ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> УЧЕБА, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА

Взгляд на возможности реализации принципа систематичности и прочности знаний

19.12.2014 г.

Принцип систематичности обучения в процессе обучения важно придерживаться определенной системы и последовательности. Принцип систематичности обучения предполагает такое распределение учебного материала и последовательность преподавания, которые бы соответствовали логике данного предмета и познавательным возможностям учащихся.

Современная школа вооружает учащихся системой научных знаний, практических умений и навыков. А это требует, чтобы изучение отдельных научных дисциплин велось не изолированно, не разрозненно, а в их тесной связи, взаимозависимости, т.е. в определенной системе. Только четкая система научных знаний дает целостное мировоззрение, обеспечивает формирование научного кругозора учащихся.

Под систематичностью обучения следует понимать и такое построение знаний, когда изучение нового материала, то есть усвоение новых знаний, основывается на ранее изученном, усвоенном, органично вытекает из него.

Правильно построенная система обучения является необходимым условием формирования у учащихся системы научных понятий, установления определенных ассоциативных связей, глубокого понимания объективной действительности.

Усвоение учащимися основ наук как закономерный процесс движения от "незнания" к "знанию", от знаний неточных и неполных знаний точных и более полных происходит как последовательный и активный познавательный процесс. Эта закономерность составляет также один из признаков принципа систематичности обучения.

Из сказанного о принцип систематичности обучения вытекают следующие дидактические правила:

1. Изучение нового учебного материала должно опираться на ранее усвоенные знания, умения и навыки.

2. Учебный материал надо расчленять на части, отдельные дозы, логически между собой связаны.

3. После изучения каждой отдельной части следует делать общие выводы, вытекающие из содержания рассматриваемого материала, темы, и каждую такую часть закреплять в системе знаний.

4. При изучении темы урока фиксировать внимание учащихся на узловых вопросах, которые охватывают материал в целом, дают целостное представление о сути предмета, явления, их место в системе знаний.

5. При планировании работы продумывать систему уроков, органически связанных между собой, обеспечивать систематическое повторение, обобщение и систематизацию учебного материала по теме, отдельного раздела программы и целого курса.

6. В процессе обучения обеспечивать предметные связи как непременное условие формирования системы знаний, практических умений и навыков, осознание их взаимосвязи и взаимозависимости.

Также в наше время в обучении используются современные информационные технологии. Ученики могут с компьютеров рассматривать нужную литературу или проверять свои задачи с помощью ГДЗ по математике за 3 класс или других полезных книг.

Принцип прочности усвоения знаний: знания, практические умения и навыки, их осваивают ученики, полезны, когда они не только осознают, но и прочно, основательно закрепляют в памяти, глубоко усваивают.

Борьба за прочность знаний учащихся является одной из важнейших задач школы, учителя. А это осуществляется всем ходом обучения, правильной организацией познавательной деятельности учащихся.

Знания прочно усваиваются, когда сознательно их воспринимают, когда у учащихся образуются четкие, точные представления и понятия, разносторонние ассоциации. Важным фактором прочного усвоения знаний является отношение учащихся к учебному процессу - их активность, самостоятельность в обучении, интерес, настойчивость.

Чтобы знания стали прочными, их следует связывать с практикой, с трудом. Связь обучения с жизнью, с общественно полезным производительным трудом, следовательно, открывает широкие возможности для выработки прочных знаний.

Для прочного усвоения учебного материала необходима правильная организация повторения. Различные упражнения, практические и лабораторные работы, суммирующие уроки, работа в предметных кружках и т. д. - все это способы закрепления, укрепления знаний. Одним из действенных средств прочного усвоения материала является применение программированного обучения.

Итак, принцип прочности знаний предусматривает:

- органическая связь обучения с жизнью, с производительным трудом учащихся;
- правильное соотношение теоретического материала с практикой;
- сознательное усвоение правил, выводов, законов науки, навыков;
- систематическое повторение учебного материала, закрепление умений и навыков;
- организацию творческой самостоятельной работы (различных видов);
- применение программированного обучения с учетом возрастных особенностей учащихся и специфики учебного предмета.

Если перед вами стоит задача найти интернет-фирмы Армении, то обращайтесь к справочнику spr.am. Это "желтые страницы" Армении. Популярный и хорошо структурированный бизнес-каталог.