ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> УЧЕБА, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА

Новые подходы к развитию профессионального образования

14.08.2013 г.

В XXI веке вопросы совершенствования системы профессионального образования приобрели одно из приоритетных значений, поэтому должны найти свое соответствующее отражение в политике государства. Обеспечение профессиональной подготовки молодежи надлежащего качества для государства является основой развития профессионального и культурного потенциала общества.

Уровень развития образования, состояние человеческого капитала, квалификация населения в решающей степени формируют социально-экономический потенциал государства. Мировая практика свидетельствует, что более 50% роста ВВП на душу населения определяется повышением производительности труда, образованностью, квалификацией и профессиональными навыками граждан.

Новые подходы к развитию профессионального образования в мировой практике предусматривают ее совместное финансирование государством, домохозяйствами, коммерческими структурами, спонсорскими или благотворительными организациями путем внедрения различных рыночных механизмов (например, образовательных ваучеров, образовательного кредитования, образовательных депозитных вкладов в коммерческих банках, заключения субдоговоров с коммерческими организациями). Общей тенденцией, сложившейся в различных странах сейчас, является совместное финансирование профессионального образования государством, частными организациями, учащимися, спонсорами, благотворительными организациями с участием некоммерческих структур. Это объясняется тем, что в системе образования начинают внедрять механизмы финансирования, которые повышали бы эффективность и результативность его получение. Каждая страна имеет свою определенную стратегию в этой сфере, однако общей чертой для них является большее вовлечение потребителей образовательных услуг в процесс взаимодействия между государством и образовательным учреждением (внедряются системы образовательного кредитования, дифференциальные системы финансирования студентов в зависимости от успеваемости студентов, привлечение к финансированию обучения учащихся коммерческих и некоммерческих организаций).

Надо учесть, что принцип большего вовлечения потребителей образовательных услуг к взаимодействию за счет переложения на учеников частичной или полной оплаты не всегда гарантирует повышение доступности услуг профессионального образования. Это, в частности, касается обучения, направленного на создание сайтов в Москве. Поэтому во многих моделях дополнительно предусматривается использование финансовой поддержки учащихся в форме грантов или льготных образовательных кредитов. Однако и они не гарантируют получения положительного эффекта. Таким образом, целесообразно формировать модель рынка услуг профессионального образования, в которой бы оптимально сочетались рыночные механизмы, рыночного и прямого государственного влияния, эффективно функционировали системы мониторинга рынка, включая контроль качества услуг и информационного обеспечения потребителей в форме разветвленной сети консультативных профориентационных центров.