Методология диссертационного исследования

Методическое пособие, автор - Ярская В.Н. - Саратов: ПМУЦ, 2002.

Книга 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В подготовке этого пособия стимулирующую роль сыграло то огромное количество вопросов, с которыми постоянно обращаются к председателю диссертационного совета магистранты, аспиранты, докторанты и просто соискатели разных лет обучения, очники и заочники самых разнообразных направлений и специальностей, имеющие руководителей или консультантов, словом, всех мастей.

При этом вопросы миллионы раз повторяются, они касаются технологий, методологий, стилевых и этических вопросов подготовки диссертации, ее оформления и процедуры защиты.

Другая группа стимулов, подвигнувшая автора сесть на многие месяцы за компьютер, как за штурвал корабля в неведомом плавании, оказалась монбланом ошибок, которые умудряются тиражировать эти соискатели всех мастей, несмотря на мои многократные беседы, специальный анализ и типологизацию ошибок, производимых на лекциях специального курса по методологии диссертационного исследования. Повторяемость ошибок в упрямых головах молодых и не очень молодых гениев поставила нас перед лицом необходимости что-то сказать тем, кто вслед за нами приходит в наше научное сообщество, о том, как лучше в него войти.

Участились и случаи плагиата, совершаемого молодыми диссертантами прямо под якобы неусыпным оком руководителя. Не считается неприличным переписать до двадцати страниц одним махом, подобно тому как несколькими десятилетиями ранее в среде интеллигенции считалось нормальным неинтеллигентное поведение – например, взять (иногда без спросу) и не вернуть владельцу книгу. Плагиатор, эксплуатирующий чужую интеллектуальную собственность под своей фамилией, не просто нарушает этические принципы научного сообщества, он совершает обычный воровской проступок и должен называться вором. Об этом надо сказать прямо, без сюсюканья и расплывчатости формулировок.

Хочется выразить благодарность тем, кто не только одобрил мою идею, но и способствовал ее реализации тем или иным способом, мощным влиянием своей интеллектуальной ауры, предоставлением времени для творчества, активными дискуссиями, моральной поддержкой и помощью в подготовке издания. Это мои любимые авторы, коллеги, начальники, помощники, просто близкие друзья, моя семья: Г.С.Батыгин, О.Б.Борисова, Л.Д.Есина, И.Н.Иванова, Ф.А.Кузин, К.А.Маврин, Ю.В.Чебо-таревский, В.Л.Чепляев, В.А.Ядов, Е.Р.Ярская-Смирнова.

Литература

1. Бабаев Д.Б. Как работать над диссертацией: Учеб. пособие. Иваново, 1989.

2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М, 1995.

3. Батыгин Г.С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха. Тюмень; Москва, 1994. С. 9–18.

4. Батыгин Г.С. Формы воспроизводства и представления социологического знания // Социологические чтения. Вып. 1. М., 1996.

5. Бертолуччи Б. Мы – часть чужой культуры // Искусство кино. 1995. № 8. С. 50–51.

6. Бессонова И.А. Проблема отбора содержания обучения при подготовке социальных работников // Занятость в России. Саратов, 1996.

7. Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас / Под ред. А.В.Ледене-вой. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. С. 17–18.

8. Бюллетень ВАК России. 1995. № 1, 2, 6; 1999. № 2.

9. Ерошенко Г.П. Как стать кандидатом и доктором наук. Саратов, 1996.

10. Иванова А. К вопросу о статусе аспирантуры // Поиск. 1999. № 47. С. 5.

11. Иванова И.Н. Этика социальной работы. Саратов, 1999.

12. Иванова И.Н. Эффективность профессионального обучения // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов, 1997.

13. Ионин Л.Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические чтения. Вып. 2. М., 1997. С. 50–89.

14. Карнеги Д. Как заводить друзей и оказывать влияние на людей. М., 1995.

15. Качанов Ю.Л. О проблеме реальности в социологии // Социо-Логос постмодернизма. М., 1996.

16. Константинов С.А. Теоретико-социологический подход к определению перспективных профессий на рынке труда // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов, 1997.

17. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.

18. Кричевский Р.П. Если вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993.

19. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1998.

20. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1997.

21. Курбатов В.И., Поручник В.Ф. Теория и практика общения (концептуальная профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 82–87.

22. Месяц Г.А. Философский вопрос снят // Поиск. 1999. № 40. С. 1, 3.

23. Мусаев Р.М. Будущему кандидату наук. Махачкала, 1990.

24. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. М., 1996.

25. Проект Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней // Поиск. 1999. № 17–18.

26. Селетков С.Г. Соискателю ученой степени. 2-е изд., доп. Ижевск, 1999.

27. Шатин Ю. Феноменология образования и коммуникативная стратегия обучения // Дискурс. 1996. № 1. С. 23–29.

28. Шефф Т.Дж. Академические банды // Психологическая сеть русского Интернета (Psyber Link). 1995.

29. Ядов В.А. Стратеги социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.

30. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социальной работы. М., 1999.