Методология диссертационного исследования

Методическое пособие, автор - Ярская В.Н. - Саратов: ПМУЦ, 2002.

КНИГА 2.

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку становление личности ученого, получение степени имеет место на пересечении процессов науки и образования, возникает задача показать, в каких именно механизмах и формах это происходит. Ценности общества, научные интересы ученых и государственная политика оказывают влияние на процессы научной деятельности, коллективные формы которой в современной прикладной или фундаментальной науке не отменяют индивидуальный характер научного поиска, у истоков научных революций и открытий стоят талантливые личности, лидеры науки. В современной науке остро стоит теоретико-практическая задача: обеспечить соответствующими организационными формами взаимосвязь усилий научных коллективов, научных отраслей и специальностей, научных дисциплин – естественных, технических, математических и социально-гуманитарных. Эта важнейшая социальная задача определяет совершенствование подготовки научных кадров.

Кадры высшей квалификации готовятся в системе поствузовского профессионального образования, в том числе через магистратуру, аспирантуру и докторантуру посредством разработки, написания, соответствующего оформления и публичной защиты диссертации. Итогом обучения в докторантуре, аспирантуре и магистратуре должен стать научный труд соискателя ученой либо профессиональной степени, который он и оформляет в виде небольшой книги или отчета, называемого диссертацией (от лат. dissertatiо – рассуждение, исследование). Диссертационная работа обычно представляет собой специально подготовленную рукопись, в том числе в виде научного доклада, опубликованную монографию или учебник.

Ученая степень – это уровень квалификации научных работников в определенной отрасли знания или науки. В России установлены две ученые степени: кандидат наук и доктор наук. Каждый гражданин России, имеющий законченное высшее или поствузовское профессиональное образование, имеет право на присуждение ученой степени кандидата наук или доктора наук при условии публичной защиты своего научного труда. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом на основании публичной защиты соискателем своего научного труда. Ученая степень доктора наук присуждается высшей аттестационной комиссией Минобразования Российской Федерации на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее или послевузовское профессиональное образование, и с учетом заключения соответствующего экспертного совета ВАК России. Диссертация – научная работа, в которой соискатель под руководством научного руководителя, но самостоятельно излагает научные результаты, свидетельствующие о личном вкладе автора в науку. Кандидатская диссертация должна содержать новые научные и практические выводы и рекомендации, выявлять способность диссертанта к самостоятельным научным исследованиям. При этом надо обнаружить глубокие теоретические знания в области данной дисциплины и специальные знания по проблеме диссертации, хотя при всем многообразии родственные и отраслевые научные дисциплины имеют между собой много общего и, прежде всего, методологические принципы и категории данной научной специальности.

В итоге диссертация должна представлять собой единолично написанную авторскую квалификационную научную работу, имеющую внутреннее единство, совокупность результатов в форме научных положений, выдвигаемых диссертантом к публичной защите. Предложенные новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с уже известными по всем аспектам. Положение ВАК о порядке присуждения ученых степеней и присвоении ученых званий устанавливает, что ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом на основании публичной зашиты соискателем своего научного труда. Научный труд соискателя профессиональной или ученой степени апробируется в научных публикациях и научных докладах на конференциях, симпозиумах, семинарах и круглых столах, оформляется в специально подготовленной переплетенной рукописи, обобщающей результаты диссертационного исследования, опубликованных научных и учебных монографиях.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научным трудом, в которой содержится новое решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены сделанные автором технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научной квалификационной работой, отвечающей одному из этих пунктов, определяющих характер результатов диссертации.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук выступает самостоятельной работой, в которой на основании собственных исследований и разработок сконструирована авторская методология и программа исследования, решена крупная научная проблема, разработано новое перспективное направление в соответствующей отрасли знаний. Такой труд квалифицируется как достижение в развитии перспективного направления научной отрасли. На основании проведенных исследований сконструированы оригинальные стратегии исследования, изложены научно-обосно-ванные технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в социальное, хозяйственное, культурное развитие нации. Результаты должны обладать методологической новизной и междисциплинарностью.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научной квалификационной работой, отвечающей одному из следующих трех пунктов, определяющих характер результатов диссертационной работы:

1. В диссертационной работе получено решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное, социально-культурное или политическое значение.

2. В диссертации разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии перспективного направления в соответствующей отрасли науки.

3. В диссертационной работе предложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.

Более детально требования к диссертации изложены в Положении ВАК о порядке присуждения ученых степеней. Особенностью докторской диссертации является систематизированное исследование по развитию научного направления с постановкой и решением крупных научных проблем отраслей науки и техники. В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения, подтверждающие практическое использование автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, – рекомендации по использованию научных выводов. Диссертации на соискание ученой степени в виде научного доклада представляются высококвалифицированными специалистами народного хозяйства, науки и культуры. В докладе должны быть изложены полученные автором результаты, имеющие важное теоретическое или практическое значение.

Вопрос о новизне и ценности научных работ соискателя и целесообразности их представления в качестве диссертации в форме научного доклада решает диссертационный совет на основании представления организации, в которой соискатель выполнял основные исследования. Диссертации на соискание ученой степени в виде научного доклада представляются высококвалифицированными специалистами народного хозяйства, науки и культуры, в докладе должны быть изложены ранее полученные автором результаты, имеющие важное теоретическое или народнохозяйственное значение. Вопрос о новизне и ценности научных работ соискателя и целесообразности их представления в качестве диссертации в форме научного доклада решает диссертационный совет на основании представления организации, в которой соискатель выполнял основные исследования и разработки.

Традиционно большое внимание уделяется проблемам российского образования в печати, научных публикациях и круглых столах, конференциях, в том числе собраниях и «Вестнике Международной академии наук высшей школы». Авторы статей социологической периодики регулярно обсуждают эти проблемы. Сегодня обращается внимание на то обстоятельство, что при сохранении цели в виде набора запланированных качеств, стандартов школа рекрутирует унифицированное мышление, примат информированности над культурой и правом выбора. Образование постмодернизма моделируется как диалог социальных субъектов, идентифицирующих себя с культурами – участниками встречи. Все еще имеется проблема с кадрами высшей научной квалификации, неустойчивых критериев присуждения ученой степени.

Здесь важнейшую роль играет поствузовское образование, диссертационное исследование в процессе обучения в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, прикрепление к научным школам в качестве соискателя ученой степени.

Диссертационное исследование является не просто каким-то аналогом или прототипом научной деятельности, но реальной формой научного исследования, предполагает подготовку диссертации, то есть научного труда на правах рукописи для публичной защиты. Для занятия наукой нет ограничений по возрасту, бывают защиты в достаточно зрелом возрасте. Получение диплома кандидата или доктора наук добавляет в научную карьеру, биографию ученого не только положительные эмоции: возрастет солидность его положения в научном сообществе, уверенность в себе, расширяется кругозор, умение видеть проблемы и способы их разрешения. Эти качества важны для будущих научных руководителей, начинающих стажеров в науке, наших диссертантов, молодых соискателей.

Важная составляющая общей эрудиции и специально-научной подготовки диссертанта – знание методологии науки, научных школ и главных классических и современных концепций, ведь эффективность науки во многом зависит от систематизации знаний о самой науке как социокультурном явлении, вооружения этим знанием будущих ученых. Известны отечественные методологи науки: Г.С.Батыгин, В.П.Кохановский, С.Ф.Мартынович, Л.А.Микешина, В.С.Степин, Ж.Т.Тощенко, В.С.Швырев, В.А.Ядов. В работе уделяется большое внимание именно проблемам науки и образования на их пересечении. Фактически из раздела в раздел данного пособия переходят и решаются задачи методологического тренинга диссертанта и, возможно, будущего консультанта и научного руководителя.

Широко привлекаются и используются специальные пособия по этим вопросам целого ряда отечественных авторов, в которых успешно осуществляются попытки вооружить армию соискателей методиками научной работы, содержатся основные методологические установки проведения диссертационного исследования. Эти методические пособия включают также официальные документы, сведения и указания, необходимые соискателям ученых степеней кандидата и доктора наук для подготовки, оформления и представления диссертации к защите. Среди этих авторов Д.Б.Бабаев, Г.П.Ерошенко, Ф.А.Кузин, А.М.Новиков, С.Г.Селетков. Один из этих авторов, Ф.А.Кузин, оказался настолько современным, что посвятил свой новый труд недавно сформированной в российском образовании магистратуре.

Автор использует многолетний опыт общения с соискателями разных уровней не только во время чтения курса по данной тематике, но и руководства аспирантскими работами, научного консультирования докторантов, результаты работы на посту Председателя докторского диссертационного совета по социологии. Интересные мысли и ценные советы для соискателей накапливались в процессе дискуссий на заседаниях кафедры, сессий Научного парка и ученых советов Саратовского государственного технического университета и Поволжского межрегионального учебного центра, во время научных конференций и методологических семинаров.