Notice: Undefined variable: adbot in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php on line 92

Notice: Undefined variable: adbot in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php on line 92

Notice: Undefined variable: adbot in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php on line 92

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1839

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1840

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1841

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1842

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1843

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u7865571/data/www/dis/a/data/tpl/default/post.php:92) in /var/www/u7865571/data/www/dis/a/index.php on line 1844
Обсуждение законопроекта о признании зарубежных дипломов, ученых степеней и званий Каждый магистр захочет стать аспирантом Итоги в системе образования России за 2010 год

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Обсуждение законопроекта о признании зарубежных дипломов, ученых степеней и званий

Государственная Дума на этой неделе планирует рассмотреть законопроект о признании в России зарубежных дипломов, ученых степеней и званий. Накануне в Высшей школе экономики состоялось совместное заседание двух экспертных групп по совершенствованию «Стратегии-2020»: группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» и группы №8 «Новая школа».

Работа экспертов прошла в форме круглого стола на тему «Интернационализация российского высшего образования: привлечение высококвалифицированных кадров». Как пояснил сопредседатель экспертной группы №7, ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, показатели интернационализации – включения российской системы профессионального образования в глобальный контекст – у нас сейчас «очень скромные». В российских высших учебных заведениях работает всего 0,25 процента иностранных преподавателей, а среднеевропейский показатель составляет 10 процентов.

Не способствует, а скорее препятствует тому, чтобы в российских вузах увеличивалось число иностранных специалистов, процедура признания зарубежных дипломов, ученых степеней и званий. Сегодня эта процедура чрезвычайно забюрократизирована и занимает несколько месяцев. На ее упрощение направлен новый законопроект о признании в России зарубежных дипломов, ученых степеней и ученых званий.

О сути предлагаемых изменений рассказал директор Департамента международной интеграции Минобрнауки России Игорь Проценко. Во-первых, предполагается упростить саму процедуру признания и установления эквивалентности дипломов. «Мы переходим в процедуре установления эквивалентности от сравнивания часов, предметов и т.п. к оценке квалификации специалиста, то есть оценки его компетенции», – пояснил Проценко. Во-вторых, законопроект предусматривает создания списка ведущих университетов, дипломы, ученые степени и ученые звания которых будут признаваться в России в одностороннем порядке. Предполагается, что перечень будет утверждаться правительством, и в него войдет 200-300 университетов.

Главный вопрос: по какому принципу формировать этот список? В законопроекте, который представлен на рассмотрение Госдумы, говорится о том, что должны быть выработаны критерии отбора вуза. Однако, по словам Проценко, выработать такие критерии непросто и, вероятно, даже невозможно. Дело в том, что ведущие страны мира, с которыми необходимо будет проводить консультации, не всегда открыты к обсуждению этого вопроса, «не хотят идти на контакт». Например, в Германии тема ведущих университетов вообще под запретом – она попросту не обсуждается. В США есть пулы ведущих университетов, например, действует Ассоциация американских университетов, но и там тема отбора вузов, вероятнее всего, вызовет «внутренние сложности».

Поэтому, как пояснил Проценко, по всей видимости, перечень придется формировать без критериев: «в рамках обсуждения в Госдуме мы попробуем договориться с законодателями о том, чтобы убрать слово «критерии» и просто обсуждать перечень вузов».

Чтобы сформировать данный перечень, предполагается сочетать два подхода. Во-первых, отбор будет проходить на основе информации о позиции вузов в мировых рейтингах (Тimes Нigher Еducation, Шанхайский рейтинг вузов и т.д.) – отобраны будут те университеты, которые входят в несколько ведущих рейтингов. Во-вторых, планируется исследовать системы образования тех стран, которые имеют ключевое значение для российской экономики, – Германии, Франции, Испании, Италии, и выделить в этих странах университеты, выпускники которых, прежде всего, необходимы экономике нашей страны. (Второй подход понадобился потому, что в мировые рейтинги входят преимущественно университеты США и Англии, а вузы ключевых экономических партнеров России – стран, которые имеют наибольшую долю инвестиций в нашу экономику – в рейтингах представлены слабо).

Как отметил Проценко, помимо создания перечня вузов, дипломы которых будут признаны в России, Минобрнауки планирует активизировать работу по созданию межправительственных соглашений по взаимному признанию дипломов.

Один из вопросов, прозвучавших во время обсуждения законопроекта: почему необходимо одностороннее признание дипломов? Мы формируем список вузов, дипломы, звания и степени которых мы признаем, но не ставим обратных условий.

По мнению ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева, одностороннее признание «показывает силу России, а не то, что у нас есть какие-то комплексы». Гуриев напомнил, что данный законопроект был подготовлен, в том числе, и после поручения президента Дмитрия Медведева, который, выступая в январе этого года в Давосе, сказал, что мы хотим привлечь в нашу страну специалистов с дипломами ведущих зарубежных вузов и готовы пойти на одностороннее признание дипломов. По мнению Гуриева, законопроект – «отличная инициатива». «Я говорю как ректор вуза, который нанимает специалистов на международном рынке. Для меня это одна из самых больших проблем, потому что процесс нострификации устроен так, что нужно тратить много сил и крови, чтобы признать диплом Гавардского университета».

С тем, что в одностороннем признании дипломов нет ничего странного, согласился и советник министра экономического развития РФ Игорь Федюкин. По его словам, наши специалисты не испытывают больших проблем с признанием своих дипломов в зарубежных странах. «Наши коллеги едут работать, учиться за рубеж, в том числе поступают в аспирантуру в США, Европе, и нигде таких проблем не возникает. Дело в том, что вузы во многих странах уполномочены самостоятельно принимать решения о том, соответствует ли этот диплом или специалист тем требованиям, который вуз предъявляет своим студентам, аспирантам, сотрудникам. И в этом есть рациональное зерно. Если мы доверяем право присуждать докторские и кандидатские степени МГУ, то почему мы не можем доверить тому же МГУ, ВШЭ или другому ведущему вузу право оценивать соответствие кандидатов в аспирантуру или на работу». По мнению Федюкина, у вузов должно быть больше свободы и гибкости, поэтому, возможно, законопроект стоило бы дополнить нормой, которая бы позволяла бы ведущим вузам самим принимать такие решения.

С такой позицией согласна и директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина: «Законопроект абсолютно необходим. Но настораживает, что решение проблемы носит немного централизованный, государственный характер, выходит за рамки системного процесса – лишает возможности сами вузы вступать в партнерские отношения». Ведь «средние» российские университеты вполне могут сотрудничать со «средними» зарубежными вузами – и это, считает Ирина Абанкина, «самая адекватная рамка».

PS. Закон подписан Президентом 03/12/2011:
- Текст закона 385-ФЗ см. здесь >>>
- Подписан закон о признании в России дипломов и степеней ведущих зарубежных вузов

Елена Кузнецова, Opec.ru



ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Каждый магистр захочет стать аспирантом

Интеграция российской высшей школы в Европейское пространство заставляет по-новому взглянуть на систему высшего профессионального образования. Дипломы магистров легко сопоставимы во всех странах и обеспечивают мобильность в трудоустройстве.

Качественное образование по международным стандартам открывает перспективные возможности строить научную, или бизнес-карьеру как в России, так и за рубежом.

В условиях обновления Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования многие университеты рассматривают реализацию магистерских программ подготовки как одно из приоритетных направлений своей деятельности. Однако, не секрет, что ряд российских университетов в этой связи сегодня столкнулись с проблемами обновления формы и содержания образовательных услуг. Создание эффективных механизмов развития факультетов и специальностей, согласно международным стандартам образования − процесс длительный и не простой.

Трудности переходного периода

Одним из результатов реформы высшего образования является переход на уровни высшего профессионального образования: первый − это бакалавриат со сроком обучения 4 года, и магистратура со сроком обучения 6 лет (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). Переход на 2-х уровневую систему образования в России находится в процессе становления. Далеко не все вузы к настоящему время готовы к реформам. Не все имеют возможность предоставлять образовательные услуги по всему спектру направлений подготовки и специальностей, не все могут иметь магистратуру, аспирантуру. Поэтому при выборе вуза в настоящее время важно учитывать не только специализацию учебного заведения, но и возможность продолжать обучение в его стенах магистратуре, аспирантуре. В силу специфики некоторых профессий, после 4-х летней подготовки, предусмотренной программами бакалавриата, для более успешной практической деятельности, имеет смысл пройти 2-х летний курс магистратуры.

Переход на европейские стандарты, безусловно, сулит ряд ощутимых преимуществ выпускникам в будущем. Но в процессе переходного периода с определенными сложностями приходится сталкиваться не только высшим учебным заведениям, но и будущим студентам. При новой системе важно сделать правильной выбор программы и формы образования: сколько лет вы готовы потратить на обучение, нужно ли высшее образование, достаточно ли степени бакалавра, или интересует полное высшее образование – магистратура, или есть желание поскорее поступить в аспирантуру. Ответы на эти вопросы помогут вам понять, с чего начать (колледж или бакалавриат), и на чем закончить (магистратура или аспирантура).

Зачем придумали магистратуру?

Магистр – это вторая (после бакалавриата) ступень, самый высокий уровень профессионального образования. Обучение в магистратуре позволяет дополнить базовое образование и получить степень магистра по профильному направлению или по другой специальности. Главное преимущество магистратуры - формирование опыта профессиональной деятельности, то есть глубокое понимание практических проблем, получение практических знаний по конкретным сферам профессиональной деятельности. В то же время, обучение в магистратуре дает возможность получить ценный опыт научно-исследовательской работы.

Обучение в магистратуре – это не просто вопрос престижа, но объективная необходимость для построения успешной карьеры по таким направлениям как социология, экология и природопользование, юриспруденция, политология, экономика, менеджмент. В феврале 2011 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Академии МНЭПУ дано право на ведение образовательной деятельности по данным направлениям подготовки магистров.

Программы магистратуры разделяются на исследовательские, когда студенты под наблюдением курирующего преподавателя самостоятельно проводят исследования в интересующей их области, и обучающие, состоящие из лекций и семинаров с последующей защитой итоговой работы. Срок обучения по очной форме – 2 года. Возможно обучение в магистратуре по заочной форме длительностью 3 года.

После магистратуры (или специалитета) обучение можно продолжить в аспирантуре. В России обучение в аспирантуре длится 3 года (при заочной форме – 4 года). Аспирантура − формa повышения квалификации, с целью подготовки к соисканию ученой степени кандидата наук. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук и может продолжить обучение в докторантуре. Аспирантура – путь для тех, кто желает посвятить себя научной деятельности и чувствует свое призвание в этой области.

В аспирантуре вы приобретаете умение организовывать и реализовывать проекты, завязывать контакты в профессиональном сообществе. Аспирантура – это возможность накопить социальный капитал.

Если вы обладаете хорошими навыками самоорганизации, то аспирантуру можно совмещать с работой. Для этого существуют такие формы как заочная аспирантура и соискательство.

Аспирантура становится полезной

Целесообразность обучения в аспирантуре в последнее время ставилась под сомнение студентами, ориентированными на быстрый карьерный рост. Учеба в аспирантуре ассоциировались с непомерными интеллектуальными, временными и финансовыми затратами, а жизненные перспективы и практические выгоды в процессе и после получения ученой степени, всегда представлялись весьма туманными. Однако, по мере интеграции в европейское образовательное пространство, российская аспирантура обретает новые привлекательные черты.

Деньги, слава, связи

К учебному процессу активно привлекаются ведущие специалисты из отечественных и зарубежных партнерских организаций, профессора из университетов Европы и США. Аспиранты получают все больше возможностей претендовать на различные гранты и стипендии, участвовать в международных конференциях, стажировках, налаживать полезные контакты и связи. Размеры и стипендий и грантов могут быть весьма впечатляющими. Но участвовать в конкурсах на их получение, как правило, могут только представители официальных организаций (студенты, аспиранты, научные работники).

Два в одном

Аспирантура может стать реальной альтернативой второму высшему образованию. Например, если вы уже имеете высшее образование филолога, или психолога, но хотите стать специалистом еще в какой-то другой области. В аспирантуре Академии МНЭПУ можно получить послевузовское профессиональное образования по наиболее приоритетным сегодня областям науки: экологии, геоэкологии, политологии, экономике и юриспруденции.

Карьерный рост

Нередко приходится слышать о том, что наличие ученой степени у кандидата, никак не повышает его рейтинг в глазах работодателя. Это не совсем так. Наличие ученой степени по-прежнему помогает делать карьеру госслужащим. Во многих органах исполнительной, законодательной и судебной власти при распределении должностей до сих пор учитывается факт наличия ученой степени. Особенно, если речь идет о ключевых позициях.

Сильная мотивация

Платная аспирантура – это отличный стимул не останавливаться на полпути! Ваш выбор будет более осознанным, а отношению к учебе – более серьезным. Не секрет, что аспиранты бюджетных отделений нередко бросают аспирантуру от разочарования, усталости, или просто от лени. Вложение собственных денег в аспирантуру выступает дополнительной страховкой от желания бросить учебу раньше времени: чем больше личных ресурсов вы потратите на обучение, тем сложнее будет отказаться от защиты кандидатской диссертации. Затраченные средства и усилия не должны пропасть даром!



ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Итоги в системе образования России за 2010 год

Автор: Т.Клячко, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара
В 2010 г. в системе профессионального образования начала складываться принципиально новая ситуация: невузовское профессиональное образование серьезно пострадало от экономического кризиса, высшее образование выиграло. Еще одним выигравшим было дошкольное образование, а общее образование оказалось среди тех, кто в кризис потерял. Представляется, что эти процессы окажут значительное воздействие на посткризисное развитие системы образования и в долговременной перспективе негативно скажутся на его качестве.

Считается, что система образования, равно как и социальная сфера в целом, достаточно безболезненно прошла экономический кризис: бюджетное финансирование росло, бюджетный прием в вузы снизился незначительно, цены платного обучения в высшей школе были заморожены, а тем, кто взял образовательный кредит, государство помогло пережить трудные времена.

На самом же деле в 2010 г. продолжилось снижение бюджетного финансирования системы образования в реальном выражении, которое началось в 2009 г. Расходы населения на образование, сохранившие свой объем в 2009 г. на уровне 2008 г., в 2010 г. незначительно, но стали падать (рис. 1). За два года – 2009–2010 гг. – сокращение бюджетных расходов на образование составило в реальном выражении 4,2%.

Расходы консолидированного бюджета
и населения на образование с учетом инфляции

Падение контингентов учащихся, которое могло бы оправдать указанное снижение бюджетного финансирования, на многих уровнях системы образования продолжалось, но было не столь интенсивным как раньше. В общем (школьном) образовании число учащихся в государственных и муниципальных школах сократилось в 2010 г. на 0,1%, за два года – на 0,3%.

Бюджетные расходы на дошкольное образова-
ние в номинальном выражении и с учетом инфляции В начальном профессиональном образовании (НПО) сокращение численности учащихся составило в 2010 г. примерно 5%, а за два года – 12%. Однако в случае НПО надо учитывать, что в последние годы идет интенсивное слияние учреждений НПО и среднего профессионального образования (СПО), поэтому часть учащихся НПО теперь учитывается в системе СПО. Кроме того, контингент системы НПО составлял в 2010 г. немногим более 4% от общей численности учащихся в дошкольном, общем и профессиональном образовании, обучающихся за счет бюджетных средств.

В среднем профессиональном образовании общее число студентов в государственных и муниципальных образовательных учреждениях сократилось в 2010 г. на 1,2%, но при этом доля бюджетных студентов выросла на 1,0%. Таким образом, сокращение происходило в основном за счет платного контингента.

Достаточно интенсивно в 2009–2010 гг. уменьшалась численность студентов в государственных и муниципальных вузах: в 2008 г. в них обучалось 6214,8 тыс. чел., а в 2010 г. только 5848,7 тыс. чел., или 94,1%. Таким образом, студенческий контингент госвузов уменьшился на 5,9% за два года. При этом бюджетный контингент сократился на 4,3%. Вместе с тем в высшем образовании бюджетное финансирование в реальном выражении в 2009 г. росло, а в 2010 г. не снижалось (рис. 2).

Таким образом, несмотря на все разговоры о переизбытке студентов вузов и «навесе» [1] высшего образования, в кризисные годы шло перераспределение бюджетных ресурсов в пользу высшего образования. Вторым бенефициаром в чью пользу шло перераспределение бюджетных средств, было дошкольное образование, реальное бюджетное финансирование которого выросло в период экономического кризиса на 7% (рис. 3). При этом численность детей в дошкольных учреждениях выросла за этот период на 4,8%.

Наиболее же пострадало в условиях экономического кризиса общее (школьное) образование, а также начальное и среднее профессиональное образование (рис. 4–6).

Бюджетные расходы на общее (школьное) образование в номинальном выражении и с учетом инфляции

В реальном выражении бюджетные расходы на общее образование сократились на 5,6% за 2009–2010 гг. При этом наиболее сильным падение было именно в 2010 году – на 4,8%. В начальном профессиональном образовании (НПО) динамика бюджетных расходов отражала два процесса: во-первых, это изменение собственно расходов на НПО, во-вторых, это интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования, в результате которой бюджетные расходы на НПО проходят по системе СПО (как и в случае с численностью учащихся). В силу этого реальные бюджетные расходы на НПО могут быть выше, чем это следует из данных Федерального казначейства (рис. 5) .

Бюджетные расходы на СПО номинальные и с
учетом инфляции

Падение бюджетных расходов на НПО в номинальном выражении произошло только в 2010 г. и составило 7,6%, в реальном выражении оно началось в 2009 г. и превысило за два года 22,1%. Но часть указанного снижения расходов на НПО, особенно в 2010 г., должна быть отнесена на ускорение реструктуризации сегмента невузовского профессионального образования, интеграцию, как было отмечено, государственных и муниципальных учреждений НПО и СПО с целью обеспечить в период экономического кризиса повышение эффективности бюджетных расходов.

В системе СПО бюджетное финансирование в период кризиса также демонстрировало стабилизацию в номинальном выражении и падение – в реальном (рис. 6), составившее почти 9%.

В целом система НПО–СПО, если рассматривать ее как единое целое, серьезно пострадала в кризис, ее бюджетное финансирование в реальном выражении сократилось на 10,0%.

Таким образом, в 2010 г. в системе профессионального образования начала складываться принципиально новая ситуация: невузовское профессиональное образование серьезно пострадало от экономического кризиса, высшее образование выиграло. Еще одним выигравшим было дошкольное образование, а общее образование оказалось среди тех, кто в кризис потерял. Представляется, что эти процессы окажут значительное воздействие на посткризисное развитие системы образования и в долговременной перспективе негативно скажутся на его качестве.


[1] Термин Я.И. Кузьминова – ректора НИУ-ВШЭ.



Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10