ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> УЧЕБА, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА

Вопросы устной коммуникации студентов не языковых вузов

29.06.2013 г.

Мы часто сталкиваемся с проблемой, когда студент отлично знает грамматический материал, обладает достаточным объемом лексики, но, попадая в ситуации «живого» общения, не может произнести ни слова. Проблема, по нашему мнению, заключается в том, что на занятиях по иностранному языку недостаточно внимания уделяется устной коммуникативной деятельности студентов. Общение между людьми - это очень сложное и изменчивое явление. Неизменно то, что разговору предшествует сформировавшееся решение о цели общения. Даже при условии, что разговор навязан человеку, он, вступая в разговор, фактически выражает потребность и готовность к нему. Коммуникативные цели разнообразны: желание предоставить и получить информацию, решить проблему, поделиться мыслями, добиться согласия.

Эффективность общения обеспечивается:

- Желанием слушателя слушать;
- Заинтересованностью в обсуждении предмета беседы;
- Подготовленностью слушателя к восприятию всего спектра того, что он слышит (сущность проблемы, знание лексического и грамматического материала).

Рассмотрим некоторые виды устной коммуникативной деятельности, которые можно использовать в рамках аудиторных занятий, так как мы понимаем, что главная нагрузка в развитии устной речи, как диалогической, так и монологической, ложится на аудиторные занятия. Достаточная устная интерактивная практика требует очень много сил и времени на занятии. Интенсифицировать эту работу можно за счет парной и групповой работы, когда работают одновременно все пары или несколько групп. Это в несколько раз увеличит время для разговорной практики каждого без исключения студента и активизирует даже очень пассивного. Но главным условием для этого - интересная мотивирующая ситуация и ощущение психологического комфорта, отсутствие терминов на непрофильные темы, например, фразу слово allergan импланты могут понять только студенты медицинских специальностей. Темы коммуникативных ситуаций должны быть приближенными к жизненно реальным.

1. Инструктирование.

- Студенты работают в парах, каждый получает план-схему города. Студент А предоставляет инструкции партнеру о том, как ему надо двигаться, чтобы добраться до указанного места. Студент В обозначает движение на плане, после чего они меняются ролями.

- Студенты также работают в парах, каждый получает инструкцию по эксплуатации какого-то электронного прибора. Студент А предоставляет инструкции студенту В, затем они меняются ролями.

2. Дискуссии.

- Ставим перед студентами дилемму: Living in the city or in the country (pros and cons). Сначала студенты читают текст, в котором люди выражают свои мысли относительно жизни в городе или селе. Затем им предоставляется таблица, которую они должны дополнить, опираясь на текст. Используя эту таблицу как опору, студенты в группах обсуждают тему. Тема: Smoking in social places. Для облегчения задачи предоставляются противоречивые утверждения, которые провоцируют дискуссию: 1) Smoking must be banned in all social places 2) Smokers must give up their bad habit 3) Special places for smoking must be arranged in all restaurants and cafes ... Студентам выделяется время на подготовку к дискуссии, поиск аргументов. Затем они разделяются на группы и начинают обсуждение.

3. Решение проблемы.

Студенты получают текст и задачи: выбрать вещи, которые помогут выжить в нестандартной ситуации. (В самолете закончилось топливо, и он совершает вынужденную посадку в пустыни). Объединившись в группы из трех человек, студенты решают, какие десять вещей из списка они могут взять и располагают их в порядке важности. Затем каждая группа представляет свои аргументы. Преподаватель предоставляет профессиональные объяснения. Побеждает группа, аргументы которой наиболее совпали с профессиональными.

4. Ролевые игры.

Они принадлежат к активным методам обучения, имеют, по сравнению с традиционными, такие особенности: вынужденная активация мышления и поведения студентов; высокая степень привлечения к учебному процессу; обязательное взаимодействие и творческий характер занятий; направленность на преимущественное развитие профессиональных, интеллектуальных навыков и умений в короткое время. Выбор темы зависит от цели преподавателя и от непосредственной необходимости студентов данной группы в работе над конкретным материалом. Ролевая игра или имитация является очень важным видом речевой деятельности, она предоставляет возможность студентам использовать знания в реальном контексте. Итак, по нашему мнению при небольшого количества часов, отведенных на изучение иностранного языка в неязыковых вузах, целесообразно использовать на занятиях больше задач, направленных на развитие устной коммуникативной деятельности.