Методология диссертационного исследования

Методическое пособие, автор - Ярская В.Н. - Саратов: ПМУЦ, 2002.

Раздел 1. Наука образования

2.4. Социальное конструирование

В теоретическом обосновании социального конструирования реальности ключевым элементом является человек.

Через него связываются объект и субъект реальности, создавая человеческую среду как социокультурную интеграцию психического. Важнейшим принципом новой концепции выступает интеграция фундаментальной науки и высшей школы. Существует позитивная динамика базовых моральных ценностей в направлении конструктивной либерализации, прав человека, общечеловеческих ценностей, диалога и морального выбора, свободы, приоритетности жизненных интересов и потребностей. В этом контексте ценности образования не покидают свой приоритетный ряд, а диссертация играет роль социально-конструирующего посредника в нескольких аспектах: конструируя новое знание, нового человека, изменяя социальную реальность.

Вместе с тем именно университет выступает в роли обобщенного педагога-исследователя, который является полноценным членом информационного общества, ориентируется в виртуальном мире, погружаясь в тезаурус гипермедиа, владеет соответствующими технологиями и программными средствами. Как компонент образования мира университет отражает социальное пространство этого мира в собственной структуре, выступая в качестве обобщенной парадигмы встречи и диалога культур, фокусированного имиджа и воплощения этоса образования. Но университет и сам конструирует собственное окружение; вспомним об университетах США, отнюдь не в крупных административных центрах, а также отечественных университетах в провинции: Нижний Новгород, Саратов, Томск. При этом определяющие формирование университетов идеалы и доминирующая система ценностей, настроений и принципов общества далеко не всегда согласуются между собой.

Другими словами, во-первых, для функционирования университетов, элитных вузов нужна особая социокультурная среда: наличие определенного научного потенциала, библиотек, театров. Во-вторых, университет формирует социокультурный инвайронмент.

Современное образование становится эмансипирующим, поддерживающим, интегрирующим, предполагая открытость, гибкость, включая индивидуальный контакт и сокращение властной дистанции. Принцип универсальности, фундаментальности и синтеза означает единство классической и неклассической моделей на базе университетского образования, фундаментальное образование в терминах федерального государственного стандарта универсально, соответствует международным стандартам [38]. Принцип демократизма предполагает антропологический поворот в науке и образовании, этические ценности демократии, толерантности, социального равенства, партнерства, сотрудничества; диалог культур, антиавторитаризм. Смысл принципа демократизма – в оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса, диверсификации образовательных услуг; принцип антропологизма выступает в качестве центрального методологического принципа профессиограмм и образовательных программ, интеграции наук о человеке.

Принцип инновационности, непрерывности, информационности есть идея выбора образовательных программ и траекторий обучения, профессиональных возможностей, плюрализма стилей, конкурентоспособности, модальных изменений, специализации. Наконец, инвайронментальный принцип означает, что учебное заведение должно моделировать жизнь, включая адаптацию к социальным изменениям, профессиональную ориентацию, социальную интеграцию личностных интересов, быть посредником между стратегиями центра и функциональной специализацией на местах, использования университетского потенциала в региональной инфраструктуре.

Во всяком случае важнейшая стратификационная и стабилизирующая роль системы постнеклассического образования – преодоление монолога культур, переход к конструктивному диалогу, а с точки зрения косвенных следствий – оттеснение девиантных, суицидальных субкультур, поддержка таланта, жизненного успеха, возрождение среднего класса. Отношения преподавателя и студента утрачивают характер принуждения, переходя к сотрудничеству, взаимопомощи. Школа реализует молодежную политику на индивидуальном и групповом уровне, приоритетном осуществлении интервенции в молодежные субкультуры. Это надо понимать так, что педагог выступает прежде всего как социальный работник, и лишь затем осуществляет роль социального менеджера в жизни молодого человека, оказывая ненавязчивое влияние на изменение ценностных мотиваций, поиск личностных ресурсов. Следуя логике методологических принципов конструирования условий постнеклассической системы высшего образования, поддержим идеи упразднения головных учреждений, равенства доступа к информации, наличия хороших библиотек, переподготовки, децентрализации финансирования и управления, выбора вариантов образовательных услуг, реконверсии капитала.

Сегодня несомненна престижность социального и гуманитарного образования, совпадающая с антропологическим поворотом в науке, философии, актуальна идея отказа от образования и школы как тюрьмы для пленной молодежи, узурпации преподавателем своего социального положения, исключительного права на истину, навязывания норм и представлений, вмешательства в личную жизнь студента. Ситуация плюрализма, наличия выбора не является чисто деструктивной: благодаря такой возможности высшая школа становится на службу экзистенциальному субъекту, принимая на себя ответственность и конструируя дивергенцию мобильностей. В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

Международный опыт свидетельствует, что развитие культуры, динамизм экономики, технические достижения и личностная самореализация успешнее осуществляется в социальных организмах, которые расходуют больше средств на образование и где престиж соответствующих профессий высок и стабилен. Главная тема выступлений на встрече 1999 года ректоров в Белом доме – финансирование и годовой бюджет высшей школы, и хотя по сравнению с прошлым он увеличен на несколько десятых процента, это постепенно приближает к цифре 3,4 процента, обозначенной в законе, а конфликт законов в сфере внебюджетных средств вузов и их налогообложения, полагает новый президент В.Путин, должен решаться в пользу высшей школы.

Возможно создание комплексной координирующей программы дополнительного образования региона, целостного образовательного пространства, взаимодействия классических, неклассических и постнеклассических образовательных моделей. Новые условия образовательного процесса должны быть включены в системы эффективной занятости, плюрализма и гедонизации жизни, разнообразия парадигм потребления, антропологического поворота в науке, политике, образовании, воспитании. Зачем нужно учиться, можно понять не столько в связи с трансляцией определенного объема знаний, сколько становлением человека на протяжении его жизни. То есть социальные аспекты образования связаны с передачей индивидуумам ценностей общества. Но возрождение идеи человека, как уже бывало в истории, неизбежно на путях, возвращающих к смыслу жизни человека и образованию, позволяющему этот смысл постичь.

Ориентация на будущее образовательной программы как части образовательного процесса имеет в виду ориентацию в профессиональном знании на несколько лет вперед, что обеспечит обучающемуся квалификацию специалиста следующего десятилетия. Это означает фактическую реанимацию и даже признание фундаментальности принципа развития личностных ресурсов в качестве социально-экологической явной и латентной цели образовательной политики. Классическая схема передачи знания от преподавателя к ученику сопровождается неклассическим фоном субъективации самого объекта обучения, где действует принцип социального конструирования, активного взаимного изменения системы преподаватель – студент.

По закону об образовании управление будет носить государственно-общественный характер. Уже сейчас к этому причастны Союз ректоров России, евразийское сотрудничество, МАН ВШ. Децентрализация управления образованием требует кардинального изменения всего комплекса управленческих технологий, в России пока нет достаточных условий для качественного преобразования всей системы высшего образования.

В децентрализованной системе обязательно начинается саморегуляция, многие образовательные учреждения не выживут, поскольку не будут окупаемыми. Например, саморегуляция затрагивает факультеты классических и технических университетов: есть ряд специальностей, на которые конкурс из года в год снижается, поскольку неясны перспективы последующего трудоустройства. В советские времена существовал государственный заказ на специалистов, а ныне их выпуск регулируется потребностями рынка.

Хотя обязательный характер приказов и инструкций центра был заменен рекомендациями, отступление от них не приветствуется, чревато осложнениями. Наконец, были произведены изменения в статусе и названии федерального Министерства высшего и среднего специального образования при сохранении концепции главенствующей управленческой и консолидирующей роли центра для системы высшего образования в стране. Сейчас МАН ВШ признана головной организацией по разработке основных принципов общего образовательного пространства СНГ, и следующий шаг будет связан с привлечением профессиональных команд.

С привлечением конструирующей миссии образования меняется и соотношение ролей, которые преподаватели и студенты играют в качестве партнеров в становлении гражданского общества, индивидуализации обучения, виртуальной культуры. В идеале необходимо, чтобы в системе образования различные методы и стили обучения оценивались и поощрялись как нечто наиболее существенное для передачи знаний, открытость ума и сердца позволяет вместе искать способы двигаться вопреки границам, такое образование является практикой свободы [31].

Изменение глобальных целей образования требует изменения сферы административного управления, отношения к персоналу, понимания стратифицированности и социального здоровья контингента вузов, делового климата, научного потенциала высшей школы, изучения инвайронмента в аспекте социальной структуры, адаптации выпускников. В Саратовском государственном техническом университете осуществляется фундаментальная базовая подготовка специалистов по социальной работе с молодежью, семьей, детьми и подростками, в сфере занятости и здравоохранения [12]. Качество образовательных программ по мнению зарубежных экспертов – на уровне мировых стандартов. Вместе с тем материальная база и условия учебного процесса все еще заставляют грустить и вздыхать, хотя постоянно предпринимаются определенные шаги для того, чтобы исправить положение. Региональная концепция безопасности не может быть выстроена непротиворечиво, если она не опирается на стройно разработанную многовариативную инновационную модель системы образования в регионе, а также на идею интеграции российского образования в мировые образовательные стандарты, мировой рынок дипломов.

В таком случае образование предстает как институт социального конструирования, изменения реальности, социального интеллекта, культурного инвайронмента, плюрализма жизненных стилей; взаимодействия культур; удовлетворения статусных социальных, интеллектуальных и экзистенциальных потребностей.

Обобщенно параметры инновационной демократической образовательной модели в системе принципов постнеклассического образовательного пространства обсуждались в рамках российских конференций. Основные принципы образования как встречи культур дают базу для новой концепции: жизненный хронотоп, социальное здоровье и безопасность, социальная политика и стандарты образования, общеевропейский рынок дипломов и рынок труда. Это требует синтеза технологий, образовательных программ, соответствующего уровня культуры, уважения к социокультурным ценностям, заботы о социальных группах, отдельном человеке.

Становление гражданского общества связано с развитием информационного общества, индивидуализацией и демократизацией образования, виртуальной культурой [15, 27]. В этих условиях перестает работать монокультурная доминанта просвещенческой системы образования, включающая в качестве основных ориентирующих принципов сциентизм, дифференциацию знания, управленческий и педагогический диктат. Методологическая несостоятельность учителя, преподавателя – в формах плохих оценок. Действительно, только нравственное воспитание каждого может изменить общество.

Происходит социальное конструирование нового образовательного идеала и соответствующих новых моделей управления образованием.

Если остаться в методологическом тезаурусе принципов конструирования образования, признать новым состоянием равномерно сильную многоцентровую систему, где можно получить высококлассное и вариативное образование, то по А.Барабашеву [18] ее основы должны быть следующими:

- вариативность образовательных программ поддерживается заказом со стороны потребителей. Качество образовательных программ определяется не центром, а ассоциациями высших образовательных учреждений. Дело работодателя определять, признает ли он данный диплом;

- нет головных избранных учреждений высшего образования. Образовательный ранг таких учреждений может быть вне зависимости от этого веса, каждому из них предоставляется минимальное федеральное финансирование, исходя из количества обучающихся. Остальное финансирование должно осуществляться из местных бюджетов и внебюджетных средств;

- должно существовать реальное равенство доступа к информации. Это означает наличие хороших библиотек, доступ в Интернет;

- переподготовка преподавателей по их пожеланиям в любом профессиональном центре;

- диссертационные советы вузов присуждают степени по совокупности изданных работ либо по диссертации. К примеру, на Западе в некоторых странах заседает комиссия из трех оппонентов, которые за месяц получают диссертацию, потом вызывают соискателя и говорят, да или нет, а также замечания, которые будут внесены перед публикацией диссертации. Комиссия состоит из видных специалистов по данной теме.

Согласно этой системе за Министерством высшего образования предлагается оставить только две функции – популяризация интересных образовательных нововведений и расчет минимального финансирования. Остальное ложится на плечи регионов, желающих поощрять развитие образования и не допустить отток талантливой молодежи, а также на потребителя, финансирующего то образовательное учреждение, в котором он учится, должны быть введены образовательные счета, одинаковые для всех. Другими словами, переход к новой системе принципов высшего образования требует рассмотрения основных условий – децентрализации управления, переход к использованию вариантов, возможностей выбора образовательных услуг, реконверсии капитала в символы статуса и власти.

Последуем логике нашего методологического тезауруса, принципам конструирования постнеклассической системы образования, согласно которой в качестве ценности общества образование проявляет себя не только как социальный институт, осуществляющий социальную интеграцию индивида, оно лежит в основе экзистенциального самочувствия, заботы о завтрашнем дне каждого отдельного человека, постоянного выбора быть или не быть, расширяет культурный выбор социального субъекта, включает его в хронотоп культуры, становится статусной характеристикой.

Следовательно, образование особенно ярко демонстрирует себя в качестве значительного, представляющего самостоятельную социокультурную ценность феномена. Образование понимается сегодня как стратегически важная сфера жизни с точки зрения развития конкурентоспособности и интеллектуального потенциала нации.

Национальная программа образования должна содержать механизмы, гарантирующие сочетание единства федерального образовательного пространства и автономизации регионального своеобразия высшей школы. Часто говорят о разрушении и необходимости восстановления лишь экономического пространства СССР, теперь СНГ, хотя правильнее иметь в виду восстановление информационного, образовательного, культурного пространства. Этот процесс мог бы стать частью общего процесса становления общеевропейского пространства как через создание новых, так и использование старых, структур, в том числе классической университетской культуры Европы, особенно через формирование духовной элиты, стажировки и обмены студентами, стажерами, преподавателями, программами.

Широкое обсуждение и демократические интонации дискуссий по проблемам образования с привлечением информационных технологий оказались в фокусе реформ высшей школы и одновременно методологического перевооружения науки об образовании. Демократические принципы учебного процесса расширяют жизненное пространство индивида, возводя объект образования в субъектную степень свободы, самореализации.

Важнейшие стратегии постнеклассической парадигмы образования выступают фактором реформирования общества, утверждения этических основ образовательных институций, глобальной информатизации образовательного пространства, расширения свободы выбора, активного использования университетского потенциала в региональной инфраструктуре.

Эти процессы позволяют анализировать стратификационные предпочтения и культурные коммуникации образовательных процессов, а также обозначить закрепленный в языке и социальных институтах, формирующиеся в экзистенциальной, индивидуальной истории качественно новые адаптационные ниши, виртуальный хабитус. Информационное общество предполагает развитие принципиально новой образовательной системы, качественное изменение статуса образования для человека и общества. Демассификация личности и культуры создает принципиально новую образовательную среду, предполагает социальное конструирование, институт образования становится открытым индивидуализированным проектом в жизни человека. Современная информационная интервенция навязывает субъектам образования собственную логику встраивания в социальную структуру, участие в институциальном порядке, виртуальные технологии ускоряют модернизацию образовательного института, осуществляя его возможность практического приспособления к новым текстам культуры. В конечном счете информатизация и овладение виртуальной культурой становятся важнейшими принципами организации современного обучения.

В децентрализованной компьютеризированной системе господствует самообучение, многие образовательные учреждения не выживут, поскольку не будут соответствовать информационным сетям и виртуальным средствам общения. Возможности Интернета устраняют необходимость сохранения централизации научных исследований и процедур образования, дополнительной необходимой предпосылкой децентрализации выступает децентрализация финансирования. Возникает потребность модернизации, изменения качества образования в приближении к рынку, конкурентоспособности и социальной компетентности выпускников.

Центробежное желание может обернуться на практике усилением иерархии. Так, осуществление давней мечты гуманитариев Саратовского государственного технического университета по созданию института социально-гуманитарного научного и учебного профиля оказалось на деле дополнительной иерархической ступенью и усилением внутривузовской централизации всех звеньев управления, делопроизводства, взаимодействия кафедр и администрации.

Процесс перевода западных представлений для российской системы обучения сложен и рискован: перенос определенных концепций из одной культуры в другую, из одного менталитета в другой невозможен в плане навязывания установок и ценностей другой культуры. Несомненно, дистанционное обучение выступает фактором смягчения социального неравенства, однако если специфическая грамотность пользователя глобальных сетей становится критерием власти и престижа, то появляются новые критерии стратификации. Доступ к новым формам образования будет служить еще одним фактором мобильности, особо существенным в российском обществе, где информационные технологии, безусловно, еще долгое время будут доступны только небольшому сегменту населения.

Большинство российских граждан, по выражению Е.Скворцовой [27], будут виртуальными бездомными, не имея возможности реализовать право на жизнь в глобальных информационных сетях. Становится очевидным, что эта система телекоммуникаций породила новую реальность – виртуальную, в рамках которой возникли новые возможности социализации и социального конструирования. Хотя в децентрализованной компьютеризированной системе господствует самообучение, начинается саморегуляция, многие образовательные учреждения не выживут, поскольку не будут соответствовать информационным сетям и виртуальным средствам общения.

Гипертрофированную централизацию российского образования возможно преодолеть посредством развития информационных обучающих систем, доступных пользователям независимо от научного статуса, ведомственной принадлежности и гражданства. Новая форма общения поможет людям значительно расширить круг общения, понять, что личные качества важнее социального статуса, возрождается вера в социальное равноправие, надежда на исчезновение социальной иерархии. Важна роль международных благотворительных организаций, которые способствуют развитию новых форм и содержания российского образования.

Между тем ситуация усложняется не только в пространстве субъекта, но и в системе объекта образования. Идеи педагогов и представителей системы ОВД относительно способов решения проблемы подростковой делинквентности, как правило, ограничены осознанием необходимости организовать досуг молодежи. Ответственность за проблемы подростков перекладывается на неблагополучную семью, недостаточно представлены интегрирующие возможности школы как важнейшего института социализации.

Профессиональная этика способствует гармонизации отношений между обществом и профессиональными группами, выступая регулятором взаимоотношений в профессиональных группах, процессах демократизации и реформирования общества. Дидактические принципы обучения столкнулись с ограничением социального здоровья, необходимостью социальной коррекции, реинтеграции в норму общества [36, 40]. Жизненный путь ученика предстал не в зеркале нормы, а в зазеркалье пограничной ситуации, патологии, социальной дезадаптации. Образование транслирует экзистенциальные цели нетипичной, подвергнутой дискриминации группы. Общество, полагает М.Мид [22], теряет идеи и образы, рожденные воображением этих детей, идет процесс социального исключения тех, чья позиция отличается маргинальностью, периферийностью в социальной структуре, низким статусом, специфическим стилем жизни. В традициях дискриминационного языка нетипичность означает одаренность, чувство превосходства перед человеком ограниченных возможностей выступает формой расизма, академической отсталости, нравственной запущенности.

Непривычно, но необходимо обращение к правам человека, социотерапевтическому арсеналу социальной работы, гуманистическим идеологиям общения. Для лиц с ограниченными возможностями осуществляют интеграцию в общую программу обучения, либо институциализируют специальное образование в контексте обеспечения равных возможностей, устранения социального исключения, дискриминации нетипичного. Это помогает уйти от социального риска, трансформаций нравственности, стрессов урбанизации, анонимности жизни, жесткой альтернативы оценок. Соотношение классического, неклассического и постнеклассического образовательных пространств не выстраивается в гомогенное единство: в российской ситуации стратифицируются социальные роли и жизненные стратегии во всех типах образования. С другой стороны, наследие советского времени дает о себе знать социальной и культурной дезинтеграцией высшей школы, способствует социокультурному дисбалансу. Принцип всеобщего начального образования не реализуется во всем мире, абсолютное число неграмотных людей в мире в образовательном пространстве даже увеличивается. Япония, напротив, готова к всеобщему высшему образованию.

Произойдет смена образовательной парадигмы: из элитного образования, привлекающего меньшинство молодежи, высшее образование станет общедоступным.

Такая тенденция сближена с позицией ЮНЕСКО, с идеей общества, в котором постоянно обучаются все поколения.