ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> УЧЕБА, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА

Преимущества начального школьного образования в Швеции

14.12.2013 г.

Для обеспечения индивидуальной поддержки учащихся в овладении основными навыками чтения, письма и арифметики в течение первого года обязательного школьного образования на 2008-2012 годы правительство Швеции ввело инициативы "чтение-письмо-арифметика". Государственная субсидия расходуется на заработную плату дополнительного персонала, реализацию мероприятий по повышению квалификации учителей и закупки учебных пособий. С целью укрепления позиции математики среди других обязательных школьных предметов количество часов преподавания математики было увеличено на один час в неделю, начиная с осеннего семестра 2013 года.

Для этой реформы шведское правительство выделяет 250 миллионов шведских крон на 2013 год и 500 миллионов шведских крон на каждый год, начиная с 2014 года. По требованиям учебной программы для обязательного образования школы несут ответственность за обеспечение каждого ученика возможностью пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями как инструментом поиска знаний, общения, творчества и обучения. Статистические данные свидетельствуют о том, что на сегодня в среднем приходится по шесть учеников на один компьютер в муниципальной начальной школе и 4,5 учеников - в независимых начальных школах. В среднем 96 % всех школьников имеют доступ к компьютеру и Интернету в школе. Такие услуги, как предоставление учебной литературы, обеспечение учащихся канцелярскими товарами, организация питания детей (Закон об образовании 1997 года) предоставляются бесплатно. Более того, в некоторых школах для учеников практикуется система двойных комплектов учебников: один из них находится в классе, а другой - дома. При строительстве школ используется качественная строительная техника и надежные подрядчики.

В начальной школе Швеции оценивания успеваемости осуществляется в описательной форме: учитель комментирует достижения ученика, как правило, лишь с положительной стороны. Два раза в год, осенью и весной, родители, учитель и ученик собираются для неформального обсуждения учебного прогресса ученика и качества его знаний. Необходимо отметить, что отсутствие конкретного балла за учебную деятельность никоим образом не влияет на высокие показатели, которые демонстрируют шведские ученики по результатам международных тестов (в чтении (PIRLS 2001 год), шведские ученики начальной школы вышли на первое место среди 36 стран.

Основным инструментом проверки уровня знаний и умений учащихся начальной школы, кроме устного опроса, является письменное тестирование: текущее или периодическое тестирование на уровне школы в течение и в конце учебного года; национальные тесты со шведскому языку (письмо и чтение) и математике по окончании 3 класса. Результаты последних собираются и хранятся Статистическим управлением Швеции так же, как и результаты обязательного теста в шестом и девятом классах. Такая информация предоставляет возможность проводить анализ изменений в тесте производительности на уровне отдельного ученика.

Все шведские ученики имеют возможность получать консультации школьного врача, медсестры, психолога и социального воспитателя бесплатно. Правительство инвестировало 650 млн. шведских крон (90,6 млн. USD, 71,7 млн. EUR) на 2012-2015 годы для улучшения здоровья учащихся. Два закона, шведский Закон об образовании (2011 год) и закон "О дискриминации" (2009 год), защищают детей и учащихся от дискриминации, унижения человеческого достоинства и жесткого обращения. В 2006 году Швеция назначила своего первого представителя учеников в школе, которому поручено предоставлять информацию о актах дискриминации и помогать школьным коллективам предотвращать запугивания и издевательства учеников. Эта позиция была долго единственной в своем роде в мире, но есть надежда, что аналогичные должности будут введены и в других странах в результате визитов в Швеции международных представителей с целью обмена опытом.

Школы обязательного уровня образования, как муниципальные, так и независимые, финансируемые за счет муниципальных и государственных грантов и не имеют права взимать плату за образовательные услуги. В помещении школы обычно находятся классы для учащихся 1-6-го года обучения, в том числе дошкольный класс или классы для учеников 5-9-го года обучения. Однако все чаще муниципалитеты организуют весь обязательный курс школьного образования (1-9 год) в одном помещении с целью повышения интеграции между этапами обучения и содействия реализации общего подхода к обязательному образованию. Размер школ сильно варьируется: почти одна треть муниципальных школ и более половины независимых школ в сельской местности имеют менее 100 учащихся. Некоторые школы работают как малокомплектные с целью защиты местной школы от закрытия. Большая часть детей в первые годы школы посещают центры досуга (fritidshem) до и после школьных занятий, а также в праздничные дни. Очень часто сотрудники таких центров сочетают работу учителей в школе и воспитателей при центрах.