ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> УЧЕБА, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА

Аксиологические доминанты профессиональной подготовки будущего учителя

14.12.2013 г.

Ценность - это значимость, которая играет ориентирующую роль в жизни человека, способствуя его самоопределению и самореализации.

В современном обществе потребления мы наблюдаем явное преимущество материального над духовным, а в области науки - приоритет естествознания над гуманитаристикой, гносеологии над этикой и аксиологией. Мы являемся свидетелями девальвации ценностей в постиндустриальном обществе. Имеющиеся, по словам Д. Сороса, распространение ценностей прагматизма, обогащение, накопление и гедонизма, которые могут подорвать устои общечеловеческого гуманизма.

Аксиологический аспект рефлексии теории и практики современного отечественного образования дает возможность по-новому переосмыслить профессиональную подготовку будущего учителя в вузе. Система использования национальных, в том числе и религиозных, ценностей в образовании и воспитании способна стать основой формирования нравственных ценностей молодежи и консолидирующим нацию фактором на современном этапе социального и политического расслоения общества, чтобы в одинаково достойно себя чувствовали в социуме как водитель экскаватора так и экономист.

Целевая направленность профессиональной подготовки заключается в формировании у будущего учителя синтетического мировоззрения, в котором научное знание было бы не просто одним из видов ценности, а имело приоритетное право представлять всю систему, актуализируя внутренне присущие ему ценностные потенции. Для этого нужна экстраполяция общенаучных положений аксиологического знания на сферу педагогической деятельности и профессиональной подготовки будущего учителя, роль которого заключается в привлечении питомца к ценностям воспитателя, а не в их изучении или навязывании. Ребенок, ученик или студент должны быть информированными об иерархической системе ценностей. В них должны быть сформированы ценностные ориентации - атрибуты человека и его отношение к миру. Они позволяют судить о степени реализации социально необходимых норм, регламентаций, образцов поведения в индивидуальном сознании.

Концепт понимается нами как единица познания мира, целостное образование особого вида, которому свойственна способность пополняться, меняться и отображать человеческий опыт. Выделенные нами доминанты (ценности-знания, ценностные ориентации, ценности, социальные нормы поведения, ценности-профессиональный опыт) задают, так сказать, новую рациональность содержания понятию "аксиологический подход" в концептуальной картине мира и помогают подчеркнуть семантическую наполненность или поле значений для всех показателей сложившейся аксиологической компетентности учителя. Первая аксиологическая доминанта - интеграция аксиологического знания в содержание профессиональной подготовки будущего учителя. Интеграция аксиологического знания отражается в содержании высшего педагогического образования, практической плоскости которого является образовательно-профессиональная программа (ОПП) подготовки бакалавра, специалиста или магистра.

При формировании ОПП стоит учитывать различные группы ценностей, которые классифицированы в педагогической аксиологии. Отметим их: ценности высшей школы в условиях глобализации: внутренние, внешние, инструментальные, а также созданные ценности, которые формируют свободную и ответственную личность; ее мировоззренческие установки, взгляды; педагогические ценности как основа профессиональной культуры педагога: общечеловеческие; духовные; практические; личностные; моральные; общечеловеческие ценности, ценности жизнедеятельности человека, личностные ценности, национальные, региональные, групповые, индивидуальные. Перечисленные группы ценностей - это система координат, в которой образование предстает ценностным понятием, а ценности так или иначе расширяются, конкретизируясь в содержательных модулях дисциплин социально-гуманитарной, естественно-научной или профессиональной подготовки. Ожидаемым результатом освоения содержания является сформированные знания о аксиологических ценностях. Поэтому справедливо говорить о целенаправленном формировании аксиологических знаний и аксиосфере будущего специалиста.

Рефлексия результатов научных исследований настраивает на обобщение знаний аксиологии, которыми должны овладеть будущие учителя. Наука как определенный социальный институт проявляет свою ценность как средство достижения практических целей человечества. Педагогическая практика является аксиологическим пространством, в котором осуществляется культурная и педагогическая функция формирования ценностных приоритетов и отдельной личности, и общества в целом. Априори знания играют подчиненную роль по отношению к интегрированным образованиям. Благодаря приобретенным знаниям у будущего учителя формируются определенные мировоззренческие ориентиры. Представим их в таком контексте: национальные ценности объединяют людей, способствуют их идентификации, вызывающие патриотические чувства, воспитывают толерантную, поликультурную личность, а следовательно, способствуют укреплению государства.