ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Обсуждение законопроекта о признании зарубежных дипломов, ученых степеней и званий

Государственная Дума на этой неделе планирует рассмотреть законопроект о признании в России зарубежных дипломов, ученых степеней и званий. Накануне в Высшей школе экономики состоялось совместное заседание двух экспертных групп по совершенствованию «Стратегии-2020»: группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» и группы №8 «Новая школа».

Работа экспертов прошла в форме круглого стола на тему «Интернационализация российского высшего образования: привлечение высококвалифицированных кадров». Как пояснил сопредседатель экспертной группы №7, ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, показатели интернационализации – включения российской системы профессионального образования в глобальный контекст – у нас сейчас «очень скромные». В российских высших учебных заведениях работает всего 0,25 процента иностранных преподавателей, а среднеевропейский показатель составляет 10 процентов.

Не способствует, а скорее препятствует тому, чтобы в российских вузах увеличивалось число иностранных специалистов, процедура признания зарубежных дипломов, ученых степеней и званий. Сегодня эта процедура чрезвычайно забюрократизирована и занимает несколько месяцев. На ее упрощение направлен новый законопроект о признании в России зарубежных дипломов, ученых степеней и ученых званий.

О сути предлагаемых изменений рассказал директор Департамента международной интеграции Минобрнауки России Игорь Проценко. Во-первых, предполагается упростить саму процедуру признания и установления эквивалентности дипломов. «Мы переходим в процедуре установления эквивалентности от сравнивания часов, предметов и т.п. к оценке квалификации специалиста, то есть оценки его компетенции», – пояснил Проценко. Во-вторых, законопроект предусматривает создания списка ведущих университетов, дипломы, ученые степени и ученые звания которых будут признаваться в России в одностороннем порядке. Предполагается, что перечень будет утверждаться правительством, и в него войдет 200-300 университетов.

Главный вопрос: по какому принципу формировать этот список? В законопроекте, который представлен на рассмотрение Госдумы, говорится о том, что должны быть выработаны критерии отбора вуза. Однако, по словам Проценко, выработать такие критерии непросто и, вероятно, даже невозможно. Дело в том, что ведущие страны мира, с которыми необходимо будет проводить консультации, не всегда открыты к обсуждению этого вопроса, «не хотят идти на контакт». Например, в Германии тема ведущих университетов вообще под запретом – она попросту не обсуждается. В США есть пулы ведущих университетов, например, действует Ассоциация американских университетов, но и там тема отбора вузов, вероятнее всего, вызовет «внутренние сложности».

Поэтому, как пояснил Проценко, по всей видимости, перечень придется формировать без критериев: «в рамках обсуждения в Госдуме мы попробуем договориться с законодателями о том, чтобы убрать слово «критерии» и просто обсуждать перечень вузов».

Чтобы сформировать данный перечень, предполагается сочетать два подхода. Во-первых, отбор будет проходить на основе информации о позиции вузов в мировых рейтингах (Тimes Нigher Еducation, Шанхайский рейтинг вузов и т.д.) – отобраны будут те университеты, которые входят в несколько ведущих рейтингов. Во-вторых, планируется исследовать системы образования тех стран, которые имеют ключевое значение для российской экономики, – Германии, Франции, Испании, Италии, и выделить в этих странах университеты, выпускники которых, прежде всего, необходимы экономике нашей страны. (Второй подход понадобился потому, что в мировые рейтинги входят преимущественно университеты США и Англии, а вузы ключевых экономических партнеров России – стран, которые имеют наибольшую долю инвестиций в нашу экономику – в рейтингах представлены слабо).

Как отметил Проценко, помимо создания перечня вузов, дипломы которых будут признаны в России, Минобрнауки планирует активизировать работу по созданию межправительственных соглашений по взаимному признанию дипломов.

Один из вопросов, прозвучавших во время обсуждения законопроекта: почему необходимо одностороннее признание дипломов? Мы формируем список вузов, дипломы, звания и степени которых мы признаем, но не ставим обратных условий.

По мнению ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева, одностороннее признание «показывает силу России, а не то, что у нас есть какие-то комплексы». Гуриев напомнил, что данный законопроект был подготовлен, в том числе, и после поручения президента Дмитрия Медведева, который, выступая в январе этого года в Давосе, сказал, что мы хотим привлечь в нашу страну специалистов с дипломами ведущих зарубежных вузов и готовы пойти на одностороннее признание дипломов. По мнению Гуриева, законопроект – «отличная инициатива». «Я говорю как ректор вуза, который нанимает специалистов на международном рынке. Для меня это одна из самых больших проблем, потому что процесс нострификации устроен так, что нужно тратить много сил и крови, чтобы признать диплом Гавардского университета».

С тем, что в одностороннем признании дипломов нет ничего странного, согласился и советник министра экономического развития РФ Игорь Федюкин. По его словам, наши специалисты не испытывают больших проблем с признанием своих дипломов в зарубежных странах. «Наши коллеги едут работать, учиться за рубеж, в том числе поступают в аспирантуру в США, Европе, и нигде таких проблем не возникает. Дело в том, что вузы во многих странах уполномочены самостоятельно принимать решения о том, соответствует ли этот диплом или специалист тем требованиям, который вуз предъявляет своим студентам, аспирантам, сотрудникам. И в этом есть рациональное зерно. Если мы доверяем право присуждать докторские и кандидатские степени МГУ, то почему мы не можем доверить тому же МГУ, ВШЭ или другому ведущему вузу право оценивать соответствие кандидатов в аспирантуру или на работу». По мнению Федюкина, у вузов должно быть больше свободы и гибкости, поэтому, возможно, законопроект стоило бы дополнить нормой, которая бы позволяла бы ведущим вузам самим принимать такие решения.

С такой позицией согласна и директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина: «Законопроект абсолютно необходим. Но настораживает, что решение проблемы носит немного централизованный, государственный характер, выходит за рамки системного процесса – лишает возможности сами вузы вступать в партнерские отношения». Ведь «средние» российские университеты вполне могут сотрудничать со «средними» зарубежными вузами – и это, считает Ирина Абанкина, «самая адекватная рамка».

PS. Закон подписан Президентом 03/12/2011:
- Текст закона 385-ФЗ см. здесь >>>
- Подписан закон о признании в России дипломов и степеней ведущих зарубежных вузов

Елена Кузнецова, Opec.ru



АСПИРАНТУРА - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Написание диссертации в Германии – в чем преимущства для аспирантов?

Обязательной и важной ступенькой на тернистом пути в научной карьере в Германии является грамотное написание и оформление кандидатской диссертации. Чтобы получить степень «кандидат наук», немецкие высшие учебные заведения разрабатывают и предлагают своим студентам традиционную и структурированную модель диссертации.

Все те, кто желает достичь вершины научной карьеры, как в Германии, так и в России, должны грамотно написать кандидатскую диссертацию (Promotion). Среди всех стран Западной Европы Германия занимает первое место по общему количеству написанных и защищенных диссертаций. Ежегодно сто двадцать немецких ВУЗа присваивают ученую степень двадцати пяти тысячам студентов из разных стран, конечно, и из России тоже. Для того чтобы получить степень «кандидат наук» им предстоит пройти структурированный или традиционный путь.

Структурированная модель учебного плана

Для всех тех, кто предпочитает строгое академическое обучение и жесткую дисциплину в учебе, отлично подойдет структурированный метод обучения. Именно такие возможности для написания диссертаций представляют аспирантские колледжи, которые в Германии основали несколько лет назад, для поддержки научного обучения. Среди иностранных студентов эти колледжи пользуются заслуженной популярностью.

Колледжи для научных аспирантов позволяют учащимся проводить различные исследования под контролем и руководством уже состоявшихся ученых. В первый год своего обучения будущие кандидаты наук должны посещать семинары и лекции, участвовать в различных научных дискуссиях. Уже последующие пару лет они будут заниматься своей диссертацией.

Все те, кто желает обучаться именно по такой модели, должны направить свою заявку в выбранный колледж, который соответствует специальности. Затем претенденты будут приглашены на собеседование и тестирование в специализированный центр для определения квалификации. Многие колледжи теперь даже не требуют специального присутствия соискателя, они могут провести с ним собеседование, воспользовавшись каналом видеоконференции.

Традиционная модель учебного плана

Большинство будущих кандидатов предпочитают классические методы написания своей диссертации. Эта модель потребует от человека большей самостоятельности и мотивации к успеху. Тему диссертаций и сроки сдачи студенты выбирают самостоятельно. Кроме того, аспирант в этом случае вынужден сам заниматься поиском научного руководителя, что тоже совсем не просто.

Очень важным моментом здесь является то, что выбранный руководитель должен проводить исследования в той области наук, которая соответствует теме диссертации. В этом случае профессор станет курировать научную работу, а в случае возникшей необходимости окажет индивидуальную помощь и поддержку. Получается, что традиционная модель по сравнению со структурированной дает человеку больше свободы и гибкости, но требует больше усердия и затрат своих усилий.

Часто кафедры публикуют на своих сайтах объявления о наборе аспирантов, но молодые ученые могут и не дожидаться объявлений и самостоятельно подать заявление на защиту диссертации на выбранном факультете. Большинство российских специалистов именно так и делают, отправляют электронное письмо профессорам, затем получают приглашение на собеседование и работу в качестве практикантов. Уже позже такому молодому ученому могут предложить защитить диссертацию.

В написании и защите диссертации в Германии многие молодые люди видят множество преимуществ. Во-первых, это достаточное количество научной литературы, возможность пользоваться электронными изданиями, огромной библиотекой. Несомненно, что написание диссертации в России, проходит намного сложнее, так как достать иностранную литературу зачастую достаточно проблематично. Кроме того, в Германии существует хорошая финансовая поддержка для аспирантов. Человек имеет возможность заниматься научной работой и не думать о бытовых проблемах.



ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТА

О размещении объявлений о защите и файлов авторефератов диссертаций в сети Интернет

Председателям советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук

Согласно п. 16. Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 475) объявление и автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук размещаются в сети Интернет Министерством образования и науки Российской Федерации. Диссертационный совет не позднее, чем за один месяц до защиты направляет по адресу referat_vak@mon.gov.ru текст объявления и автореферат диссертации.

С требованиями ВАК по оформлению объявления о защите можно ознакомиться здесь.

Порядок опубликования объявления и автореферата диссертации на соискание ученой степени доктора наук не изменился.

Источник: Министерство образования РФ



Прыг: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Скок: 10 20 30

кровмаркет отзывы
Аюрведа - индийская медицина.