ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Современные технологии обучения одаренных учеников

25.03.2014 г.

Модели обучения одаренных учащихся и студентов реализуются через конкретные технологии обучения. Эффективными признаны технологии: «Тяжелый первый шаг», «Уплотнение учебной программы» и «Учебные контракты».

Технология «Тяжелый первый шаг». Эту технологию надо использовать в начале обучения для того, чтобы педагог ознакомился с учебными потребностями одаренных учеников или студентов. Сущность ее заключается в том, что учащимся (студентам) предлагают решить 5-6 сложных задач или упражнений из предложенной темы. Если они успешно справляются, то приобретают уровень «А», что означает отлично, и тогда могут использовать время, оставшееся для занятия на тот вид деятельности, который им интересен, конечно, под контролем педагога. Это может быть работа над конкурсными заданиями на уроках (практических занятиях) по математике, физике, химии или биологии, над собственным произведением, с литературой повышенной сложности и т.п. Эту технологию можно использовать на тех занятиях, где идет закрепление умений и навыков на практике.

Технология «Уплотнение учебной программы». Эта технология позволяет учащимся (студентам) «выкупать» учебное время и проводить его по-другому. Перед началом такого «уплотнения» следует определить способности ученика (студента), выяснить, что он уже знает, и решить, как дать возможность ему использовать свободное время, чтобы это не стало бременем для других. Уплотнение следует разрешать только в тех сферах, где ученики (студенты) имеют сильные знания, умения и навыки. «Выкупленное» время используют для совершенствования по определенному предмету или альтернативной деятельности. Не используют «выкупленное» время для улучшения слабых сторон ученика (студента). Надо стремиться к тому, чтобы ученики испытывали удовольствие от работы, которую выполняют, используя свободное время.

Описанные две технологии имеют свою слабую сторону, в частности, одаренные ученики (студенты) должны посещать занятия даже тогда, когда они уже овладели знаниями. Эти проблемы частично решает технология учебных контрактов.

Технология «Учебные контракты». Учебный контракт составляется для каждого раздела учебной программы. При положительных результатах проверки знаний по соответствующим разделам ученики (студенты) получают право работать в системе учебных контрактов. В классе (аудитории) образуется «центр обогащения знаниями», где свободное время используют для глубокого изучения материала и его творческой обработки.

Характерной чертой этой технологии является то, что учащимся (студентам), которые работают по контрактам, запрещено начинать работу над другими частями раздела, пока преподаватель не начнет работать и объяснять их другим. Еще одной характерной чертой является специальные правила поведения: запрещено отвлекать преподавателя от учебы остальных учеников (студентов), нельзя мешать другим и привлекать внимание к себе.