ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> КАРЬЕРА, РАБОТА

Сотрудничество в организации

10.11.2014 г.

Каким должен быть лидер? Жестким или мягким? Авторитарным или демократичным? Огромное количество исследователей задаются этим вопросом на протяжении уже многих лет, и в нашей статье мы постараемся рассказать о самых известных работах, посвященных стилю и характеру управления.

Психолог Курт Левин изучал методы руководства и разработал эксперимент для сравнения автократического и демократического стилей руководства. По мере проведения эксперимента, автор выделил еще одну группу — невмешательство.

Команды под руководством авторитарных лидеров имели тенденцию сопротивляться изменениям, медленно работать и жаловаться на условия труда. В таких группах при отсутствии лидера работа останавливалась. В командах с невмешивающимся лидером деятельность была бессистемной, а работа выполнялась крайне медленно. Демократические группы работали, даже если лидер отсутствовал, и отношения среди членов команды были более доброжелательными. Демократические лидеры открыто обсуждали проблемы с сотрудниками и призывали их участвовать в принятии решений. Юрис утверждает, что эффективные менеджеры используют все три метода руководства в зависимости от конкретных обстоятельств.

В 1950-е, лидерские исследования проводились в Университете штата Огайо и Университете штата Мичиган. Их исследования привели к созданию Анкеты описания поведения лидера (Leader Behavior Description Questionnaire (LBDQ)), обычно используемой для оценки деятельности руководства.

В исследовании штата Огайо использовались анкеты из 150 вопросов, позволяющие изучить то, как подчиненные воспринимают поведение своего непосредственного начальника. Анализируемые факторы показали две поведенческие конструкции, которые впоследствии были названы «предупредительность» и «структурирование». Предупредительность включает такие черты как дружелюбие, участие и сочувствие. Для структурирования характерен организованный подход к работе — четко обозначены сроки, задачи и другие стандартные процедуры.

Мичиганский университет провел ряд корреляционный исследований для изучения взаимосвязи между поведением лидеров, групповыми процессами и производительности группы. Эффективность менеджера была приравнена к производительности всей группы. В резюме этих исследований, Лайкерт выделил два типа лидеров: ориентированных на задачу и ориентированных на человека. Первый тип руководителя основывает свою работу на процессах, четких задачах, целях и системах мотивирования. В противоположность первому типу, ориентированный на человека лидер, выстраивает работу на основе взаимоотношений с сотрудниками. Он позволяет им принимать участие в разработке стратегии, советуется с ними и прислушивается к их мнению.

Коллективное лидерство

Коллективное руководство — это степень, с которой сотрудники могут влиять на решения лидера. Юкл предложил классификацию четырех категорий процедур принятия решений.

  • Единовластные решения, при которых менеджер не советуется с другими людьми.
  • Консультативные решения, при которых менеджер стремится узнать мнение коллектива, но, тем не менее, принимает решение в одиночку.
  • Совместные решения, при которых менеджер обсуждает проблему с коллегами, и они принимают совместное решение.
  • Делегированные решения, при которых менеджер дает другим право принимать решение.

Ситуационная теория лидерства

Ситуационная теория лидерства утверждает о зависимости поведения лидера от ситуации. Аспекты ситуации, которые изменяют поведение, называются ситуационными переменными.

Фидлер предложил использовать три ситуационных переменных для определения степени контролируемости ситуации для каждого стиля. При этом лидеров просили оценить нелюбимым работникам с помощью серии биполярных прилагательных, например, приятный — неприятный, дружелюбный — недружелюбный, мрачный — веселый. Шкала расположена таким образом, чтобы наиболее мягкий лидер получил высокий балл НПР.

Обоснование Фидлера заключалось в том, что лидеры, получившие высокие баллы НПР были, в первую очередь, заинтересованы в позитивном отношении, а достижение целей было вторичным.

Степень, с которой баллы НПР коррелировали с эффективностью была описана с помощью «ситуационной переменной благоприятности». Ситуационная переменная благоприятности состоял из трех аспектов ситуации:

  • отношения в коллективе;
  • структурированность работы;
  • властные полномочия.

Теория НПР Фидлера был первоначально хорошо принята, однако, эмпирическая поддержка модели была слабой.

Другая ситуационная модель была предложена Фидлером в 1986 году. Он попытался спрогнозировать поведение лидера в зависимости от интеллекта, опыта и знаний. Фидлер предположил, что когнитивные ресурсы становятся значительными только в ситуациях с низким стрессом, и если лидер имеет некоторый опыт, недоступный подчиненными. Теория предсказывает, что в компаниях с низким количеством стрессовых ситуаций, интеллект лидера оказывает сильное влияние на эффективность, а в условиях повышенного стресса, опыт лидера важнее.

Управленческие черты и навыки

Какие черты отличают лидера? Большинство авторов выделяют такие качества как: стремление к ответственности и завершению задач, энергичность и настойчивость в достижении целей, азарт и оригинальность в решении проблем, инициатива в социальных ситуациях, уверенность в себе и чувство личной идентичности, готовность принять пагубные последствия своих решений и действий, готовность нейтрализовывать межличностные конфликты, готовность терпеть разочарования и задержки, способность влиять на поведение других лиц, склонность к организационному сотрудничеству и способность структурировать системы социального взаимодействия.

Бас отметил, что определенные качества руководства увеличивают вероятность эффективности лидера, однако, не гарантируют его успешность. Он выступает за модель на случай непредвиденных обстоятельств, где в значительной степени, важность определенного признака зависит от характера ситуации.

Большинство теоретиков выделяют уникальный список компетенций, которые, по их мнению, важны для успеха лидера. Несмотря на некоторые совпадения, разнообразие мнений удивительно.

Беннис выделяет четыре лидерских компетенции:

  • Управление вниманием через убедительное видение;
  • Коммуникативные навыки, необходимые для передачи видение другим;
  • Возможность установить доверие через повышение надежности и постоянства;
  • Знание своих навыков и их эффективное применение.

Гиблин определяет четыре атрибута для оценки лидерских качеств:

  • находчивость;
  • проницательность;
  • совместимость;
  • знание.

Делиншнайдер выделяет пять ингредиентов руководства:

  • видение и внимание;
  • практические знания;
  • осведомленность и использование времени;
  • расширение возможностей и мотивация;
  • объективность и суждения.

Согласно теории Делиншнайдера, существует пять основных организационных ценностей — честность, ответственность, трудолюбие, настойчивость и дисциплина.

Выводы

Подведем итоги: существует более сотни различных исследований о лидерстве. Некоторые из них описывают лидера как человека, четко следующего процессам и стратегии, другие же напротив, уверены, что лидер должен быть, прежде всего, человеком. И истина, как всегда, где-то посередине — грамотный руководитель должен совмещать все вышеописанные типы управления.

Читайте также: Как победить страх публичных выступлений!