Методология диссертационного исследования

Методическое пособие, автор - Ярская В.Н. - Саратов: ПМУЦ, 2002.

Книга 2. Раздел 2. Методология защиты диссертации

2.2. Автореферат диссертации

Автореферат есть краткое изложение основных идей, квинтэссенции диссертационной работы, написанное в определенном жанре, для более широкого ознакомления ее содержания с научным сообществом.

Жанр – от французского Genre род, вид – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; напр., в музыке – симфония, кантата, песня; в живописи – портрет, пейзаж, бытовые сюжеты. Стиль – от латинского stylus, греческого Stylos – идейно и художественно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном произведении; индивидуальный слог писателя; способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов; старый и новый стиль летоисчисления, календарь. Язык автореферата – академичный по стилю, учитывающий жанровые особенности каждого раздела. Тираж автореферата – 100 экземпляров, так как он рассылается за месяц – полтора до защиты диссертации. Эта работа пишется в третьем лице единственного числа: диссертант опирается, солидаризуется, полагает; автор показывает, демонстрирует, спорит; по мнению диссертанта, с точки зрения автора диссертации.

Автореферат диссертации является кратким и сжатым, но зато более растиражированным отражением содержания диссертационной работы, это авторское произведение тиражируется на правах рукописи, как и диссертационный текст, хотя в отличие от последнего текст автореферата может быть изготовлен в типографии. Эту работу читают члены диссертационного совета, эксперты, официальные оппоненты, рецензенты, специалисты ВАК. Поэтому автореферат – не просто сокращенная диссертация, это в определенной мере самостоятельное произведение, в известной степени новый взгляд на собственную проделанную работу.

В автореферате должны быть изложены основные идеи и выводы диссертации, показан вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследований. Автореферат диссертации печатается типографским способом или на множительных аппаратах в количестве экземпляров, определяемом диссертационным советом. Установлен перечень организаций, которым авторефераты подлежат обязательной рассылке. Автореферат рассылается также членам диссертационного совета и заинтересованным организациям, имеющим специалистов по профилю диссертации. Рассылка производится не позднее, чем за месяц до защиты диссертации. По диссертациям в виде научного доклада роль автореферата выполняет сам научный доклад, который подлежит рассылке. Однако если научный доклад подготовлен не на русском языке, то в этом случае печатается его автореферат на русском языке.

Объем автореферата кандидатской диссертации – один печатный лист. Объем автореферата докторской диссертации – два печатных листа. Обложка автореферата оформляется особым образом, это можно увидеть в приложениях. Имеются некоторые изменения в требованиях к оформлению обложки автореферата. С лицевой стороны обложки снято название организации, в которой функционирует диссертационный совет, оно указано на обороте обложки. Таким образом, с организации, принявшей диссертацию к защите, снимается ответственность за возможную некачественную работу по изданию автореферата. Вместе с тем для усиления ответственности за форму и содержание автореферата по требованию диссертационного совета на последней странице автореферата может фигурировать фамилия ученого, ответственного за выпуск.

Допускается начать автореферат краткой аннотацией, где соискатель лаконично определяет объект и предмет исследования, основные задачи диссертации. Аннотация может, к примеру, начинаться словами: В диссертационной работе поставлена актуальная научная задача, состоящая в совершенствовании. Структура автореферата состоит из трех основных разделов: общей характеристики работы, краткого содержания работы; заключения. Если же защита докторской диссертации идет по совокупности печатных трудов, а диссертация не переплетается, то автореферат готовится в форме доклада, и его объем может достигать четырех печатных листов.

В общей характеристике работы последовательно развертывается исследовательская программа диссертации: актуальность проблемы; методология; объект и предмет исследования; цель и задачи диссертационной работы; направление исследований и методы исследований; достоверность и обоснованность; научная новизна; положения на защиту; практическая значимость; апробация работы; публикации; структура и объем диссертации. Чтобы достойно презентировать свои идеи, автор диссертации должен соблюдать определенные правила стиля и жанра.

В автореферате не стоит делать многочисленные постраничные сноски, так как задача здесь – не устраивать диалог с несколькими авторами, а показать их сгруппированность по отдельным аспектам проблемы. Иначе создается впечатление о простом копировании отдельных кусков текста диссертации, а не специально продуманном вводном разделе автореферата как автономного произведения автора.

Между тем научный работник должен быть заинтересован не только в том, чтобы достойно представить свои результаты на защите диссертации, но и в дальнейшей научной жизни работы – автореферат попадает в библиотеки многих вузов, академических институтов, а диссертацию надо специально разыскивать в диссертационном зале Российской государственной библиотеки или библиотеке по месту защиты.

Хорошо написать автореферат диссертации – это не только показать своевременность, актуальность темы, но и компетентно расставить методологические концепты, оптику исследования, чтобы читатель увидел резюме диссертации, ее перспективу.

Именно в первом проективном компоненте автореферата раскрывается программа исследования и демонстрируется вся его архитектура: соискатель определяет объект исследования, формулирует актуальность и состояние проблемы, трудности ее разрешения, излагает цель исследования, направления и методы решения.

Так как актуальность – обязательный элемент программы исследования и определения проблемного поля диссертации, то одновременно она выступает и как формальный структурный пункт вводной части автореферата, требование к разделу общей характеристики диссертации, которое и начинается с обоснования актуальности выбранной темы. В описании актуальности надо показать и теоретическую, и практическую актуальность, то есть своевременность научного анализа и решения задач диссертации в аспекте развития научной теории и в аспекте практических рекомендаций.

Следующий раздел программного аппарата исследования – это Научная новизна. Этот раздел строится в формулировках: разработано, раскрыто, обосновано, определено, выявлено, установлено. Диссертанты стремятся либо совсем избежать, либо повторять навязчиво термин впервые, и здесь требуется внимание научного руководителя, который поможет соискателю дать объективную оценку собственной работы. От диссертационной работы не требуется научных открытий – этого было бы бессмысленно ждать от каждого магистранта или аспиранта. Более предпочтителен подход, при котором этот раздел представлен как перечисление определенных конструкций: сформулирован авторский принцип; разработаны новые требования; по-новому дано обоснование; впервые апробирован инструментарий. Такой вариант формулирования данного раздела позволит раскрыть новизну работы, инновационные методы диссертанта.

Программный раздел Положений, выносимых на защиту, по нашему мнению, не является обязательным для введения к диссертации, но обязателен для вводной части в автореферате.

Попробуем этот тезис обосновать более детально. Предметом защиты выступают содержательные формулировки полученных результатов диссертационного исследования, которые соискатель устно докладывает на защите. Исходными прототипами этих положений выступают выводы по отдельным главам, параграфам или разделам диссертации, которые артикулируют решение отдельных задач исследования. Более крупными и обобщенными эти выводы становятся в заключении как последнем разделе диссертации, где достаточно развернуто синтезируются итоги всей работы в качестве реализации не только отдельных поставленных задач, но и всей цели исследования. Логически и исторически эти выводы должны помещаться после всех этапов исследования, а не перед ними, то есть во введении они быть не должны.

Согласно требованиям ВАК диссертация должна представлять собой самостоятельную квалификационную научную работу, содержащую совокупность результатов в форме научных положений, выдвигаемых автором к публичной защите и свидетельствующую о личном вкладе автора в науку. В таком случае фактически формулируются основные выводы диссертационной работы, выраженные в форме некоторой совокупности развернутых предложений, определенных утверждений. Эти положения нужны в самой процедуре защиты и автореферате, который знакомит научное сообщество с моделью, программой и результатами исследования в сжатой форме. Поэтому в практике последних лет для удобства изготовления самого автореферата положения на защиту стали появляться и во введении диссертации.

Думается, что разрешать или не разрешать повторять эти итоговые утверждения, дело диссертационного совета и научного руководителя, но до тех пор, пока это обстоятельство не будет специально оговорено в Положении ВАК.

В любом случае эти положения на защиту нужны в самой процедуре защиты и автореферате, который знакомит научное сообщество с моделью, программой и результатами исследования в сжатой форме.

Оба эти раздела – Новизна исследования и Положения на защиту тесно взаимосвязаны, они в принципе говорят об одном и том же, только с разных позиций, в разных аспектах.

Оценка научных результатов сложна и не всегда укладывается в общепринятые экономические критерии, весьма трудно, а порой невозможно учесть практический эффект, который могут дать реализация новых знаний о социуме, мире человека, а также понимание новых институциальных закономерностей, социальных процессов, отношений и явлений духовной жизни. Тем не менее любой ученый, эксперт, взяв автореферат, в первую очередь обратится к выводным положениям на защиту – что интересного можно там найти и прочитать.

Приводятся сведения об апробации, о полноте опубликования в научной печати основного содержания диссертации, ее результатов, выводов, о защищенности технических решений авторскими свидетельствами и патентами. К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, относятся:
- дипломы на открытия;
- авторские свидетельства, патенты – изобретения;
- промышленные образцы и патенты;
- алгоритмы, включенные в государственный фонд алгоритмов и программ;
- аннотированные в научных журналах;
- препринты;
- опубликованные материалы докладов научных съездов, симпозиумов, конференций и семинаров;
- технологические части проектов на строительство или реконструкцию предприятий;
- информационные карты на новые материалы, включенные в государственную базу данных.

В автореферате обязательно, в отличие от введения диссертации, раскрывать структуру диссертационной работы, давать перечень ее структурных элементов и обосновывать последовательность их расположения так, как все это дано в оглавлении диссертации. Основное содержание диссертации излагается по структурным разделам, главам и параграфам диссертационной работы. В автореферате по гуманитарным и социальным направлениям обычно не приводятся математические выражения, важные графики, диаграммы и таблицы, но реферируется, аннотируется, то есть излагается в краткой форме и третьем лице описание диссертации: во введении обоснована актуальность проблемы, в первой главе дается анализ, во второй главе развивается теория, дается метод решения, в третьей главе приводятся результаты эмпирических исследований, заключение содержит общие выводы по работе. Кроме того, должна быть обрисована реализация программных задач и целей в содержании структурных разделов диссертации.

Например, алгоритм текста автореферата по диссертации о проблеме времени:

Дается краткая характеристика современного уровня проблемы, определяется цель и общая задача исследования, устанавливается необходимость связи предвидения со временем, анализ категории бытия в ее диалектическом содержании, а также последующее раскрытие временного (темпорального) среза бытия дадут в дальнейшем основание для описания времени и предвидения в рамках культуры. Автор формулирует задачу показать сложность, многогранность и своеобразный синкретизм представлений о времени в современной культуре. По мнению автора, анализ научного открытия является дальнейшим углублением понимания процессов предвидения, культуры научной деятельности в целом и дополнительной расшифровки наполнения социокулътурного времени. Этими соображениями продиктован параграф, завершающий главу о темпорализме современной культуры.

Негативное впечатление даже от содержательной работы может быть оставлено в результате неряшливого оформления, невычитанности текста, бытующей малограмотности соискателя. Типовые ошибки в написании текста автореферата проистекают из непонимания академизма, недобросовестности, низкой общей культуры, незнания группы отличий жанра, стиля, языка оформления автореферата и текста диссертации. Например, отсутствие Положений, выдвигаемых на защиту, либо их объединение с пунктами новизны, но без достаточного расширения и развернутой расшифровки их содержания создают впечатление скороспелости и непродуманности диссертации, слабого научного руководства, поспешности постановки на защиту и незрелости самого диссертационного совета, который данную работу пропустил на защиту.

Употребление устаревшего написания слов, терминов обуславливает субстанциональный, экзистенциональный, конвенциональный вместо современной нормы обусловливает, субстанциальный, конвенциальный, экзистенциальный показывают недостаточный уровень владения русской литературной речью. Плохо выглядят работы, которые вообще изобилуют орфографическими и синтаксическими ошибками, не вычитываются ни автором, ни его научным руководителем, ни экспертами диссертационных советов. Неакадемические обороты и т. д., и т. п., и пр., и др. создают впечатление ограниченности диссертанта, его желанием скрыть недостаточное знание источников, концепций, персоналий. Именно в редакционной правке велика роль научного руководителя, которая превращается в тяжкое мучительное бремя из-за неграмотности диссертанта. Указанные ошибки, разумеется, могут быть отнесены не только к тексту автореферата, но и к тексту самой диссертации.

Между тем, исправления в тексте автореферата и диссертации после сдачи диссертации в диссертационный совет не допускаются. Более того, авторам небрежно оформленных диссертаций, содержащих ошибки, может быть отказано в присуждении ученой степени.

Об этом должны помнить буквально все участники театра получения ученой степени – и диссертанты, и научные руководители, и члены диссертационного совета, и сотрудники управлений поствузовского образования. Авторитет соискателя и всего окружения научного профессионального ритуала можно сохранить только при исключительно строгом и требовательном подходе к представляемым диссертационным подходам.

В конце автореферата приводятся публикации соискателя по теме диссертации в научных изданиях, отражающие основные научные результаты диссертационной работы. Перечень публикаций в конце автореферата должен содержать только те работы, которые уже вышли из печати и будут представлены во время защиты на специальном выставочном стенде. Трудно рассчитывать, что научные труды, опубликованные периферийными издательствами, становятся общедоступными, известными научной общественности страны. Для того, чтобы научные факты, полученные вами, стали известны коллегам по отрасли знания, их следует публиковать в центральных изданиях, реферируемых на иностранные языки. В последнее время список подобных издательств уточняется и будет опубликован в Бюллетене ВАК.

Общие требования к автореферату для всех диссертантов, докторантов и аспирантов все же должны быть скорректированы в отношении соискателя профессиональной степени магистра. В связи с этим обстоятельством приведем здесь материалы, принятые для осуществления процедуры и требований к магистерским диссертациям в Саратовском государственном техническом университете в соответствии с требованиями Минобразования России.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАЩИТЕ МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Выпускник магистратуры должен стать организатором обучения, получить представление о методологии обучения и технологии разработки образовательных программ. Специальный магистерский курс позволяет выработать новые подходы, определить систему понятий и категорий профессиональной принадлежности, включает разделы, соответствующие предмету и объекту социологии образования, конструированию профессий, методологическим принципам построения образовательных программ. Профессиональная подготовка по социальной работе в настоящее время проводится как традиционными, так и активными нетрадиционными методами, за счет использования в качестве методологической базы достижений современной социологии образования, практической психологии, информационных технологий и педагогики сотрудничества.

Профессионально важные качества социального работника развиваются в процессе правильно организованного обучения. Магистранты осваивают социальные технологии формирования профессионально важных качеств социального работника – активное слушание, умение убеждать, работать с группой. Формирование образовательных программ и сам процесс подготовки магистрантов выступают как инновационные процессы, гибко реагирующие на социокультурные изменения, социальный заказ. Программой курса предусмотрена возможность индивидуальной работы по разработке рабочих программ и методик образовательных курсов с учетом специфики дальнейшей сферы деятельности магистра.

Специальный уровень знания, например, социального работника включает в себя специфические психологические, социологические, правовые, экономические и медицинские дисциплины, связанные с описанием социальных, маргинальных и девиантных групп и субъектов, социологии и социальной терапии. При отвлечении от специальных уровней в фундаменте образовательной программы окажется глобальный уровень, связанный с экзистенциальной онтологией человека.

1. ТРЕБОВАНИЯ К ДИССЕРТАЦИИ

· Объем: от 50 до 75 страниц текста, набранного на компьютере через 2 интервала, в переплете.

· Структура: введение, теоретическая часть, прикладная часть, заключение, библиография.

· По тематике диссертации должно быть опубликовано не менее одной авторской работы (тезисы, статьи).

2. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОРЕФЕРАТУ

Объем: 10 страниц на русском языке плюс 3–4 страницы на иностранном.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОМУ ОТЗЫВУ О ДИССЕРТАЦИИ

ОТ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА

Объем 1,5–2 страницы, срок представления за 10 дней до защиты.

Отзыв (рецензия) от кафедры (от неофициального оппонента) 1 стр. За 10 дней до защиты.

4. КРИТЕРИИ ВЫБОРА ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА

Кандидат или доктор наук из преподавателей других кафедр или вузов.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЗЫВУ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Объем 1 страница, срок представления – за 10 дней до защиты.

Отзыв должен включать оценку внедрения результатов в учебный процесс.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЗЫВАМ ОБ АВТОРЕФЕРАТЕ

Объем 1 страница, количество отзывов – не менее одного.

7. ПОРЯДОК И ВРЕМЯ ЗАЩИТЫ

Выступление диссертанта – 10 минут, на иностранном языке – 5 минут.

Выступление двух оппонентов 7х2=14 минут.

Процедура голосования: открытое, в отсутствии диссертанта.

Дискуссия (вопросы и ответы) – до 10 минут.

Общее время защиты – 1 час на одну диссертацию.

Срок защит в ______ году 21, 22 мая, количество защит ____, общее время ____ часов.

СОСТАВ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО МАГИСТЕРСКОЙ ЗАЩИТЕ

Председатель – доктор наук, профессор из другого вуза

Заместитель – заведующий кафедрой социальной работы СГТУ

Члены комиссии – не менее четырех докторов, профессоров

Официальные оппоненты назначаются из преподавателей других кафедр, кандидатов и докторов наук, в том числе из членов Экспертной комиссии по защите магистерских диссертаций.

Неофициальные оппоненты и рецензенты назначаются из числа преподавателей кафедры, кандидатов и докторов наук, не членов Экспертной комиссии по защите магистерских диссертаций.