ПОСОБИЯ, УЧЕБНИКИ ДЛЯ АСПИРАНТОВ

Методические рекомендации по подготовке к защите докторской и кандидатской диссертаций

Составитель Н.П. Жиленкова, 2002 г.
1. Виды диссертаций и их краткая характеристика
1.1. Диссертация в виде рукописи

Наиболее распространенной формой квалификационной научной работы на соискание ученой степени является диссертация в виде рукописи (прил. 1). Она представляет собой рукописный труд (имеется в виду напечатанный с помощью компьютерной техники), в котором излагается актуальность избранной темы, определяется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, анализ научной литературы и исследований, проведенных другими авторами по аналогичным темам, описывается опытно-экспериментальная работа, проделанная лично автором диссертации, и даются рекомендации по использованию теоретических и прикладных результатов научного исследования.

При подготовке диссертации в виде рукописи печатается автореферат, в котором излагаются основные научные результаты диссертационного исследования (прил. 2, 3).

1.2. Диссертация в виде научного доклада

Диссертация в виде научного доклада – это особая форма квалификационной научной работы, которая может быть представлена к защите как на соискание ученой степени кандидата, так и доктора наук.

Приступая к подготовке докторской диссертации в виде научного доклада, следует помнить, что у автора должны быть опубликованные крупные научные работы, имеющие важное научно-практическое значение. Это могут быть монографии, учебники, учебно-методические и научно-методические пособия, научные статьи, опубликованные в научных изданиях и широко известные научной общественности.

Претендуя на ученую степень кандидата наук, соискатель может представить к защите научный доклад, подготовленный на основе научно-методических и учебно-методических пособий, методических рекомендаций, статей, которые имеют важное научное значение и активно используются в практической работе того или иного учебного заведения или научного подразделения.

Диссертация в виде научного доклада содержит изложение, теоретическое обобщение и критический анализ основных результатов, полученных лично соискателем и опубликованных в научных изданиях, а также оценку их практической значимости и внедрения результатов в науку и практику. В научном докладе раскрывается основная научная концепция, разработанная лично автором, которая подкрепляется ссылками на ранее опубликованные научные работы.

Автореферат на диссертацию в виде научного доклада не пишется, а диссертация в виде научного доклада рассылается как автореферат. Объем диссертации в виде научного доклада Положением не определен и может быть как меньше, так и больше объема, установленного для автореферата диссертации (прил. 4, 5).

1.3. Диссертация в виде опубликованной монографии или учебника

Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий предусмотрена защита диссертации в виде опубликованной монографии или учебника.

Монография

Монография – это научное исследование-книга, в которой в систематизированном виде излагаются основные данные научных исследований, полученных одним или несколькими авторами.

Монографии могут быть написаны как единолично, так и коллективом авторов. Объем монографии, как правило, бывает от 3 – 5 авторских листов и выше.

При подготовке монографии следует помнить, что в ней наиболее глубоко, систематизировано и аргументировано излагаются общие результаты научных исследований.

Анализ монографических работ позволил определить некоторые общие требования по их подготовке.

Структура монографии

Оглавление целесообразно расположить в начале монографии.

Введение. Во введении раскрывается актуальность монографического исследования. Оно предназначено для того, чтобы ввести читателя в проблему, которая излагается в монографии.

Основная часть. Состоит из нескольких глав или разделов, которые содержательно и логически дополняют каждую предыдущую главу или раздел. В них излагается основное содержание монографического исследования. Заключение. В заключении обычно подводятся итоги монографического исследования. Монография может содержать приложения, в которые помещаются материалы, содержащие дополнительную информацию к отдельным главам или параграфам.

И в заключительном разделе помещается литература, которая была ис- пользована при подготовке монографии.

Учебник

Основные результаты диссертационного исследования могут быть изложены и в учебнике, который должен активно использоваться в практической работе. Учебник – это специальная книга, которая предназначена для оказания помощи обучаемым в усвоении знаний по определенному предмету.

При создании учебников необходимо, прежде всего, определить роль учебной дисциплины в учебном процессе:

- определить характер и объем знаний, которые должны быть в последствии усвоены при изучении всего предлагаемого курса, его разделов, тем и каждого вопроса темы в отдельности;
- выявить (на основе учебных планов и программ) объем знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин для того, чтобы определить степень развития того или иного учебного или научного материала;
- определить логическую и дидактическую последовательность изложения учебной и научной информации и направленность учебника на выработку определенных умений и навыков в той или иной области знания;
- обосновать структуру учебника, излагаемый в нем материал представить в виде логически оправданных разделов, глав и параграфов;
- подготовить проспект будущего учебника;
- разработать содержание параграфов (текста, иллюстраций, таблиц);
- оформить главы и параграфы согласно логике изложения материала в учебнике;
- оформить макет учебника в целом.

Основные требования к учебнику

1. Обеспечить полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины с учетом современных достижений науки и техники.

2. Излагать учебный материал доступно для успешного усвоения обучающимися, способствовать формированию знаний, умений и навыков. Бытьдоступным для самостоятельной работы по изучаемой дисциплине.

3. Обеспечить преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, опираться на междисциплинарные знания, предусматривать непрерывность отдельных видов профессиональной подготовки.

4. Способствовать созданию необходимых условий для использования в учебном процессе и самостоятельной работе аудиовизуальной и компьютерной техники.

5. Учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности обучаемых.

Структура и содержание рукописи учебника

Следует отметить, что важную роль в учебном издании играет принятая структура.

Анализ учебников показал, что структура учебника может быть такой:

ОГЛАВЛЕНИЕ – ВВЕДЕНИЕ – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ – ОСНОВНОЙ ТЕКСТ – УКАЗАТЕЛИ – СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Главная задача создателя учебников должна состоять в том, чтобы в них реализовывалось одно из важнейших положений общеобразовательной школы – непрерывность образования, а для высшей и профессиональной школы – непрерывность отдельных видов подготовки во время всего периода обучения в специальных или высших учебных заведениях.

При подготовке учебника важное место отводится ИЛЛЮСТРАЦИЯМ.

Олимпиады по физике - задачи олимпиад всех уровней.

Иллюстрации должны быть методически целенаправлены на ту или иную тему учебника и разнообразны по графическому и художественному оформлению. Самые важные, по мнению автора, части иллюстраций могут быть выделены. В учебниках могут использоваться ДИАГРАММЫ, ГРАФИКИ, ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ, КАРТЫ, ФОТОГРАФИИ. С их помощью автор может показать закономерности развития тех или иных явлений в науке и технике (диаграммы, графики), показать пространственные связи (карты, картосхемы, планы), временные связи (хронологические таблицы, графики) и причинноследственные связи (схемы, таблицы).

Иллюстрации делают учебник более удобным для восприятия и чтения. Учебник обязательно должен содержать материалы для самостоятельной работы, в том числе и компьютерные версии.

Объем учебника должен быть соизмерим с ролью и местом дисциплины в учебном плане и соответствовать времени, отводимому на изучение той или иной дисциплины.

Практика показывает, что диссертации такого вида защищаются, как правило, на соискание ученой степени доктора наук. Не ранее чем через два месяца после выхода монографии или учебника из печати (для докторских диссертаций, а для кандидатских – 1 месяц) автор имеет право представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет по профилю выполненной работы.

На диссертацию в виде монографии или учебника пишется автореферат по установленной форме.

Соавторство

Довольно часто научные разработки выполняются двумя или более исследователями. Такая форма научной работы называется соавторством.

Соавторство может выражаться в разных формах: научная работа, написанная в равной степени двумя или более авторами. В этом случае авторы вправе использовать все материалы статьи, опубликованной в соавторстве, в дальнейшей своей научной работе, однако при этом необходимо делать ссылки на то, что тот или иной материал разработан совместно с такими-то учеными.

Если соавторство заключается в том, что соавтор разработал приложение или список литературы и источников либо таблицы и графики для данной научной публикации, то это отражается либо в предисловии к публикации, либо в содержании или оглавлении научной работы.

Практика показывает, что довольно часто в соавторстве выполняются монографии, учебники, учебные пособия. Как правило, в таких изданиях авторы пишут отдельно разделы, главы, параграфы. В этом случае в предисловии к изданию или оглавлении могут указываться фамилии конкретных разработчиков.

Соискателям ученых степеней следует помнить, что при подготовке к публикации авторефератов своих диссертаций в списках, опубликованных по теме диссертации научных трудов, которые выполнены в соавторстве, необходимо указывать личное участие в той или иной публикации, например: «Алборова И.С., Макареня А.А. Д.И. Менделеев как педагог // Методические указания к самостоятельной работе студентов. – М., 1988. – 28 с. ( в соавторстве, авторские 14 с.).