в бизнесе. Необходимо быть компетентным не только в предметной области, но и понимать бизнес-процессы компании, а для этого нужен, как минимум, курс адаптации, максимум — учебный курс, отмечает Наталья Володина. При этом далеко не каждый усердный студент превращается в успешного работника, для этого нужен несколько иной набор компетенций, чем в процессе обучения. Оставляет желать лучшего и изучение английского, студентам приходится самомтоятельно улучшать свой английский. Однако это актуально только для ориентированных на Запад компаний.

«Компании вынуждены самостоятельно доучивать, переучивать выпускников вузов и давать им дополнительное образование в соответствии с нужной специальностью», подчеркивает Борис Аникеев. И это — несмотря на то, что после прохождения обучения люди нередко уходят из организации, иногда к конкурентам. Последние, с одной стороны, приветствуют знания, полученные в корпоративной школе «оппозиционного лагеря», а, с другой, придирчиво относятся к ним. Их можно понять: учебные центры создаются для совершенствования и формирования конкретных навыков и умений, передачи определенных прикладных знаний, которые используются именно в одной компании, или, по крайней мере, каким-то образом ею трактуются.

«Даже коммуникативные навыки, связанные с технологией продаж, которые, в общем-то, универсальны, — объясняет Иван Гаврилов, начальник центра оценки и развития компании "Евросеть", — эффективно "работают" в связке с корпоративными стандартами поведения, которые вырабатываются в компании и исполнение которых обязательно для работника».

Чтобы полученные знания все же не «улетали» на рынок, работодатели вынуждены привязывать обучение к мотивационным программам или встраивать их элементы в учебные программы. При таком подходе эксперты считают, что вырастить в компании своего менеджера среднего или даже высшего звена дешевле, чем покупать готового на рынке труда. Если у компании есть денежные и временные ресурсы, а также стратегические планы — она, как правило, так и делает.

Борис Аникеев полагает, что сразу после защиты диплома большинство выпускников могут справиться только с базовыми функциями в соответствующем их специальности подразделении и работать, например, на позиции ассистента. Путь к вершинам карьеры запрограммирован не только лишь высшим образованием и усердием, но и талантом, целеустремленностью и трудолюбием. «Сотрудник, прошедший все этапы своего развития в компании, — говорит Аникеев, — начавший работу стажером, продавцом торговой точки, гораздо лучше сможет управлять бизнес-процессами, он понимает культуру компании. Из таких специалистов вырастает эффективная команда, в которой четко распределены роли, любое решение принимается быстро, а работа идет слаженно».

«Обладатель диплома факультета менеджмента и управления в действительности еще далеко не настоящий менеджер, которого можно по умолчанию принимать на руководящую позицию, — уверен Иван Гаврилов. — Это, скорее, исключение, когда 20-летний выпускник, знающий подходы менеджмента и прочитавший все книги и учебники по специальности, может сходу осилить практику управления. Как правило, такой человек должен уже иметь в багаже реальный опыт управления, или быть зрелой личностью с задатками лидера. А лучше — и то, и другое. Понятно, что в так называемом "быстром бизнесе" можно стать руководителем в одночасье и стремительно продвигаться по карьерной лестнице. Но в этом случае успеха добиваются люди с ярко выраженными лидерскими качествами, которые уже в процессе добирают теоретическую базу».

Мира Агаева, Ирина Ильинская, Opec.ru



Магазин ритуальных услуг предлагает похоронные венки.