Методология диссертационного исследования

Методическое пособие, автор - Ярская В.Н. - Саратов: ПМУЦ, 2002.

Книга 2. Раздел 2. Методология защиты диссертации

2.1. Образование и ЭТОС профессии ученого

Сегодня профессионал в сфере науки, ученый – это особая профессия, которая сопровождается не только наименованием должности, которую он занимает в качестве научного сотрудника (нс, мнс, снс), но и научными званиями (академик, член-корреспондент, действительный член академии наук), ученой степенью (кандидат, доктор наук). Реформы важны с точки зрения повышения профессионализма и одновременно научной компетенции педагога, а с другой стороны, социального статуса, благосостояния субъектов образования. Образование дает индивидам специфичные навыки, необходимые для их будущей профессиональной деятельности. Эта функция образования особенно ценна в индустриальных обществах с их постоянно растущей сложностью и специализированным разделением труда. Передаваемые общественные ценности обеспечивают необходимую однородность для выживания общества и специфичные умения, обеспечивающие необходимое разнообразие для кооперации.

В когорту ученых-профессионалов, научных работников, исследователей безусловно входят аспиранты, докторанты, то есть диссертанты, соискатели, близки к ним и магистранты. Степень магистра на западе является научной либо научно-профессиональной, а у нас пока только профессиональной, хотя по существу профессионально-научной. Веберовская логика профессии – расколдованный аналог харизмы, благодатной способности свершать святые таинства, оставаясь при этом обычным человеком. Нормой стало выполнение должностных функций научного руководителя, консультанта или советника, их помощь не только начинающим исследователям, но и государственным чиновникам, участие в выработке или принятии решений по вопросам жизни общества.

В известной степени профессионалы сохраняют в своем облике и поведении черты, присущие традиционному корпоративному строю. Вступая в довольно замкнутую систему профессиональных норм, обычаев и символов, в том числе жаргона и средств распознавания своих, человек принимает на себя обет профессии как способности свершать некие таинства, оставаясь при этом обычным человеком. Начиная карьеру, современный профессионал, полагает Г.Батыгин, вынужден осуществлять личный выбор из открывающихся возможностей и рационально оценивать перспективы и средства, которыми он располагает, чтобы добиться успеха. Профессиональные корпорации представляют собой суперструктуры по отношению к социальной и культурной дифференциации.

Г.Зиммель писал о республике ученых в эпоху Ренессанса как о новом типе интеллектуального и духовного единства людей, принадлежащих к различным классам и сословиям средневекового общества. Вслед за Э.Дюркгеймом он рассматривал корпоративные профессиональные организации как универсальный механизм воспроизводства общинности – спасительную альтернативу растущим отчуждению и аномии, обусловленным специализацией и разделением труда. С другой точки зрения профессиональные структуры могут рассматриваться как элемент рационально-технической дифференциации общества. М.Вебер рассматривал процесс профессионализации как переход от традиционного социального порядка к современному типу общественного устройства, где статус индивида определяется рационально осмысленными целями его деятельности.

Если переход из интеллектуальной профессии в деловую происходит успешно, вероятность достижения успеха более высока в группе людей с высшим образованием. Сохранение позиций в профессиональных корпорациях должно рассматриваться сегодня как более значительный жизненный успех, чем высокие доходы. Это мнение совпадает с идеей реконверсии капитала Ю.Зеликовой. Особым общественным статусом обладают профессии, характерными чертами которых являются: глубокое проникновение специалиста в настроение, духовный мир тех, с кем он соприкасается, большая самостоятельность личности в принятии ответственных решений; необходимость предусмотреть социально-нравственные последствия своего труда; моральное оправдание набора специфических операциональных требований, процедурных моментов; гражданская миссия специалиста; общественный статус и моральный престиж профессии, творчества в деятельности специалиста.

Несмотря на приверженность профессиональным ценностям, бюрократия как административный аппарат, основанный на экспертизе, может использовать ее в частных целях. Профессионализм как этическое требование содержит в себе в значительной мере чуждые обществу универсальной конкуренции элементы элитарного равенства. Элитарность здесь означает неприменимость стандартных измерений дохода, власти, престижа к профессиональным регуляторам. Т.Парсонс и Н.Сторер указали на особенности профессии как функционального элемента социальной организации: ответственность за хранение, передачу и использование специализированных знаний высокая автономия в области привлечения новых членов и контроля за их профессиональным поведением; покровительство со стороны общественного окружения, а также охрана от непрофессионального вмешательства; контроль за вознаграждением: если профессионал стремится заработать вознаграждение со стороны непрофессионалов, он испытывает соблазн изменить своей профессии.

Ученые звания выступают уже неким синтезом науки и образования, поскольку звания ассистента, доцента и профессора присваиваются (в отличие от ученой степени, которая присуждается) за определенные успехи в сфере преподавательской, учебной и методической работе с учениками, студентами, слушателями. Стали привычными понятия научный работник, исследователь, причем в странах Европы и Америки квалификация научного специалиста ценится очень высоко, любой магистр, доктор философии (своеобразный аналог российского кандидата наук) – это весьма уважаемый человек, не говоря уже о преподавателе университета, профессоре.

В качестве вознаграждения здесь выступает профессиональное признание, предполагающее, в свою очередь, предоставление некоторых материальных благ. Профессионализм не обязательно совпадает с определенным социальным статусом, например, статусом высококвалифицированного специалиста. В науке – это система ученых степеней и званий, в юстиции – ранги и звания, в чиновничестве – должности. Класс профессионалов существует, таким образом, в той мере, в какой сохраняется корпоративная этика и соответствующие стандарты успеха. Обладая значительной инерцией, профессионалы, как правило, обнаруживают неспособность к адаптации в условиях кризисного социального развития и разрушения социальной структуры общества. Профессия принадлежит к бюрократизированным социальным институтам, и профессионал ценит не столько предоставляемые ей привилегии и вознаграждение, сколько посвященность в корпоративную тайну.

Ритуалы и формальные процедуры научной жизни, логические правила и методологические принципы научного исследования являются в том числе следствием принятия профессионалом определенных этических обязательств, правил получения и воспроизводства знания. Эти правила сводятся, например, в функционалистской школе социологии науки к понятиям универсализма, общности, бескорыстия и организованного скептицизма. Н.Сторер раскрывает содержание мертоновских постулатов научного этоса следующим образом:
- универсализм — это убеждение в том, что явления природы повсюду одинаковы и истинность утверждений не зависит от утверждающего;
- всеобщность предполагает, что знание является всеобщим достоянием и доступ к нему открыт для всех;
- бескорыстие означает, что ученый не должен использовать свои открытия для личной выгоды;
- организованный скептицизм – это ответственность каждого ученого за доброкачественную работу других и за предание гласности оценок работы коллег.

Профессиональная этика ученого как профессионала предстает как целая наука со своими принципами, законами, правилами, этикетом и стилем поведения. Этос науки как система этических кодексов, правил и норм предполагает целый ряд принципов научного взаимодействия, причем имеются в виду не только актуальные повседневные академические формы общения, но и виртуальные, информационные коммуникации. Сюда относятся правила хорошего тона, которые следует соблюдать в ситуациях научного цитирования и ссылок на представителей научного сообщества, этикет презентирования и знакомств, участия в письменных и устных дискуссиях, электронной и обычной переписке, выступлениях на круглых столах, конференциях, симпозиумах, сессиях и заседаниях кафедры, ученого и диссертационного совета.

Академизм – особый стиль профессиональной этики научного сообщества, который предполагает специальную методологию научной коммуникации. Это и особый научный язык, лишенный излишней эмоциональности и фривольных оборотов, сдержанный и конструктивный характер критики и дискуссии, уважительность по отношению к другому автору, оппоненту, руководителю или соискателю, терпение и внимание в ситуации слушания, избегание пространных речей и запутанных оборотов. Академический стиль требует от диссертанта соблюдения особых правил стиля и жанра в написании текста диссертации от первого лица во множественном числе и текста автореферата от третьего лица в единственном числе. Этот стиль выдерживается и в устном выступлении на любом симпозиуме, собрании, конференции, на защите диссертации – от первого лица во множественном числе, то есть от лица научной школы, научного сообщества, от партнерской научной группы с соавтором – научным руководителем, научным консультантом.

Один из принципов академизма связан с тем, что научный труд требует от соискателя особой ответственности в форме научной добросовестности. Результат исследовательского труда научного работника может быть положительным или отрицательным, но он ценен для науки, дает приращение знания, устраняет неопределенность и ориентирует на научный поиск. Новые сведения трудно проверить тотально, целиком и сразу, критерием их истинности становится научная добросовестность исследователя. В научной деятельности необходимы не только сильный интеллект и широкий кругозор, но и смелость думать не как все, по-новому, сомневаться в устоявшихся истинах, высказывать нетрадиционные взгляды.

Другими словами, необходимо определенное мужество встать на борьбу с научными суевериями и стереотипами, изменить консервативные представления научной общественности, привычные парадигмы и нормы науки. Профессионализм и академизм позволяют не только считаться с авторитетом и уважать чужую точку зрения, заслуги других ученых, но и уметь усомниться в общепринятом, противопоставить свою идею традиционному мнению большинства, добиться воплощения своих идей. Профессия ученого, конструктивность научного творчества преодолевает негативные факторы инерции мышления, узости специализации, ограниченности, приводит к престижному положению в обществе, просто несет радость вдохновения и научных успехов.

Научная добросовестность – главное качество исследователя. Недобросовестность проявляется по–разному, например, в отсутствии научного аппарата и ссылок на источник, на автора данной идеи, формулировки, положения, школы и направления. Иногда по незнанию, а порой даже зная источник, недобросовестные диссертанты выдают чужое за свое. Конечно, если обнаруживается научная недобросовестность в диссертации, то ВАК лишает диссертанта ученой степени, а если это прозвучит еще и в печати, в статье, отчете или другой информации, то такой горе-исследо-ватель полностью теряет авторитет в научной среде.

Некоторые аспиранты, защитив диссертацию, в которую вложил немало труда и даже собственноручно написанных страниц научный руководитель, вскоре ничтоже сумняшеся, спокойно издают эту рукопись, не вспоминая о том человеке, который изначально сформулировал тему, дал отточенные формулировки, провел огромную редакторскую и дополняющую работу. Такой исследователь оказывается вне этоса научного сообщества, хотя он может продолжать двигаться как обычный карьерист, перешагивая через тех, кто ему помог. На Западе этические принципы академической науки и научного профессионализма берегут особенно тщательно, обратите внимание, как много благодарственных слов в предисловиях, введениях и послесловиях к своим книгам и публикациям зарубежные авторы посвящают своим наставникам, коллегам.

Подобное содержание профессии делает ее объектом профессиональной этики как системы особых норм, предписаний, правил поведения, оценок, кодексов. Этическая автономия профессионалов приобретает корпоративный характер и оснащается эшелонированной системой защиты от внешней среды. В науке – это система ученых степеней и званий, в юстиции – ранги и звания, в чиновничестве – должности. Задача этих институтов – осуществление внутренней профессиональной экспертизы. Многие соискатели попусту тратят время из-за того, что не представляют четко цели своей работы, не умеют сосредоточиться на главном, выделить важное и первостепенное, соблюдать сроки задания научного руководителя или своего собственного распределения времени.

По мнению некоторых авторов из всего спектра идей западной социологии наиболее востребованными здесь оказались те, что имели очевидный выход на практику и получили развитие в организационном консультировании. Те концепции, которые касались проблем власти, института управления, конфликта, противоречий повседневной работы, ее формальных и неформальных оснований, действительного места профессионалов в социальной структуре современного общества, оказались мало представлены или не представлены вообще. От молодого ученого постоянно требуется подтверждение его профессионализма, которое осуществляется через систему объективной оценки его научных результатов, в частности через публикации и признание научного сообщества.

Являясь одним из видов деятельности, научная практика вплетена в ткань культуры, а поэтому как часть своего целого требует наличия стереотипов действия, стандартизации. Уровень культуры и степень научности метода в качестве способа организации деятельности детерминируют уровень научной практики как элемента всей социальной практики, а последняя, будучи осознанной, переходит в деятельность, выступающую единственно возможным условием приобщения индивида к культуре и его пребывания в ней. Невозможно получить адекватного отражения процесса движения научного знания, исключив из анализа влияние социального времени на развитие науки и культуры. Развитие науки не сводится к филиации идей, оно лишь в конечном счете совпадает с логикой развития познания, так же, как методологический анализ выявляет из реального времени практики научного открытия структуру предсказания и собственно открытия в чистом, атемпоральном, логическом виде.

Соприкосновение с новым, ранее не известным сопровождает нас с юных лет, перерастает в стремление узнать что-то новое, интересное в окружающем мире, наполняет жизненный путь, темпоральность человека духовным содержанием, реализует экзистенциальный выбор и свободу, участвует в конструировании социального пространства и национального богатства общества. Научное исследование требует от человека полного погружения в изучаемую проблему, этому способствуют специальные формы поствузовского образования: магистратура, аспирантура, докторантура. Дискуссия в Поиске о кандидатском экзамене по философии, особенностях обучения в аспирантуре, заставляют научное сообщество серьезно задуматься о назначении, целях обучения, функционировании системы подготовки кадров высшей квалификации. Возможности научного труда – это совокупность объективных условий, необходимых для успешного выполнения научной работы, наличие научного руководителя, доступ к библиотечному фонду и другим видам информации, достаточная оснащенность экспериментальной базы, возможность своевременно публиковать результаты, доступность диссертационного совета.

Научное творчество – это деятельность человека, порождающая качественно новое знание, никогда ранее не известное.

Имея высокую исполнительность и целеустремленность, можно быть готовым даже к многократной переделке текста, слава богу, теперь эта редакция облегчается компьютером. Если настойчиво выполнять график написания диссертации, а все, что предстоит сделать, подготовительные мероприятия и планирование работы, обязательно продумать накануне, это поможет предупредить дилетантизм и безответственность. Необходимо соблюдать режим, выбирать время для отдыха, посещать выставки, театры, концерты: постоянно сгорающие на работе трудоголики, совсем не отдыхающие и никогда не имеющие развлечений, сокращают продолжительность своей жизни, постепенно деквалифицируются и рискуют не добиться намеченных целей. Время от времени нужны физические упражнения, которые снимут усталость от сидячей работы, необходимы плавание, лыжи, спортивные игры, а самое главное – прогулки на свежем воздухе.

Деятельность ученого стимулируется и оценивается не столько оплатой труда, сколько различными степенями, званиями и наградами. Самой престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1901 г., а в экономике с 1969 г. является Нобелевская премия. До 1990 г. было присуждено 427 премий. Российские и советские ученые удостаивались этой награды всего 11 раз, женщины получили только 9 премий, но М.Склодовская-Кюри была награждена дважды: 1903 г. – по физике, 1911 г. – по химии. Самым молодым нобелевским лауреатом был 25-летний У.Л.Брегг, 1915 г.

Отмечается соотношение между пиками творческой продуктивности ученого и показателями его квалификационного роста, которые не совпадают со среднестатистическими данными защит кандидатской и докторской диссертации, что говорит не в пользу существующей модели. Защиты диссертации запаздывают за пиками творческой продуктивности, это не способствует профессиональной мобильности ученых, периодической смене направлений исследования, что приводит к тематическому консерватизму. Традиционная методология обучения связана с важным для нации совмещением научного и педагогического труда в одном лице вузовского преподавателя, когда научные достижения по короткой траектории становятся достоянием индивида и ценностями общества. Научное знание предполагает уровни рациональной интерпретации, передачи, распространения, конкретного использования опыта, связанные с социальной спецификой творческого, информационного и прикладного аспектов научной деятельности. Некоторые авторы полагают, что, если цели преподавателя – получение высоких результатов обучения и воспитания учащихся, то цели исследователя совсем иные – получить новое научное знание.

Получается, что преподавать можно на уровне обыденного опыта и преподавательской практики, каких-то якобы универсальных и вечных методик. На самом деле глубоко ошибочна такая позиция, преподавать надо науку, если мы хотим получить на выходе образовательного процесса квалифицированного конкурентоспособного, а не отсталого специалиста, которому читали курсы по пожелтевшим листочкам. Невозможно разделение педагогов на практиков и исследователей, особенно в последнее время, все больше учителей, преподавателей, руководителей образовательных учреждений, включаются в исследовательскую деятельность.

Некоторые широко известные авторы книг, методических пособий, учебников так и не смогли получить ученую степень кандидата наук, поскольку не сумели настроить себя на изложение своих идей в жестких рамках требуемого жанра. Но они и не смогли обобщить последние достижения науки, тем более сказать в этой науке свое собственное слово. Уровень и элитность вузов определяется, конечно же, качеством преподавания, которое в свою очередь зависит от наличия классных ученых-преподавателей. Авторы методических пособий, учебников не могут получить ученую степень, преподать студентам собственное слово в науке: методологическая и научная несостоятельность такого педагога раскрывается затем в формах плохих оценок. Можно согласиться с мнением, что рассказы об элитных вузах и кафедрах, в которых есть только сильные методисты, ничего не делающие в науке, являются мифом.

С истоков функционирования института образования центральная, доминирующая роль принадлежит университетам, выступающим медиумом культуры, как фокусированный имидж и воплощение этических принципов образования. Однако остается еще одна сторона вопроса, связанная с важнейшим субъектом института образования, академической средой, о которой чаще пишут с точки зрения ее бедственного материального положения, бесправия. Меньше обсуждаются неписаные законы академической среды, которые, увы, не сводятся исключительно к правилам и принципам профессиональной и научной этики. Позицию многих профессоров по отношению к нетипичным трудно назвать гуманистической, и труднее всего расстаться с академическими кланами, подобными кланам государственных академий наук.

То, что статус профессиональной группы возможно изучать в терминах субкультурного анализа, через культурные механизмы производства, потребления и воспроизводства социальной и личной идентичности, влияющей на социальное поведение членов группы – факт, признанный в мировой науке. Объектом изучения для социологов могут стать не только контингент обучаемых, но и академические профессорско-преподаватель-ские круги.

Большинство ученых принадлежит к одной из группировок под названием научная школа или специальность, они верны воззрениям и принципам школы или направления, которые объединяют их мысли, чувства и поведение. Но в дополнение к членству в специальностях ученые являются членами таких кланов, как дисциплины. Согласно Т.Дж.Шеффу преданность членов группировок друг другу и их негласным правилам сравнима с чувствами, испытываемыми уличными бандитами, но при этом используются лишь слова, в противном случае уровень смертности в академических боях сравнялся бы со смертностью в криминальных разборках.

Дисциплины – самые могущественные образования в университетах, представляющие собой в большинстве случаев не федеративные системы, а конфедерации суверенных дисциплин, ученые принадлежат к какому-нибудь клану, осуществляя учебный процесс на факультете, который относится к той или иной дисциплине. Хотя пропасть между точными и естественными науками и науками социальными велика, законы и практики тех и других одинаковы, сейчас век междисциплинарности, сближения технократического и гуманитарного образования по внутренней трансформации, а не росту часов. Но педагоги принадлежат научной школе или отнюдь не образцовому УМО по специальности, должны быть верны принципам школы или направления, которые объединяют мысли, чувства и поведение. Предпосылки группировок и причины жесткого разграничения научных дисциплин либо тривиальны, либо абсурдны настолько, что можно предположить их первичную связь с эмоциональными потребностями членов группировок, а лишенный риска способ поддержания этой сплоченности – атака либо игнорирование других объединений.

Благодаря схожести факультетской жизни и бесконечной рутинной работы в университетских подразделениях, которая преследует каждого профессора днем и ночью, факел клана передается большинству ученых. Научные объединения создают искусственный и затягивающий в себя круг проблем, дающий ощущение единства и общей работы над проблемами. Большинство из того, что происходит в процессе преподавания и исследований, превращается в ритуал для поддержания групповой идентичности. Университетская профессура старается сохранять шокирующую дистанцию между собой и студентами, особенно младших курсов, а в основании интересов лектора находятся проблемы его специальности, которые ничего не значат для студентов.

Научный успех невозможен без упорной работы, но, к сожалению, демонстрация принадлежности, преданности клану, иногда может дополнить, заменить талант, ум при получении гранта, подачи статьи на публикацию. Случаи, когда научный рост является результатом оригинальности научной работы – все еще исключения. Научные руководители должны позаботиться о том, чтобы карьерный рост докторанта, аспиранта и магистранта стал результатом оригинальности и значимости их научной работы, а не преданности какой-то группировке. Принадлежность же научной группе, коллективу кафедры, научному направлению может быть объектом гордости, но не сама по себе, а по реальным результатам научной деятельности, которые не должны отступать на второй план.

Сохранение позиций в профессиональных корпорациях должно рассматриваться сегодня как более значительный жизненный успех, чем высокие доходы. Только в этом случае осуществим поворот к человеку, обращение к его духовности и отказ от технократического снобизма, интеграции наук. Личность, способная к новациям, имеет не только хорошее профессиональное, но и фундаментальное образование, добротную гуманитарную подготовку.

В связи с этим взамен монолитной категории практика нами употребляется понятие практики. Хотя его содержание в чем-то, безусловно, унаследовано от марксистского подхода к практике, оно было существенным образом пересмотрено и развито в связи с концепцией культурных изменений Вебера. Исключение реализуется в разнообразных практиках дискриминации и социального насилия и приобретает политический смысл, однако, не всегда распознается таким образом всеми участниками социальной коммуникации. Полезной, как показывает опыт кафедры социальной работы СГТУ, оказывается система временного освобождения от педагогических обязанностей и предоставление права работать по исследовательским грантам в научных центрах Европы и США. Эффективность и достигаемый уровень профессиональной подготовки должны учитываться при формировании бюджета кафедр и факультетов, так может поддерживаться высокий научный уровень преподавателей, уровень тех вузов, в которых они работают. На деле же архаичные кафедры, ничего не создающие и не меняющие, часто прорываются к власти, руководят структурами и бюджетами новых кафедр.

Необходимым моментом научной деятельности является встреча культур самого соискателя, коллектива научной школы, будущего научного руководителя. Почти в абсолютном числе случаев общая методологическая культура, теоретическая осведомленность соискателей по проблеме весьма незначительны, хотя их жизненный и трудовой опыт, базовое образование могут отличаться от опыта руководителя и представлять для него определенный интерес. Иногда соискателя ученой степени интересует вопрос, можно ли считать весь подготовительный и предварительный научный багаж полезным в стартовых усилиях по только что сформулированной теме диссертации.

Многолетний опыт по руководству диссертационными исследованиями показывает, что многое из прошлого опыта соискателя оказывается полезным, если его проинтерпретировать в контексте методологии избранной темы.

В противном случае, например, даже серьезное базовое образование психолога оказывается иногда барьером на пути освоения социологических методологий.

Научный руководитель и соискатель образуют в своем взаимодействии достаточно сложную группу, которая, конечно, в полной мере не описывается формальными положениями ВАК, и при неформальном подходе не всегда дается объективная оценка роли научного руководства. Диапазон мнений велик – от обожествления руководителя до пренебрежения его ролью, хотя эволюция современной науки и сама научная жизнь показывают, что институт научных руководителей служит своеобразным катализатором, двигателем, который определяет направления и уровень развития соответствующих отраслей знания.

В научных школах, научно-педагогических коллективах существует строгое и одновременно доброжелательное отношение к магистрантам, аспирантам, докторантам и соискателям. Поэтому надо не просто получить место соискателя в университете, но поступить в такую научную школу, где можно попасть к известному ученому и опытному научному руководителю, научному консультанту. Только в этом случае можно надеяться на плодотворное сотрудничество в течение всей работы над диссертацией, в том числе со стартовой площадки исследования – выбора темы и конструирования программы, стратегий исследования, которые затем воплощаются в индивидуализированный научно-исследовательский проект.

В контексте повседневности Ф.Кузин представляет идеальный плодотворный научный коллектив, который всегда молод, доброжелателен, находится в поиске талантов, творческая работа в нем кипит, его члены эрудированны, рисуют, играют на музыкальных инструментах, проводят вместе досуг, имеют неписаные традиции. В коллективе состоят как титулованные лидеры, так и начинающие научные работники, они постоянно занимаются исследованиями, сотрудничают с научными школами и предприятиями, публикуют работы в местных и центральных издательствах, участвуют в научных конкурсах и конференциях. Заметим, что практически невозможно удовлетворять всем критериям этой идеальной модели.

В отличие от статистических реальные группы выступают субъектами и объектами реальных отношений. Они обладают особой субкультурой, общими интересами, групповой идентичностью, чертами ментальности, сходной мотивацией, символическим кодом, стилем жизни, культурными средствами самовоспроизводства, уникальной системой социальных связей. Но в них же фиксируются неустойчивость, размытость моральных императивов поведения, корреляция с ситуативной, меняющейся шкалой приоритетов, направленность на компенсацию личностного дискомфорта. Современность продолжает порождать организации и группы, которые предъявляют тотальные требования к своим членам и пытаются заполучить в свой круг личность целиком.

К тому же у представителей социальных и гуманитарных наук практически отсутствует ясное восприятие проблем реального мира, которое могло стать основанием для общих интересов. Многие научные работники успешно развивают целые темы, но не берутся за диссертационные работы, это начинается с поиска руководителя, с помощью которого разрабатываются тема, программа и план исследования. Любое конкретное профессиональное знание в наше время информационного потока устаревает практически в момент рождения, но каждая профессия имеет базовые ценности, представления о собственной миссии. К этому прибавляется традиционная в отечественном институте образования ценность защиты диссертационной работы и получение профессиональной или ученой степени.

Для пелевинской генерации П важны образовательный, профессиональный статус, престиж, а не только материальное благополучие. Смена генерации профессорского состава сыграет вместе со студентами колоссальную роль в становлении гражданского общества, индивидуализации и демократизации обучения. Эти ожидания связаны с гибким пониманием субъектно-объектных взаимодействий в театре обучения. Формально научный руководитель определяется просто, если этот человек со степенью доктора наук согласен быть руководителем, поступить в аспирантуру тоже несложно, написав заявление соответствующего образца и сдав вступительные экзамены по философии, иностранному языку и общей дисциплине по научной специальности. Гораздо труднее найти руководителя, который способен увлечь работой, объяснить алгоритм ее конструирования, познакомить с методологией, академическим стилем научного языка и научно-педагогическим этосом общения.

Академический стиль научного руководства предполагает увлеченность наукой, свободу от повседневной текучки, административной рутины, партнерскую парадигму общения с учениками, бескорыстную передачу знаний и опыта. Современный ученый, продвинутый в обращении с электронными средствами, имеет контакты с зарубежными и отечественными коллегами, его научная школа имеет собственный веб-сайт. На роль руководителя более подходит доктор наук, профессор, нежели кандидат наук, хотя осуществлять научное руководство магистрантами и аспирантами может и кандидат наук по решению ученого совета вуза.

Деятельность научного руководителя многогранна, задачи по руководству диссертационными исследованиями успешно решают научные лидеры. Если на какие-то мелочи научный руководитель не обращает внимания, не вмешивается и будто не помогает соискателю, то диссертант учится, наблюдая за творческой работой своего руководителя. Специфика научного труда, выдвигает важную задачу научного руководителя – привить соискателю академизм, навыки и вкус к научному труду, воспитать научную добросовестность. Здесь в равной мере необходимо уделить внимание и классическим формам научной работы, и особенностям, находкам, почерку школы научного руководителя. Решение новых научных задач и развитие научных направлений связаны не только с трудностями познавательного характера, но и проблемами психологического плана – необходима смелость поиска. Соискатель может быть неуверенным перед консервативным окружением, авторитетами, не в состоянии доложить, отстоять свои результаты и гипотезы, научный руководитель должен быть готовым оказать этико-психологическую поддержку своему ученику.

Печальным фактом выступает обстоятельство, что тяжелейший труд научного руководителя является фактически бесплатным, так как в учебную нагрузку профессора в большинстве периферийных российских вузов за научное руководство аспирантом пишется всего 50, а за соискателя и магистранта соответственно 30 часов в год, то есть менее чем 5 и 3 часа в месяц. Научное консультирование докторантов выносится в пресловутую вторую половину рабочего дня, которая подобна резиновому мешку, поглощающему огромный конгломерат работ и видов деятельности. Здесь и занятия наукой, выступления с докладами на конференциях, методическая работа по подготовке учебных материалов и пособий, рутина повседневных заседаний кафедры, участие в многочисленных советах, комиссиях, объединениях, руководство научной работой и конференциями студентов, магистрантов, молодых преподавателей кафедры. Известен авторитаризм в отношении к этому трудному делу: если работа завершилась успешно, то администрация и окружение считают, что научный руководитель сумел организовать работу; если же соискатель с работой не справился, полагают, что научный руководитель не смог осуществить руководство.

Уровень аспирантского обучения является, конечно же, различным в разных вузах и научных центрах. По-разному протекает обучение в аспирантуре вузов, академических и отраслевых научно-исследовательских институтов. Пребывание в аспирантуре СГТУ рассматривается не только как обучение, но и включает в себя педагогическую практику. Аспиранты слушают целый ряд спецкурсов как дополнение к официальным экзаменам кандидатского минимума. Естественно, окончание аспирантуры свидетельствует о существенном повышении уровня образования. Вместе с тем в некоторых организациях, вузах, НИИ от аспиранта не требуют ничего, кроме сдачи кандидатских экзаменов и подготовки работы по теме диссертации. При этом процесс сдачи экзаменов, особенно по специальности, всячески упрощается, становясь пустой формальностью, такие вузы, в которых организация спецкурса для аспирантов представляет проблему, ибо означает поиск специалистов достаточно высокого научного уровня за пределами вуза, вряд ли должны открывать аспирантуры и диссертационные советы. Дискуссионным представляется и вопрос о дисциплинах и экзаменах кандидатского минимума, в частности, гуманитарной составляющей аспирантского образования: философской и социологической культуре как неотъемлемой части аспирантского образования.

Вместе с тем не стоит соглашаться с дискриминирующими предложениями некоторых авторов, рекомендующих научным руководителям при подборе будущих своих учеников проводить тестирование, чтобы выявить не только научное лицо претендента, но и установить, насколько тот готов к научной работе. Конечно, полезно учитывать общий стаж и направление деятельности соискателя, научный задел, наличие творческих идей и их апробацию, знакомство с иностранными источниками. Но не стоит лишать шанса любого искренне желающего попробовать свои силы в науке, отвергая его из-за неудачного результата проверочного теста.

Нельзя не учитывать опыт подготовки научных кадров в развитых странах, где формы, соответствующие тому, что у нас называется аспирантурой, рассматриваются именно как формы продолжения образования. В США, например, аспирантура сосредоточена исключительно в университетах, только они могут присуждать степень PhD, пребывание в ней длится 4 года и более, означает для аспиранта три вида деятельности: обучение, прослушивание курсов и сдача экзаменов в обычном вузовском смысле, но, конечно, уровень аспирантских graduate курсов намного выше студенческих undergraduate; преподавательская работа, ведение учебных семинаров для студентов младших курсов, причем нагрузка весьма интенсивная; собственно научная работа, т.е. исследования, имеющие целью подготовку диссертации по избранной специальности.

У нас пока не выработана концепция аспирантуры, существует целый веер различных точек зрения и позиций по вопросу о возможных моделях аспирантского образования. Однако бесспорно одно – аспирантура существует отнюдь не только для подготовки, написания диссертации путем решения конкретной научной задачи и ее защиты. Непосредственное участие аспирантов в научной работе преподавателей кафедры является эффективным средством решения этой проблемы, но оно должно быть дополнено (а в случае его отсутствия в какой-то мере восполнено) участием в соответствующих семинарах, прослушиванием спецкурсов, обсуждением в рамках среды, выходящей за пределы общения только с научным руководителем. Обучение в аспирантуре выступает еще и в качестве поствузовской, завершающей формы образования, включает в себя серьезное повышение уровня образованности в той научной области, в которой аспирант собирается трудиться, аспирантура должна рассматриваться как более или менее самостоятельная часть системы образования. Невозможно отрицать того, что профессиональная научная деятельность требует более высокого образовательного уровня, чем тот, который обеспечивает вуз.

Организация занятий для аспирантов, ставящая целью существенное повышение их теоретического потенциала, и на этой основе формирование достаточно высокой общей научной культуры просто необходимы, в том числе для успешной работы над диссертацией. Если выпускник аспирантуры, защитившийся кандидат наук остается на преподавательской работе, то ему тем более необходимо повысить свой образовательный, научный и методический потенциал. Логично поставить вопрос о праве выбора соискателем дополнительных дисциплин, по которым они будут обучаться и сдавать кандидатские экзамены.

Возможна совместная работа научного руководителя и диссертанта в форме консультаций, когда соискатель формулирует свои задачи, а руководитель помогает найти решения, на этом этапе инициатива должна принадлежать соискателю. Однако и здесь продолжается процесс обучения и воспитания, корректировка в контексте принятой исследовательской программы научных задач и хода исследований, обычно между руководителем и соискателем устанавливаются добрые партнерские отношения. Другие руководители предпочитают разумно дистанцироваться от соискателя, устанавливают более суровый и прохладный этикет отношений. Обычно это бывает, когда соискатель неоднократно срывает выполнение договоренностей, руководитель оказывается в положении заложника. Такие случаи недопустимы для совместной творческой работы.

Сформировавшийся ученый после защиты кандидатской диссертации продолжает научный поиск, ищет новые направления развития научных идей, обобщает и систематизирует собственные результаты, создает научную школу. Итогом этой работы становится диссертация на соискание ученой степени доктора наук, квалификационная работа, в которой с позиций собственного методологического подхода реализуются исследовательская программа, авторская концепция и теоретические положения.

Важная задача научного руководителя, научного консультанта, которая часто остается в тени, – своевременно ввести соискателя и его труды в поле зрения научной общественности. Обычно такая задача осуществляется на последних этапах работы над диссертацией, при выборе оппонентов, ведущего предприятия и диссертационного совета.

Гораздо лучше для общего дела представлять соискателя авторитетным научным работникам заранее, на разных этапах разработки темы: диссертант сам должен проявлять активность по этой проблеме, принимать участие в конференциях и круглых столах, в том числе с целью презентации себя и своих наработок, осуществления контактов с учеными, которые занимаются исследованиями в данном проблемном поле науки.

Считается, что для докторантов это не только важно, но и жизненно необходимо, так как доктор наук обязан быть известен в научных кругах, иметь паблисити уже до акта своей защиты. Другими словами, неофициальное признание соискателя доктором наук осуществляется по его трудам, выступлениям и практическим результатам, и официальное – по итогам защиты диссертации. Нормальная схема становления ученого состоит в том, что официальному признанию предшествует его паблисити, то есть неофициальное признание, а не наоборот. На самом деле известность диссертанта посредством презентации своих работ и личных контактов с учеными является важной вехой на пути освоения стиля академизма, обязанности перед коллегами и самим собой, он не должен оставаться в своей одинокой келье отшельника, а смело войти в научное сообщество как равноправный ее член.