АСПИРАНТУРА - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Когда исследования становятся "научными"

Из книги проф. Селеткова С. Г. "Соискателю ученой степени"

Иногда, соискателя ученой степени интересует вопрос - когда заканчивается ненаучная и начинается научная работа? Другими словами можно ли считать то, чем я занимаюсь научной работой, и которая в дальнейшем может быть представлена для защиты как диссертация.

Ориентир в ответе на этот вопрос - наличие в работе нового, достоверного знания о реальности из определенной отрасли науки. Только оно преобразует исследовательскую деятельность в научное, диссертационное исследование.

Назовем основные признаки, позволяющие назвать знание научным.

Научные знания  подтверждаются эмпирическими проверками, способны объяснить природу процессов и объектов, логику их существования, не противоречат фундаментальным научным дисциплинам и методологии науки.

Одним из отличительных качеств научного знания является его системность. Системность реализуется через умение классифицировать предмет и объект исследования. Классификация - тип деления родового понятия по некоторому основанию на подчиненные ему видовые понятия, составляющих после деления в сумме объем родового понятия.

Следующая наиболее значимая черта науки - стремление к обоснованию научного знания.

Нередко факт рождения науки связывают с появлением стремления к обоснованию научного знания. В Древней Греции Фалес Милетский (ок. 624 - 548 до н.э.) первым поставил вопрос о необходимости доказательства геометрических утверждений и сам выполнил ряд таких доказательств, что послужило поводом историкам науки утверждать, что именно этот период можно назвать датой рождения научных исследований человечества.

Обоснованию подлежит любое новое знание как эмпирическое, так и теоретическое. Стремление обосновать научные знания, привести их в стройную систему, раскрыть научное достижение для компетентной критики делает науку образцом рациональности. Ученый, выдвигая научное предположение (гипотезу), задумывается о возможности его опровержения, что выражает критический дух науки. Если смелые идеи, вместе с тем, подтверждаются опытом, то они становятся особенно ценными. Именно они способны к расширению поля науки, позволяют поставить новые задачи и новые научные проблемы, продвигающие научные знания к новым высотам.

Научное исследование исключает все субъективное, связанное с личностью ученого и его мировосприятием. В искусстве, напротив, произведение художника органично связано с автором. Если бы не великие мастера Лев Толстой и Людвиг Бетховен, то "Войной и миром" или "Лунной сонатой" мы не смогли бы удовлетворить свои эстетические интересы.

В науке положение принципиально иное. Хотя мы знаем, что нередко законам, принципам и теориям присваивают имена отдельных ученых, однако понятно, что если бы не Ньютон, Дарвин или Эйнштейн, то теории, которые мы связываем с их именами, все равно были бы созданы. Они появились бы потому, что представляют необходимый этап развития науки.

Многочисленные факты истории науки подтверждают, что к одним и тем же идеям в самых различных областях науки приходят независимо друг от друга разные ученые. Н.И. Лобачевский, Ф. Гаусс и несколько менее известных математиков практически одновременно пришли к одним и тем же фундаментальным результатам. Ч. Дарвин и Уоллес выступили на заседании Линнеевского общества в 1858 г. с совпадающими результатами об эволюции видов. А. Эйнштейн изложил принципы специальной теории относительности в 1905 г. Подобные результаты в том же году опубликованы А. Пуанкаре. Менделевскую генетику в 1900 г. одновременно и независимо друг от друга переоткрывают Чермак, Корренс, и де Фриз.





Розробки уроків з української мови й літератури блог учителя української мови й літератури.