ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, ВАК, ВУЗЫ

Особенности внедрения Болонской системы в Армении

Саркисян Наира Алексановна, экономический факультет Российско-Армянского (Славянского) Университета.

В современном мире развитие и успешное функционирование организаций зависит в основном от интеллектуального капитала. Важнейшим фактором конкурентной борьбы становятся способность эффективно использовать и развивать знания, воплощать их в новые изделия и услуги. Знания и информация становятся мощнейшим оружием в современной конкуренции. Главным фактором на пути достижения выше перечисленных задач является качественная система образования.

Введение

Исследования в области экономики показывают, что в современных условиях одним из главных факторов роста экономических показателей является качественное образование.

В Армении за последние несколько лет высокий темп экономического роста достигался за счет частных трансфертов и выделения такой отрасли экономики, как строительная индустрия, которая за последние годы занимала около 25 % всего ВВП. Однако кризис показал, что строительство не может создать серьезного конкурентного преимущества для армянской экономики и тем более обеспечить долгосрочный экономический рост. Необходимо предлагать новые пути развития страны. В тех геополитических условиях, в которых пребывает Армения на протяжении нескольких десятков лет, на мой взгляд, существует единственный путь развития – создание мощного интеллектуального капитала страны.

Для этого, во-первых, необходимо уделить большое внимание развитию человеческого потенциала, так как именно он в конечном итоге составит главное конкурентное преимущество страны. Важнейшую роль в развитии человеческого потенциала играет система качественного образования. На данный момент, в Армении происходит реформирование системы образования. Как мы знаем, многие высшие учебные заведения Армении присоединились к Болонскому процессу, тем самым сделав попытки провести коренные реформ в сфере высшего образования.

Основная часть

1. В современном обществе, где информация и интеллект являются мощнейшим конкурентным преимуществом, необходимо вводить новые системы образования. Присоединение к Болонскому процессу дает такое преимущество, в частности переход к двухуровневому образованию. Так как в настоящее время знания устаревают очень быстро, необходимо дать выпускнику возможность получить относительно широкую подготовку, и научить его пополнять и обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат. Магистратура предполагает более узкую и глубокую специализацию.

Часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую, преподавательскую работу. Нужно подчеркнуть, что бакалавратура уже дает законченное высшее образование, и выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности. Смысл двухуровневого образования состоит в том, что на первом уровне, в бакалавриате, студент получает фундаментальное общее образование, а затем решает, чем будет заниматься дальше. Если он не выходит на рынок труда, где уже может свободно ориентироваться, а продолжает образование, перед ним открывается широкий выбор. Магистратура дает возможность развития профессиональных знаний и навыков на базе бакалаврского образования, причем в самых разных направлениях.

Среди достоинств образования системы "четыре плюс два" можно отметить то преимущество, что в отличие от пятилетней подготовки, где в течение всего времени обучения практически невозможно сменить специальность, схема "четыре плюс два" позволяет менять профиль обучения. Например, можно четыре года проучиться в одном вузе, два – в другом, перейти с одного факультета на другой внутри одного университета. Однако двухуровневая система образования не лишена недостатков. Формально бакалавриат является полноценным высшим образованием, но работодатели зачастую не считают его таковым и отдают предпочтение специалистам и магистрам. Кроме того, в некоторых случаях при приеме на работу строго соблюдаются формальные требования и бакалавры пока не имеют права занимать многие государственные управленческие должности.

Армения присоединилась к Болонской системе в 2005 году . Структурные изменения в системе образования, предусмотренные Болонским соглашением, внедрить несложно, и многие армянские высшие учебные заведения уже это сделали или вполне могут сделать в течение ближайших лет. А вот содержательные элементы Болонского процесса, связанные с качеством образования, вызывают некоторые трудности и несоответствия изначальной задумке. Рассмотрим некоторые из них в армянской системе образования. Известно, что одним из ключевых моментов Болонского процесса является переход к модульной системе обучения при помощи кредитных единиц . Оба элемента можно ввести без особого труда, присваивая каждому учебному курсу или дисциплине определенное число кредитов, основываясь в основном на показателях трудоемкости. Возникает вопрос: зачем это нужно? Если рассмотреть внедрение кредитов в европейских университетах, то мы увидим, что зачетные единицы внедряются для того, чтобы эффективно строить индивидуальные учебные планы, где предусмотрена возможность выбора.

Студент сам имеет право выбирать из большого перечня те курсы, которые он считает для себя необходимыми. Курсы должны быть выбраны таким образом, чтобы набрать определенное, заранее установленное количество кредитов. Смысл кредитной системы заключается в том, чтобы дать свободу студенту для выбора тех курсов, которые ему нужны. Необходимо отметить, что все-таки сохраняются и обязательные дисциплины для изучения, однако их намного меньше. В армянских же образовательных учреждениях, несмотря на присоединение к Болонскому процессу, свобода выбора студентам не предоставляется. Почему-то считается, что студенту необходимо выполнить все образовательную программу, и что студент не способен правильно выбрать необходимые ему дисциплины. Кроме того, Болонская система предполагает наличие большого количества практических занятий, чего на первой ступени образования в РА- в бакалавриате, пока не наблюдается.

2. Мы знаем, что в настоящее время система образования является одним из ключевых факторов развития человеческого потенциала. Мы часто встречаемся с таким явлением, как неконкурентноспособность армянского образования по отношению к европейскому. Немало выпускников высших учебных заведений РА не достигли надлежащего уровня конкурентоспособности на европейском рынке труда. Все эти факторы заставляют задуматься о реформировании системы образования, углубленного анализа тенденций европейского образования.

Интеграция Армении в европейское образование может открыть новые возможности. Присоединение армянских ВУЗ-ов к болонскому процессу имеет множество положительных сторон: возможность Армении ознакомиться с системой высшего образования в странах Европы, использовать его в процессе модернизации отечественной системы образования; получение армянскими студентами конвертируемого диплома и возможность работать в любой европейской стране, которая подписала Болонское соглашение; обеспечение академической мобильности студентов через введение зачетных единиц, которые можно набрать в различных учебных заведениях; повышение качества образования и его конкурентноспособность в Европе; расширение возможности выпускников работать в странах Европы Одним из существенных и основных минусов присоединения армянских ВУЗ-ов к Болонскому процессу является проблема “утечки мозгов”. Если дипломы армянских высших учебных заведений будут признаваться в странах, которые присоединились к Болонскому процессу ( в частности в странах Западной Европы), это в свою очередь существенно облегчит трудоустройство выпускников в странах – участницах Болонского процесса.

Так как в Армении не созданы благоприятные условия для трудоустройства выпускников, то естественно большинство из них захотят перебраться в Европу, возможно не только на время, но и навсегда. Эта проблема возникла, конечно же, не только из-за присоединения армянских высших учебных заведений к Болонскому процессу . Однако это обстоятельство усугубляет и без того далеко не идеальную картину трудоустройства армянских выпускников на территории Армении. Следующий недостаток заключается в делении образовательного процесс на два блока: бакалавратура и магистратура.

Несмотря на то, что у системы “ четыре плюс два ” есть определенные достоинств, о которых упоминалось выше, однако есть и минусы. По сути первая ступень образования, то есть бакалавриат, в лучшем случае дает самые общие знания, которые лишены специализации. В то время как в течение этих четырех лет студент должен уже приобретать определенную специальность. Что же касается второй ступени образования- магистратуры, то те два года, которые отведены на узкую специализацию и научно-исследовательскую работу, достаточно небольшой срок для того, чтобы после окончания стать конкурентноспособным не только на территории Армении, но и в странах Европы и Соединенных Штатах Америки. Присоединение к Болонскому процессу предполагает мобильность студентов, дает возможность набираться опыта в ведущих европейских образовательных учреждениях. Однако, если рассмотреть мобильность студентов детальнее, то можно убедиться, что она (мобильность студентов) связана не столько с присоединением к Болонскому процессу, сколько с получением визы, для получения которой в Армении необходимо пройти несколько стадий нервотрепки.

И наконец, многие армянские чиновники считают, что Болонская система повышает качество образования и намного эффективнее предыдущей системы. Если посмотреть, какие высшие учебные заведения присоединены к Болонскому процессу, то можно увидеть, что ведущие университеты Европы такие как: Ланкастерский Университет, французский Эколь Политекник, Эколь Нормал и другие, не говоря уже о таких университетах как Кембридж и Оксфорд , не присоединились к данному образовательному процессу. Возникает закономерный вопрос: почему? Возможно они чтят традиции своих Университетов, созданные за многие десятки лет. Если Болонская система настолько хороша, почему же они обошли ее стороной?

Заключение

Подводя итог , хотелось бы отметить, что идея Болонской системы в целом достаточно эффективна, но не до конца продумана и проработана. Что касается внедрения ее в армянское общеобразовательное пространство, то на мой взгляд оно преследует больше не цели повышения качества образования, а политические цели, ведь для Армении Болонский процесс – это один из немногих шансов интегрироваться в европейское пространство. Нельзя допустить, чтобы в проведении реформы в образовании использовалась схема: “ главное – соблюдение формы, а содержание можно потом дополнить”.

Список использованной литературы:
1. http://www.iatp.am/news/rating/WBArm
2. http://www.armstat.am
3. http://www.express/am

Спонсор статьи:
NET-Юрист - продажа готовых фирм под ключ в Москве.