ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> УЧЕБА, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА

Понятие содержания воспитания

03.09.2014 г.

Содержание воспитания относится к таким категориям педагогической теории и практики, которые в значительной степени испытывают на себе влияние трансформаций общественного сознания и политической и экономической жизни определенной страны и существенно сказываются на эффективности процесса воспитания.

При разработке содержания нравственного воспитания подростков в условиях полиэтнической ученической среды общеобразовательной школы мы исходим из того, что качество воспитательного процесса, его результативность в значительной степени зависят от содержания воспитания, то есть того материала, который предлагается как предмет познания, размышлений, преобразовательной деятельности, общения, преодоления, переживания, достижения.

Практические психологи считают воспитание передачей от поколения к поколению жизненного опыта, культуры, нравственных ценностей, образованных обществом. При таком понимании содержание воспитания по своим характеристикам приближается к содержанию обучения, поскольку содержание воспитания превращается в комплекс нравственных знаний и ориентиров поведения, предоставляемых извне в виде конечного, неоспоримого знания. По культурологической парадигме глобальной целью образования должен быть человек культуры, причем общечеловеческая культура определяет содержание воспитания, вместе с требованиями, которые ставит ребенок.

Содержанием воспитания должны быть элементы базовой культуры, в состав которой входят культура жизненного, учебного, профессионального самоопределения, политическая и правовая культура, экономическая культура, культура труда, интеллектуальная, моральная, художественная, физическая, культура семейных отношений, культура общения. Нравственная культура является интегрированным качеством личности, в которой представлены смыслы ее культурного бытия, отраженные в идеальных представлениях о моральных ценностях, нравственные чувства и высоконравственного поведения, и которая проявляется в овладении системой общечеловеческих нравственно-эстетических ценностей, в становлении нравственного отношения к миру и к себе как основы нравственного сознания личности. Средством достижения главной цели воспитания является усвоение базовых основ культуры. Базовая культура личности является центральным блоком содержания воспитания.