ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вопросы реформирования образовательных систем

17.03.2014 г.

Будущее любого государства и человеческой цивилизации в целом определяется тем, какая система образования в ней внедрена. В современных условиях мировых глобализационных процессов, европейской интеграции образовательных систем, информатизации всех сфер общественной жизни, изменения технологий, роста конкуренции в различных ее формах этот тезис приобретает особое значение.

trafalgaredu.ru Современное общество имеет фундаментальную образовательную потребность в формировании личности, способной к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию в течение жизни; личности, которая бы легко адаптировалась к быстроменяющимся социально-экономическим и информационно-технологическим условиям, имела широкий научный кругозор, высокий уровень культуры и профессиональную компетентность. Именно поэтому все развитые страны мира в последние десятилетия осуществляют реформирование образовательных систем, основной целью которого является повышение интеллектуального, духовного и экономического потенциала нации, подготовка высококвалифицированного специалиста на рынке труда, формирование гармонично развитой личности. Почитайте, например, на сайте trafalgaredu.ru о школьном и высшем образовании в Великобритании. Новая образовательная парадигма в нашей стране рассматривает как приоритет высшего педагогического образования ориентацию на интересы личности, становление ее эрудиции, компетентности, развитие творческих начал и общей культуры.

Эта парадигма в корне меняет подходы и идеалы образовательной системы, ставя в центр внимания студента как активного субъекта, который получает образование в форме "личностного знания". Научиться получать знания, работать, жить вместе, жить (существовать) является системой концептуальных идей, определяющих сегодня идеологию реформирования всей образовательной отрасли. Определяющая роль в реализации указанных положений принадлежит именно высшей педагогической школе как определенного социального института, осуществляющим комплексную подготовку будущих учителей в интересах личности и государства. От уровня профессиональной компетентности современного учителя зависит качество подготовки молодежи, которым жить и работать в информационном обществе, создавать экономику знаний, приобретать конкурентных преимуществ.

Современные подходы к организации высшего педагогического образования приобретают прагматичности. Повышение требований социального заказа к квалификации выпускника высшей школы, который выходит на конкретный рынок труда, предопределяют необходимость внедрения системы профессиональной подготовки, ориентированной на результат. Это требует решения вопросов относительно изменения и подчинения ожидаемому результату содержания, форм и технологий обучения, способов (методик) оценки качества подготовки не как овладевшего набора знаний, умений и навыков по отдельным предметам, а как системы ключевых и предметных компетентностей, соответствующих стандартам образовательного пространства.

Новая философия высшего педагогического образования обуславливает создание принципиально новых квалификационных моделей и методических систем профессиональной подготовки, которые базировались бы на органическом сочетании принципов фундаментализации, поликультурности и прогнозируемости, преемственности и непрерывности, гибкости и вариативности обучения в условиях многоступенчатой подготовки, индивидуализации учебной деятельности на основе деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного и кредитного подходов, внедрения образовательных инноваций, новых информационных технологий обучения, которые бы обеспечивали новое качество познания, мышления, новое качество образованности личности.