ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> МИР НАУКИ

Прогрессивные технологии: компетентность студентов в образовательном процессе

26.12.2014 г.

В иерархии компетенций, при анализе обобщенных педагогических технологий, ведущую позицию представляет ценностно-смысловая единица. Она определяет метапредметное (общее) содержание образования.

Понятие ценностно-смысловой компетенции заключается в механизмах самоопределения в привычных или проблемных ситуациях, фокусируется в мировоззрении и жизненных ориентирах обучающихся. Студенты должны формулировать личные позиции по отношению к образовательному процессу, к изучаемым предметам, а также к сферам будущей деятельности, будь то проектирование дорог, монтаж СКС (структурированные кабельные системы) или производство стройматериалов. Осуществление действий по выбранным целевым и смысловым установкам, осознание ответственности за последствия принятых решений и развитие по индивидуальной образовательной траектории – ключевые моменты в личностном продвижении учащегося.

Функциональную грамотность, планирование и самооценку, анализ и рефлексию позиционирует учебно-познавательная компетенция. Немаловажную роль в проектировании технологии обучения играет социокультурная компетенция, что представляет собой плацдарм для духовно-нравственной деятельности. Также большое значение уделяется владению различными социальными ролями, способами взаимодействия с окружающими (коммуникативная компетенция). Применяя информационную компетенцию и телекоммуникационные технологии, обучающиеся осуществляют анализ и отбор данных, их систематизацию, сохранение и передачу.

Уровень личностных достижений учащегося также взаимосвязан со здоровьесберегающей компетенцией: саморегуляция в эмоциональном плане, владение элементами психологической, половой и экологической культур поведения и др. В проектировании педагогических технологий отдельное внимание уделяется обучению способам интеллектуального, физического и духовного саморазвития, приемам безопасной жизнедеятельности.