ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Различия советской системы образования и Болонского процесса

19.09.2014 г.

Последние десятилетия, в силу всем известных процессов, население стран бывшего СССР расселено по многим независимым странам Европы и Азии. Многим людям, особенно старшего поколения, получавшим образование при Советском Союзе, не совсем понятен Болонский процесс получения образования. А ведь все страны Союза, за исключением Белоруссии и некоторых Среднеазиатских стран, являются участниками этого процесса. Другое дело – насколько активно. В той же России, например, это носит зачастую бумажный, декларативный характер, так как отсутствует механизм ее внедрения.

Статья не претендует на качественный анализ двух систем образования. Поверхностный, беглый взгляд на основополагающие моменты выглядит так:

1. Государственная система образования.

При СССР образование было полностью подчинено государственному управлению и финансированию. Планы обучения жестко регламентировались и контролировались государством. Государственное финансирование гарантировало пристойную материально-техническую базу, - что сельской школе, что университету. В Болонском процессе же происходит объединение нескольких десятков стран, с разными социальными и историческими традициями, на базе стандартизации обучения. Роль государств-участников сведена к минимуму и носит контролирующий характер над процессом образования, за которое государства взяли на себя ответственность. Тем не менее Европейский парламент участвует во многих программах по Болонскому процессу.

2. Ориентация на профессиональные навыки – профориентация.

При социалистической системе так же носило централизованный характер и учащийся на той или иной стадии обучения мог получить профессиональные навыки в процессе практики или системе профтехучилищ или системе УПК. При Болонской системе это носит необязательный характер и не является обязательным для учебного заведения.

Однако учащиеся частично вольны в выборе изучаемых наук.

3. Трудоустройство.

Социалистическая система предполагала обязательное бесплатное образование и трудоустройство. Выпускнику гарантировалось трудоустройство, безработица отсутствовала как таковая, а тунеядство наказывалось. Так же теоретически не могло быть безграмотных. Однако бюрократизм с формализмом приводил к тому, что в стране было огромное количество инженеров, работающих не по специальности. Болонская система пошла другим путем. Она жестко ориентирована на потребности рынка труда стран-подписантов, а так же на склонности и желания самого обучаемого. Есть возможность выбора предметов тестирования, экзаменов. За счет взаимно признаваемых дипломов трудоустройство возможно в любой из стран, членов процесса.

4.Доступ

Говорить о доступности или нет советского образования, просто не стоит, - оно было жестко обязательным. Декларируемое же расширение доступности образования по Болонской системе достигается за счет продуманной непредвзятости бальной системе, согласно которой способности обучаемого видны на каждом этапе процесса.

Есть еще ряд технологических отличий систем образования, но только время определит достоинства и недостатки каждой из них.