ПОСОБИЯ, УЧЕБНИКИ ДЛЯ АСПИРАНТОВ

Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие.

Автор: Волков Ю.Г., текст по изданию 2001 г.
Глава 2. Подготовительный этап работы над диссертацией
Работа с научной литературой

Работа с научной литературой - основная часть подготовительного этапа работы над диссертацией. Поначалу может показаться, что литература по теме - это бескрайний океан, в котором невозможно найти ориентиры. Однако, если выбран правильный метод последовательного ознакомления с источниками, это затруднение будет преодолено, и Вы в скором времени научитесь свободно ориентироваться в литературе по выбранной Вами теме.

Логическим центром работы над научной литературой является основная проблема диссертации. Проблема и тема - не одно и то же. Проблема - это как бы логический узловой пункт темы, задающий ракурс ее рассмотрения; она является основной, стержневой для всей работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

Формулировка проблемы научного исследования - это, по сути, кристаллизация Вашего замысла. Поэтому правильная постановка проблемы - залог успеха всей работы. Чтобы верно поставить проблему, необходимо понять, ,что в выбранной теме уже разработано до Вас, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Анализ источников впоследствии войдет в раздел введения диссертации под названием «Степень разработанности проблемы». Под таким углом зрения и следует заниматься изучением литературы по теме. Накопив определенный информационный задел. Вы сможете с уверенностью отличить подлинную проблему от псевдопроблем - вопросов, обладающих кажущейся значимостью. Полученная из литературы информация служит основанием постановки проблемы.

Важное место в общем процессе занимает работа с литературой (см. схему). Обращение к литературе, ее подбор, логика и последовательность работы над ней определяются спецификой проблемы, а четкость и эффективность Ваших усилий зависят от четкости и логической правильности постановки проблемы.

Проблема - это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Актуальность темы диссертации, взятая в логическом разрезе, по сути и определяется наличием в науке такой ситуации, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений.

ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
|
Обзор литературы
|
Построение гипотезы
|
Выбор программы исследований (определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдения за поведением людей в определенных ситуациях, изучение существующих результатов и исторических свидетельств и т.д.)
|
Сбор данных (сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательского проекта)
|
Анализ результатов (поиск значимых связей между фактами, выявившимися в ходе исследований)
|
Выводы

Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования во введении к диссертации. В свою очередь цель определяет тактику исследования - последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание диссертации, первоначально кристаллизуется в виде основной гипотизы исследования (см. схему). Это пробное решение, которое необходимо проверить и докозательно обосновать в текст диссертации. Этой задачей в конечном счете и служит работа с литературой.

Остановимся подробнее на этой части деятельности соискателя. Едва ли современный образованный читатель нуждается в особых рекомендациях относительно того, как именно читать книгу, как конспектировать научную статью, как выделить и запомнить главное, не загромождая своего сознания второстепенной информацией. Естественно, что Вам понадобится делать выписки, причем оптимальным для себя способом, так, чтобы в дальнейшем было легко работать с их помощью.

Добросовестный исследователь создает своеобразный банк данных по своей научной работе, при этом одни, читая статьи, монографии и т.д., делают выписки типа конспектов, другие практически переписывают те или иные работы, а третьи - выписывают лишь цитаты. Сколько исследователей - столько и методов. Но нужно выбрать такой метод обработки информации, который лучше всего соответствует Вашим индивидуальным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ассоциативных связей.

Достаточно затруднительно решить вопрос о том, что именно нужно выписывать. Есть опасность и упустить что-то важное, и выписать то, что потом вовсе не потребуется. Поэтому многие диссертанты просто конспектируют работы, надеясь не пропустить ничего важного, но в такой конспект попадает много излишнего, из которого будет нелегко впоследствии вычленить нужное. Для этого потребуются дополнительная работа и дополнительное время, которого всегда не хватает диссертанту. Кроме того, такой элемент информационного банка данных, как конспект, представляет собой ухудшенную копию литературного источника, и однажды уже потратив время на его обработку и написание конспекта, соискатель-диссертант в ходе написания текста диссертации будет вынужден опять тратить время на обработку этого же информационного источника, но уже имея дело с его ухудшенной копией, что, естественно, не способствует улучшению качества работы.

Бессистемные выписки также не представляют собой хорошего способа создания информационного обеспечения диссертационного исследования. Наиболее удобным (во всяком случае по мнению и опыту автора) является способ обработки информации на основе составления информационных карточек. Каждый может делать все это по-своему, лишь бы карточки - источники информации максимально эффективно содействовали конструированию диссертационного исследования. Карточка может выглядеть так:

Лицевая сторона

Тема Раздел темы Общий термин Ключевой термин
Полное название работы с выходными данными, количеством страниц
Внутренняя нумерация Шифр, код, идентификатор
Информационные материалы по данной работе, отвечавшие разделу темы, проясняющие общие и ключевой термин. Материалы могут даваться в форме как описания, так и цитирования с точным воспроизведением текста и указанием соответствующей страницы

Оборотная сторона

Общая характеристика структуры всей работы

Приведем конкретный пример общего построения информационной карточки.

Лицевая сторона

Теория аргументации Риторика Риторические фигуры Тропы переосмыслений
М.Л. Гаспаров. Античная риторика как система (Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика). М.: Наука, 1991. С. 27-60.
1 ГЛ 164. 832.00 931 ВГБИЛ
Фигуры переосмысления, тропы, т.е. отклонения от «естественной нормы» в пределах одного слова, речевые фигуры (45)
Перенос по смыслу дает метафору, сокращенное сравнение (там же) Перенос значения по сменности дает метомонию (46) Перенос значения по количеству дает синедоху (там же).

Оборотная сторона

Общая характеристика античной поэтики (27-29)
Четыре основных характеристики статуса (29)
Статус определения, установления, оценки, отвода (29-32)
Система локусов (33)
Характеристики расположения материала (вступление, повествование, доказательство, опровержение) (34-38)
Фигуры мысли (четыре группы) (41-43)
Фигуры речи (44-46)
Общая характеристика учений о стилистике (47-49)

Изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых данная тема освещается в контексте общей парадигмы науки, и двигаться дальше в направлении от общего к частному - от базисных положений к более конкретным. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области. Ориентация на научный авторитет - это хороший способ отделения достоверной информации от менее достоверной. Однако работа с авторитетными источниками может вызвать неосознанное желание прямого заимствования материала. Задача диссертанта - найти самостоятельную позицию, которая опиралась бы на все лучшее, что можно почерпнуть из авторитетных источников.

Если диссертант в своей работе использует недостаточно осмысленный и мало переработанный материал, это может привести к тому, что у текста диссертации не будет собственной органичной логики, он превратится в нечто механически сочлененное. Следует понимать, что необходимое условие присутствия элемента новизны в работе - собственное достаточно глубокое осмысление темы в целом.

Может случиться так, что часть выписанной информации все же окажется бесполезной. При этом ни в коем случае не стоит пытаться загнать в диссертацию весь собранный материал. Здесь количество может и не перейти в качество. Обилие необязательных для Вашего изложения цитат и звучных имен, без которых вполне можно было бы обойтись, вовсе не является достоинством, а только загромождает текст и делает расплывчатой мысль, которую Вы хотели донести.

Тем не менее, если Вы занимаетесь исследованием в области конкретных наук, может оказаться весьма полезным обращение к работам общеметодологического и философского характера, к трудам философов-классиков. Из них можно всегда выбрать доступные пониманию положения, которые будут способствовать раскрытию темы.

Вслед за фундаментальными работами целесообразно заняться конспектированием научных статей по теме в периодических изданиях. Для того чтобы разобраться в содержании статьи, необходимо исходить из ее специфики. Научные статьи гуманитарного характера в гораздо большей степени насыщены словесными рассуждениями и аргументацией. Достоверность гуманитарного знания - принципиально иная, чем достоверность точного. В статьях такого рода важное место занимают мировоззрение автора, его этические, политические, идеологические взгляды. Ввиду такой специфической достоверности гуманитарных статей, содержащаяся в них информация может содержать неточности, полемические преувеличения, а иногда искажения, вызванные политической конъюнктурой. Поэтому при работе с подобными статьями следует особенно тщательно отделять главное от второстепенного, достоверное от наносного.

Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно - либо внутри Вашего авторского текста в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат, т.е. расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором. Цитаты привлекают и для иллюстрации собственных суждений. Однако соискатель должен тщательно следить за правильностью цитирования. Неполная, неправильная, умышленно искаженная и подогнанная под цели диссертанта цитата вовсе не украшает его работу и коверкает смысл цитируемого произведения.