ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> УЧЕБА, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА

Особенности школьного образования в США в контексте постмодернизма

14.06.2013 г.

Конец ХХ века столкнулся с интеллектуальной революцией под общим названием - постмодернизм. Постмодернизм - это не набор догм или истин, а совершенно новый путь обогащения и обновления мировоззрения и мироощущения общества и каждого отдельного человека. Его не так легко понять. Постмодернистское мышление окружает нас вокруг и считает гуманитарные науки главным источником развития своей теоретической базы. Так как гуманитарные науки несут на себе отпечаток постмодернистской философии и имеют прямое отношение к сфере образования, то целесообразно говорить об изменениях, которые происходят в ней, о формировании новой постмодернистской педагогической технологии. Ж.Ф. Лиотар доказывал, что «компьютеризированное общество нуждается в новой постмодернистской педагогической технологии», которая отмечает, что не существует единого способа обучения, а также указывает на необходимость изменить свои привычные представления об обучении и роли учителя в нем.

Для того, чтобы убедиться в том, что постмодернистская педагогическая технология это не миф, а реальность целесообразно было бы обратиться к опыту американских педагогов-постмодернистов. Самыми известными среди них Денис Глинка (Denis Hlynka), Эндрю Иман (Andrew Yeaman), Джон Баланды (John Belland), Барбара Мартин (Barbara Martin), Брент Уилсон (Brent G.Wilson), Клайв Бек (Clive Beck), Сандра Керка (Sandra Kerka) и другие. В своих работах они пишут о распространении влияния постмодернистского мышления на педагогическую технологию, характеризуют ее и обращают внимание на изменение взаимоотношений между учителями и учениками в процессе обучения.

Постмодернистской технологии, на которой акцентируется постмодернизм, присущие следующие черты: 1) вера в плюрализм - не существует единого правильного способа обучения, так как не существует единого правильного пути общения, 2) акцент на критику больше, чем на оценку, которая необходима для проверки правильности нововведений и выявление недостатков наряду с достижениями, 3) направление на постоянное переосмысление и деконструкцию ценностей, методов, форм и техник.

Постмодернистское мышление стало основным направлением новой американской педагогической технологии. Ее невозможно больше воспринимать как нейтральную, или такую, которая ведет к неизбежному прогрессу. Она влияет на процесс обучения, образовательные программы, планирование и людей, занятых в сфере образования.

Проблема формирования новых взаимоотношений между учителями и учениками в «постмодернистском классе» рассматривается американскими педагогами как одна из составляющих постмодернистской педагогической технологии. Они, в частности, обращают внимание на то, что необходимо изменить свое представление о роли учителя (учить, опекать и контролировать) в учебно-воспитательном процессе. Джей Лемке считает, что «мы не поймем роли обучения ... до тех пор, пока не поставим под сомнение два постмодернистских мифы о том, что обучать является первопричиной обучения; учить это несомненно делать «добро» для учащихся и общества. Эти две постмодернистские ошибки ведут к переоценке роли учителя и попрание того факта, что обучение может стать разрушительным (деструктивным) для личности».

Американские педагоги-постмодернисты считают, что для того чтобы составить и ввести новую систему обучения и взаимоотношений между учениками и учителями, которые приведут к формированию качественно новых способов поведения, важно обратить внимание на решение следующих важных проблем:

1. Необходимо отбросить мысль о том, что важнейшие знания учащиеся получают в классе во время урока. Приоритетное место занимает жизненный опыт каждого отдельного ученика, а школьные знания расцениваются как один из его элементов. Например, в школе не учат как купить стойки амортизатора, это прийдет потом, с опытом, если потребуется.

2. Необходимо пересмотреть и переоценить продукт обучения. Педагоги более сосредотачиваются на обычном обучении, которое базируется на общих традиционных программах, не отображают происходящих событий в реальной жизни общества. Педагоги более заинтересованы результатом обучения, а именно тем, каким знаниями и на каком уровне владеют их ученики. Поэтому постмодернисты предлагают изменить акценты в образовательном процессе, осуществить переход от парадигмы «Что они знают» (What they know) к парадигме «Что они собой представляют» (Who they are).

3. Необходимо обратить внимание и на «темную сторону» обучения (teaching), на его разрушительную силу и эффект ограничение. Учителя тяготеют к идеологии мелиоризму, рассматривая процесс учения как возможность и необходимость прогресса для личности и общества. Школьные программы и школьная политика препятствуют проникновению ценностей и реалий современной жизни в процесс обучения, тем самым ограничивают жизненный опыт учащихся и порождают их абсолютную неприспособленность к общественной жизни. По мнению постмодернистов, педагогам необходимо понять, что то, что воспринимается сейчас как опасное для общества элементом этого общества, со временем возможно установит новый порядок и превратится в неизбежную действительность.