ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> МИР НАУКИ

Краткая характеристика лабораторного метода обучения

25.02.2015 г.

Лабораторным методом называется такой способ обучения, при котором учащиеся под руководством учителя самостоятельно работают в лаборатории, занимаясь наблюдением и описанием, измерением и вычислением, экспериментированием и определению, исследованием и обобщением.

Объектами указанных познавательных действий в процессе лабораторной работы могут быть физические, природные, химические явления, технические, технологические процессы, материалы, заготовки, технические устройства и т.д.

Лабораторный метод предполагает работу учеников с указанными объектами, с той или иной аппаратурой, проведения различных опытов и исследований, с помощью которых приобретают определенных знаний, умений и навыков, нужных в жизни. Это дает возможность учащимся самим наблюдать и воспроизводить явления, анализировать их, проводить эксперименты, делать выводы и обобщения, решать определенные учебные, практические задания.

Чаще всего лабораторный метод применяется при изучении физики, химии, биологии. Он открывает широкие возможности для усвоения учебного материала с помощью наблюдения и эксперимента, способствует развитию у учащихся познавательных интересов, инициативы и самостоятельности в учебе, творческих способностей.

В условиях технического обучения особое значение приобретает решение экспериментальных задач. По содержанию такие задачи делятся на две группы: задачи, решаемые только на основе проведенного исследования и задачи, решение которых требует сочетание опыта с вычислительными действиями.

Вооружая учащихся методом экспериментирования, умениями и навыками анализировать и обобщать, делать выводы, лабораторные занятия имеют важное практическое значение.

Лабораторные занятия могут сочетаться с устным изложением учителя или предшествовать ему или проводиться после него, в заключение темы. Они проводятся фронтально или индивидуально. При фронтальной организации лабораторных занятий все учащиеся класса одновременно выполняют одну и ту же работу, предусмотренную темой, пользуются одинаковым учебным принадлежностями и методами экспериментального исследования.

Методика фронтальных лабораторных занятий такая. Перед тем как приступить к практическим занятиям, учитель разъясняет, как выполнять задания в любом порядке, как использовать наглядные пособия и приборы. Согласно этой инструкции и плана учащиеся проводят опыты, в процессе которых наблюдают явления, делают определенные выводы, выполняют записи, графические работы и др.

Работу учащихся учитель контролирует в ходе ее выполнения; потом уже подводит итоги, проверяет зарисовки, схемы, числовые данные и т. д. Фронтальные занятия, следовательно, предусматривают сочетание опыта, что его проделывает каждый ученик, с пояснениями учителя. При этой форме занятий лабораторное задание класс выполняет коллективно.

При индивидуальной форме лабораторных занятий класс имеет одну тему (задание), но каждый ученик выполняет ее отдельно.

Методика индивидуальных занятий включает следующие этапы: объяснение темы и цели, подробный инструктаж, ознакомление с материалом и аппаратурой, с методикой выполнения задания и техникой безопасности, самостоятельную работу, подведение итогов.

Надо, чтобы каждый ученик хорошо осознал основная задача работы, порядок ее выполнения.

В процессе работы учитель консультирует учащихся, контролирует, как они выполняют задания, помогает освоить технику экспериментирования, исследования. В заключительной части он подводит итоги, оценивает работу каждого ученика.