ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Каждый магистр захочет стать аспирантом

Интеграция российской высшей школы в Европейское пространство заставляет по-новому взглянуть на систему высшего профессионального образования. Дипломы магистров легко сопоставимы во всех странах и обеспечивают мобильность в трудоустройстве.

Качественное образование по международным стандартам открывает перспективные возможности строить научную, или бизнес-карьеру как в России, так и за рубежом.

В условиях обновления Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования многие университеты рассматривают реализацию магистерских программ подготовки как одно из приоритетных направлений своей деятельности. Однако, не секрет, что ряд российских университетов в этой связи сегодня столкнулись с проблемами обновления формы и содержания образовательных услуг. Создание эффективных механизмов развития факультетов и специальностей, согласно международным стандартам образования − процесс длительный и не простой.

Трудности переходного периода

Одним из результатов реформы высшего образования является переход на уровни высшего профессионального образования: первый − это бакалавриат со сроком обучения 4 года, и магистратура со сроком обучения 6 лет (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). Переход на 2-х уровневую систему образования в России находится в процессе становления. Далеко не все вузы к настоящему время готовы к реформам. Не все имеют возможность предоставлять образовательные услуги по всему спектру направлений подготовки и специальностей, не все могут иметь магистратуру, аспирантуру. Поэтому при выборе вуза в настоящее время важно учитывать не только специализацию учебного заведения, но и возможность продолжать обучение в его стенах магистратуре, аспирантуре. В силу специфики некоторых профессий, после 4-х летней подготовки, предусмотренной программами бакалавриата, для более успешной практической деятельности, имеет смысл пройти 2-х летний курс магистратуры.

Переход на европейские стандарты, безусловно, сулит ряд ощутимых преимуществ выпускникам в будущем. Но в процессе переходного периода с определенными сложностями приходится сталкиваться не только высшим учебным заведениям, но и будущим студентам. При новой системе важно сделать правильной выбор программы и формы образования: сколько лет вы готовы потратить на обучение, нужно ли высшее образование, достаточно ли степени бакалавра, или интересует полное высшее образование – магистратура, или есть желание поскорее поступить в аспирантуру. Ответы на эти вопросы помогут вам понять, с чего начать (колледж или бакалавриат), и на чем закончить (магистратура или аспирантура).

Зачем придумали магистратуру?

Магистр – это вторая (после бакалавриата) ступень, самый высокий уровень профессионального образования. Обучение в магистратуре позволяет дополнить базовое образование и получить степень магистра по профильному направлению или по другой специальности. Главное преимущество магистратуры - формирование опыта профессиональной деятельности, то есть глубокое понимание практических проблем, получение практических знаний по конкретным сферам профессиональной деятельности. В то же время, обучение в магистратуре дает возможность получить ценный опыт научно-исследовательской работы.

Обучение в магистратуре – это не просто вопрос престижа, но объективная необходимость для построения успешной карьеры по таким направлениям как социология, экология и природопользование, юриспруденция, политология, экономика, менеджмент. В феврале 2011 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Академии МНЭПУ дано право на ведение образовательной деятельности по данным направлениям подготовки магистров.

Программы магистратуры разделяются на исследовательские, когда студенты под наблюдением курирующего преподавателя самостоятельно проводят исследования в интересующей их области, и обучающие, состоящие из лекций и семинаров с последующей защитой итоговой работы. Срок обучения по очной форме – 2 года. Возможно обучение в магистратуре по заочной форме длительностью 3 года.

После магистратуры (или специалитета) обучение можно продолжить в аспирантуре. В России обучение в аспирантуре длится 3 года (при заочной форме – 4 года). Аспирантура − формa повышения квалификации, с целью подготовки к соисканию ученой степени кандидата наук. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук и может продолжить обучение в докторантуре. Аспирантура – путь для тех, кто желает посвятить себя научной деятельности и чувствует свое призвание в этой области.

В аспирантуре вы приобретаете умение организовывать и реализовывать проекты, завязывать контакты в профессиональном сообществе. Аспирантура – это возможность накопить социальный капитал.

Если вы обладаете хорошими навыками самоорганизации, то аспирантуру можно совмещать с работой. Для этого существуют такие формы как заочная аспирантура и соискательство.

Аспирантура становится полезной

Целесообразность обучения в аспирантуре в последнее время ставилась под сомнение студентами, ориентированными на быстрый карьерный рост. Учеба в аспирантуре ассоциировались с непомерными интеллектуальными, временными и финансовыми затратами, а жизненные перспективы и практические выгоды в процессе и после получения ученой степени, всегда представлялись весьма туманными. Однако, по мере интеграции в европейское образовательное пространство, российская аспирантура обретает новые привлекательные черты.

Деньги, слава, связи

К учебному процессу активно привлекаются ведущие специалисты из отечественных и зарубежных партнерских организаций, профессора из университетов Европы и США. Аспиранты получают все больше возможностей претендовать на различные гранты и стипендии, участвовать в международных конференциях, стажировках, налаживать полезные контакты и связи. Размеры и стипендий и грантов могут быть весьма впечатляющими. Но участвовать в конкурсах на их получение, как правило, могут только представители официальных организаций (студенты, аспиранты, научные работники).

Два в одном

Аспирантура может стать реальной альтернативой второму высшему образованию. Например, если вы уже имеете высшее образование филолога, или психолога, но хотите стать специалистом еще в какой-то другой области. В аспирантуре Академии МНЭПУ можно получить послевузовское профессиональное образования по наиболее приоритетным сегодня областям науки: экологии, геоэкологии, политологии, экономике и юриспруденции.

Карьерный рост

Нередко приходится слышать о том, что наличие ученой степени у кандидата, никак не повышает его рейтинг в глазах работодателя. Это не совсем так. Наличие ученой степени по-прежнему помогает делать карьеру госслужащим. Во многих органах исполнительной, законодательной и судебной власти при распределении должностей до сих пор учитывается факт наличия ученой степени. Особенно, если речь идет о ключевых позициях.

Сильная мотивация

Платная аспирантура – это отличный стимул не останавливаться на полпути! Ваш выбор будет более осознанным, а отношению к учебе – более серьезным. Не секрет, что аспиранты бюджетных отделений нередко бросают аспирантуру от разочарования, усталости, или просто от лени. Вложение собственных денег в аспирантуру выступает дополнительной страховкой от желания бросить учебу раньше времени: чем больше личных ресурсов вы потратите на обучение, тем сложнее будет отказаться от защиты кандидатской диссертации. Затраченные средства и усилия не должны пропасть даром!



АСПИРАНТУРА - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аспиранты РФ проведут конференцию против незаконного призыва в армию

12 мая в Москве аспиранты проведут конференцию по борьбе с призывом в армию. Организаторы мероприятия заявляют, что только в столице десятки обучающихся в аспирантуре получили повестки об отправке в войска. В Минобрнауки и вузах называют призыв аспирантов незаконным, в Минобороны перекладывают ответственность на призывные комиссии военкоматов, а суды по жалобам аспирантов выносят противоположные решения.

Один из организаторов аспирантской антипризывной конференции Сергей Качалин уже месяц должен был находиться в армии. Останкинский военкомат Москвы обязал аспиранта Московского государственного технологического университета «Станкин» еще 11 апреля явиться с вещами на сборный пункт.

Вместо этого Качалин вместе с другими попавшими под призыв аспирантами сочинили письмо президенту Медведеву и принялись собирать подписи. На конференции подписные листы соберут, и в пятницу направят письмо адресату.

Главу государства просят отменить уже принятые решения об отправке аспирантов в войска и убрать из статьи 24.2 закона «О воинской обязанности и военной службе» упоминание об аккредитации аспирантуры. Нынешнюю формулировку статьи закона можно трактовать двояко: и как требование к вузам иметь аккредитацию вообще, и как требование иметь аккредитацию на подготовку аспирантов. Аккредитацию второго вида не имеет ни один вуз, потому что дипломы кандидата наук выдают не университеты, а Высшая аттестационная комиссия Минобрнауки (ВАК). Вузы имеют аккредитацию только на подготовку студентов, а на подготовку аспирантов получают лицензию, и в Минобрнауки считают это достаточным. Это же сказано в разосланном ректорам вузов 3 мая разъяснении. Там утверждается, что для получения отсрочки аспиранту необходимо представить в военкомат три документа: диплом вуза, справку о зачислении в аспирантуру и копию лицензии вуза на право подготовки аспирантов.

В Минобороны закон трактуют по-другому. Сергей Качалин говорит «НИ», что повестку о явке в войска получили уже 15 аспирантов его вуза. Авторы письма президенту утверждают, что аспирантов также пытаются призвать в Санкт-Петербурге, Самаре, Омске и Ульяновске. Представитель Минобороны Игорь Конашенков на вопрос «НИ», подлежат ли призыву аспиранты, отвечать отказался. Полковник Конашенков лишь сослался на то, что в призывные комиссии входят представители органов образования и местных властей, которые Минобороны не подчиняются, и «решение о призыве принимают они».

Единого мнения по поводу аспирантов у призывных комиссий нет. Когда в конце минувшего года в Воронеже разразился скандал с попыткой призыва 485 аспирантов, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев как глава областной призывной комиссии постановил аспирантов в армию не брать, и повестки аннулировали. В этот призыв воронежских аспирантов также не трогают, но подписи под письмом президенту в Воронеже все равно собирают. Аспирант Воронежского государственного педагогического университета Сергей Панарин пояснил «НИ», что губернатор защитил «только тех аспирантов, которые уже учатся, а про новых пока ничего не известно».

Защитили своих аспирантов и некоторые московские вузы. В отделе аспирантуры МГУ «НИ» сообщили, что «вопрос утрясается», и «мы своих ребят в обиду не дадим». По словам Сергея Качалина, его знакомым аспирантам МГУ военкоматы действительно заменили повестки о явке в войска на повестки прийти в военкомат 30 июня (весенний призыв заканчивается 15 июля). В некоторых столичных военкоматах аспирантов и вовсе не трогают. Военный комиссар Преображенского района Москвы Сергей Бронников заверил «НИ», что повестки аспирантам не шлет: «Только учиться. Никакой армии».

Попавшие же под призыв аспиранты ищут защиты в судах. На следующей неделе в столице будет рассмотрено больше десятка дел. Владимир Тригнин из Военной коллегии адвокатов говорит «НИ», что сложившейся практики по делам о призыве аспирантов нет. Уже вынесено два решения: одно – в пользу аспиранта, второе – в пользу военкомата, и оба решение обжалуются в вышестоящем суде. Адвокат Тригнин рекомендует аспирантам получить у военкомата письменный запрос о том, чтобы они принесли аккредитацию аспирантуры, и затем обжаловать его в прокуратуре как «требование предоставить несуществующий документ». Однако, по словам адвоката, если аспирант после получения повестки придет в военкомат, его призовут «с вероятностью 99%».

Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, Новые известия

История вопроса:

За последнее время под призыв, несмотря на отсрочку, попали аспиранты в Москве, Петербурге, Воронеже и других городах РФ. В то же время Минобрнауки РФ и Минобороны заверяют, что аспиранты-очники российских вузов имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения и период защиты диплома.

Качалин сказал, что раньше постановкой на учет в военкоматы занимались сами вузы, они готовили справки в военкоматы о том, что человек продолжает обучение. Сегодня аспиранты должны самостоятельно приносить документы и оформлять отсрочку.

"Раньше такого никогда не было, чтобы каждый аспирант сам ходил в военкомат. Аспиранты приносили документы, оформляли отсрочку и три года их никто не трогал. Потом они либо защищали кандидатскую и освобождались от службы в армии, либо могли получить еще отсрочку на защиту диссертации, потому что не всем удается написать и защитить диссертацию за три года", - сообщил собеседник агентства.

По мнению члена инициативной группы, эта проблема появилась еще в прошлом году, когда в Воронежской области около 400 аспирантов получили повестки.

"В Минобороны говорят, что это нормальная практика - индивидуальное общение с аспирантом. Но зачем это индивидуальное общение нужно? Ведь в министерстве признают, что аспиранты имеют право на отсрочку. Вы хоть раз съездите в военкомат и посмотрите, какой дурдом там происходит. Этой весной я там был и потратил 4 часа, чтобы пройти медкомиссию. Потом меня направили на призывную медкомиссию и там мне вручили повестку на воинскую службу", - сказал Сергей Качалин.

Он добавил, что на данный момент организован сбор подписей под письмом главе государства с требованием остановить призыв. По его словам, уже сейчас под ним подписалось несколько сотен аспирантов из разных учебных заведений России, но "многие подписываться просто боятся".

Справка: Кто имеет право на отсрочку от армии в России

В соответствии с российским законом о воинской обязанности ряду категорий граждан предоставляется или может быть предоставлена отсрочка от службы в армии страны.

Кто имеет право на отсрочку от армии в России
© РИА Новости, Инфографика. Артем Семенов

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", отсрочка от призыва на военную службу предоставляется решением призывной комиссии.

Основания для предоставления отсрочки приводятся в статье 24 закона "О воинской обязанности и военной службе". В подпункте "а" пункта 2 упомянутой статьи закона право на отсрочку имеют учащиеся учреждений общего образования (гимназий, школ и т.д.) до достижения 20 лет.

Кроме того, отсрочка от службы в армии предоставляется призывникам, на попечении которых находятся близкие родственники, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном уходе, а также опекуны или попечители несовершеннолетних родных братьев и сестер и т.д.

Источник: РИА новости


НАПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТРУДОВ

Как написать диссертацию: общие правила работы

Автор: Александр Tимypович Mapьянoвич, доктор биологических наук, профессор кафедры нормальной физиологии Российской Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (ВМедА) (Санкт-Петербург).
1. Распорядок дня

Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности — неразумный распорядок дня. Диссертанты любят объявлять себя «совами», что дает им моральное право не начинать работу над текстом диссертации до позднего вечера.

Военная служба научила нас, что, если обстоятельства заставят, любая сова довольно скоро научается петь жаворонком. Во всяком случае, попробовать стоит. Ложитесь в 8-9 часов вечера и вставайте не позднее 4 часов утра. Ведро холодной воды на голову, большая чашка кофе, и в вас проснутся такие творческие силы, о существовании которых вы и не подозревали. Но научные работники — упрямый народ, и после целого дня бестолковой беготни наш диссертант, пожелав домочадцам спокойной ночи, садится в кухне за стол и пытается с помощью кофе и сигарет одолеть накатывающее на него отупение. Не надо упрямиться, последуйте доброму совету, и вы сбережете время, силы и здоровье. Если же вы — счастливый аспирант и не обязаны ежедневно ходить «в присутствие» к девяти утра, попробуйте другой вариант режима. Один-полтора часа сна (не больше и не меньше) примерно с шести-семи вечера, подъем, ведро воды, чашка кофе и «ай да Пушкин!». Четыре-пять часов напряженной работы и снова отбой. Днем можно перепечатывать написанное ночью и заниматься чем угодно, лишь бы не пропустить время вечернего сна.

Любой из названных вариантов смещенного режима сокращает количество ваших контактов с людьми, что также сберегает время и силы. Некоторая отрешенность от суеты — обязательное условие любого творчества. Еще Плиний жаловался, что в Риме невозможно писать: мешают светские обязанности. А ведь тогда не было главного зла — телефона! На телефонные звонки ваши близкие будут отвечать: «Он(а) спит. Разбудить?» — «Спасибо, я позвоню в другой раз». Так что смещайте режим и живите на своей собственной планете.

Есть еще два заклятых врага автора — алкоголь и телевизор. Если с первым злом большая часть творческих людей как-то научилась хотя бы временно справляться, то второй враг становится все более коварным. Современное ТВ живет на доходы от рекламы, главное же требование рекламодателя таково: взглянув на экран, зритель не должен найти в себе силы от него оторваться. Организуйте свою жизнь так, чтобы никогда даже не проходить мимо работающего телевизора. «Я посмотрю пять минут и вернусь за стол», — чтобы выполнить это, нужно обладать патологической силой воли. Разумеется, со своего рабочего места вы не должны слышать телевизор. Если вам трудно «посадить себя за стол», последуйте совету профессора В. И. Бегуна: работайте в одном и том же месте, водно и то же время суток и в одной и той же одежде. Все эти мелочи помогут вам примириться с неизбежным.

2. «Единым духом»

Профессор Алексей Николаевич Максименков (1906-1968) в своей замечательной книге "Лекции по методике научно-исследовательской работы" (1972) дает мудрый совет: делать перерывы между написанием глав диссертации, но каждую отдельную главу писать единым духом, пока содержание уже написанных частей свежо в памяти. Это прекрасное правило стоит толковать расширительно: всю диссертацию (первый вариант ее) следует написать как можно быстрее. Конечно, от вас потребуется большая «мощность», но общий объем усилий существенно сократится. Этому есть две причины:

  1. Человек удивительно быстро забывает даже то, что написал сам, в результате появляются повторения и противоречия в данных и их трактовке.
  2. Человек подсознательно стремится уйти от интеллектуального и эмоционального напряжения, связанного с сочинительством. Отложив работу над диссертацией, вы с каждым днем испытываете все большее желание забыть о ней навсегда. Горькое лучше глотать быстро.

Временную норму определить трудно, но за два месяца вы должны справиться с «первым вариантом» кандидатской диссертации. Бывали случаи, когда это делали за две недели или за месяц. Так что восемь недель, наверное, разумный срок при условии, что автор в это время будет ходить «в присутствие» не чаще одного раза в неделю и не будет обременен сверх меры домашними делами.

3. Проблема последовательности изложения

Перед вами чистый лист бумаги или монитор компьютера, на котором вы должны полно и ясно изложить какие-то факты и объяснить их значение. Для начинающего автора это — почти непосильная задача. По опыту своих первых публикаций он уже знает, что такое «стресс чистого листа». Главная проблема состоит для него не в поиске удачных выражений (хотя и это трудно), но в последовательности изложения. Невероятно трудно сказать все, ничего не упустив и нигде не повторившись («правду, одну только правду и ничего, кроме правды»). Диссертант отвечает на эту ситуацию одной из двух возможных реакций. Более распространенная из них — неспособность начать, ступор. Другой вариант — обилие слов, метание от одного предмета к другому и постепенно нарастающее ощущение хаоса.

Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете. Вам удается нащупать отдельные ее элементы, но вся система в целом ускользает от вашего мысленного взора.

Синтетический метод. Первый способ выйти из этого положения таков. После долгих мучительных попыток определить оптимальный порядок изложения автор, подгоняемый сроком сдачи диссертации, оставляет эти попытки и излагает материал фрагментами, начиная с того, что легче поддается описанию. Фрагменты, лучше в печатном виде, он раскладывает на широкой плоской поверхности (проще говоря, на полу) и, просматривая взглядом содержание каждого, снабжает его кратким заголовком (в одно-два слова). Потом он пробегает взглядом по этим рабочим заголовкам и вскоре замечает, что между содержанием двух-трех фрагментов есть некоторая близость, и располагает их рядом. Появляется первое идейное ядро, потом таким же образом — второе, третье и т. д. Позже удается найти логическую связь между этими группами и объединить их в группы второго порядка, те — в группы третьего порядка. Как правило, на этом процедура систематизации заканчивается. Фрагменты располагают один за другим и с помощью коротких связующих предложений создают текст. Заметим, что сделать это на мониторе (без распечатки черновиков) начинающему автору трудно, а скорее — невозможно. «Глубина» материала более чем в две ступени создает слишком большую нагрузку на оперативную память диссертанта. Процедуру систематизации фрагментов вы проведете быстрее, если с самого начала решите для себя вопрос о том, что именно является системообразующим фактором в вашей области науки, то есть по какому признаку следует классифицировать материал. Правильно определив такой системообразующий фактор, вы продумываете наилучшую последовательность изложения данных.

Аналитический метод. В центре большого листа плотной бумаги карандашом рисуем круг и пишем в нем название диссертации, например: «Влияние фактора Х на объект Y в условиях Z». Названия крупных частей будущего текста помещаем в кружках меньшего размера, расположенных вокруг основного,например: Введение, Обзор литературы, Методы исследования и т. д. до Выводов и списка литературы. Производим еще одну операцию дробления. Например, Методы исследования разделятся на:

  • объект исследования — больные определенной категории, здоровые испытатели, лабораторные животные или культура клеток;
  • способы воздействия на объект — способы лечения, вводимые в организм или клеточную культуру биологически активные вещества, измененные условия внешней среды и т. п.;
  • регистрируемые параметры биообъекта — физиологические, биохимические и прочие показатели.

Если вы сомневаетесь в необходимости какого-либо элемента схемы, то помечаете это удобным вам способом, например, вместо гладкой окружности рисуете волнистую линию. Когда будете писать текст, вопрос «нужен — не нужен» решится сам собой, а до того момента неплохо иметь запас идей. Так границы будущей главы (или раздела крупной главы), ее элементы и связи между ними будут почти окончательно определены до того, как первое слово текста ляжет на бумагу. Еще большая концентрация мысли достигается применением символов и пиктограмм. При этом автор одним взглядом охватывает во много раз больший материал, чем если бы он был выражен словами. Манипулирование идеями «в чистом виде», без попыток их словесного выражения позволяет сделать структуру будущего изложения максимально логичной и ясной. Случайные повторения смысловых единиц почти исключаются: Когда строгая логическая последовательность элементов будет определена, вам останется лишь прокомментировать ее в немногих словах. Это и будет текст вашей работы..

Компиляция. Сходство двух способов структуризации материала очевидно, противоположен только порядок действий — укрупнение в первом случае и дробление во втором. Укрупняя материал, автор, как правило, использует не символические записи фактов и идей, а фрагменты текстов. Здесь смысловое единство легко может быть подменено словесным сходством и синтез превратится в простую компиляцию. Внимательный читатель это обязательно почувствует. Так что выбор метода — за вами. Если вы все же выбрали синтетический метод, сделайте максимально краткие и крупные заголовки для всех фрагментов текста (можно использовать аббревиатуры, символы и пиктограммы) и работайте именно с ними, не обращая внимания на то, подходит ли последнее предложение одного фрагмента к первому предложению другого. Изменения в них вы успеете внести при редактировании.

Недостатком «аналитического» метода является то, что он требует некоторой тренировки, но затраты времени быстро окупаются качеством изложения. Однако иногда случается, что обилие материала или отвлеченность темы сочинения ломают все попытки автора, уже имеющего некоторый опыт научно-литературной работы, применить этот метод.При написании текста диссертации очень важно все время помнить, что пишете вы ее не для себя, а для читателя. Поэтому структура диссертации должна отражать природу предмета вашего исследования, а не последовательность ваших экспериментов и наблюдений, то есть саму истину (насколько это возможно, конечно), а не ваши метания в попытках ее найти.

4. Не более одного рукописного черновика

Если вы все еще пишете первый вариант текста от руки, соблюдайте правило: не более одного рукописного черновика, то есть написали и сразу же перепечатайте. Причины совета таковы:

  • человеку свойственно менее критическое отношение к собственной работе, чем к чужой. Начинающему автору написанный им текст кажется понятным и не требующим доработки. Печатная форма создает хотя бы небольшой «эффект отчуждения», и потому к такому тексту легче отнестись критически и редактирование будет более успешным.
  • печатная форма позволяет охватить взглядом сразу большой фрагмент текста, что также облегчает редактирование.
  • объем текста диссертации измеряется количеством машинописных страниц (напоминаем, одна такая страница вмещает примерно 1800 знаков, считая вместе с пробелами).

5. Контролируйте объем написанного

Желательно уже на первых этапах работы над текстом ориентироваться в том, сколько вы сделали и, главное, не слишком ли много написали. Примерный объем глав и разделов кандидатской диссертации таков: Введение — примерно пять страниц, Обзор литературы — 20-25, Методы — 15, Результаты и обсуждение — около ста страниц. Приведенные ориентировочные цифры касаются только текста в строгом смысле слова, без учета таблиц и рисунков, количество которых ничем, кроме здравого смысла, не ограничено.

Правку текста автору и научному руководителю удобнее производить, если первый вариант диссертации отпечатан с широкими полями. Это позволяет размещать обширные вставки, многочисленные эскизы иллюстраций и рабочие пометки. Последние необходимы в случае, когда читающий считает необходимым перенести большой фрагмент текста из одного раздела диссертации в другой, устранить дублирование или дополнительно проверить изложенные факты. Расширить поля при работе на компьютере нетрудно.

6. Избегайте дублирования текста

Каждый раз, садясь за компьютер, чтобы что-нибудь изменить в тексте, начинайте с того, что снимайте с текстового файла копию и работайте только с ней, а оригинальный файл (предыдущую версию текста) отправляйте в специально созданную папку под названием «АРХИВ». Желательно также в имя файла включать дату его создания или изменения, например «глава Результаты_100922», что означает, что вы последний раз работали с этим файлом 22 сентября 2010 года. Если дата изменения входит в имя файла, вы можете держать в рабочей папке 2-3 последние версии, выстроенные в хронологическом порядке.

Если вы трудитесь над текстом попеременно дома и на службе, надо сразу приучить себя по окончании работы обязательно переписывать новую версию файла на флешку и помечать ее «100922_домой» или «100922_на службу». Практически каждому автору случалось расплодить компьютерные версии своего текста и потом одну и ту же правку вносить по несколько раз. И эта проблема может быть решена чисто «машинным» путем: есть программы сравнения текстов, выделения правки и т. п., но абсолютное большинство авторов в своем компьютерном развитии до таких изысков не доходят и просто «пишут в Word'e».

7. Отсылки

Иногда автор ощущает необходимость сказать об одном и том же предмете в двух или нескольких главах (разделах глав). В этом случае он должен выбрать ту главу или тот раздел, содержанию которых данный фрагмент текста соответствует в наибольшей степени, а в остальные поместить отсылки. Если разделы глав пронумерованы, отсылки будут короткими и не нарушающими хода повествования, например: «вопрос о (том-то) рассмотрен нами в разделе 3.2» или «обсуждение этих результатов см. в разделе 5.3».

Может случиться, что фрагмент будет в равной степени соответствовать содержанию двух глав. Поместите его в любую. В процессе редактирования ваша диссертация сильно изменится, и тогда, если сочтете нужным, вы поменяете местами фрагмент и отсылку.

8. Последовательность написания глав и разделов текста

Начинающему автору трудно решить, в какой последовательности готовить главы диссертации. Чаще всего он начинает с Обзора литературы, поскольку чувствует настоятельную потребность свести воедино все, что он узнал из книг и журналов о предмете своего исследования. За Обзором следуют Методы — автору легче говорить о чем-то конкретном. Потом он изложит Результаты, проанализирует их в Обсуждении (или напишет несколько «комплексных» глав Результатов и Обсуждения — приемлем любой из этих двух вариантов, о чем подробнее сказано в соответствующих главах данной книги) и сформулирует Выводы. Казалось бы, остается дополнить диссертацию некоторыми обязательными аксессуарами — Введением, Списком литературы, Оглавлением и т. п. — и первый вариант текста может быть представлен научному руководителю. Вот тогда-то и окажется, что Выводы не отвечают ни стандартам, принятым для диссертаций, ни замыслу руководителя.

В общем, Выводы вы радикально переделываете, и тут оказывается, что нужно вносить существенные изменения и в Результаты (излишнее для подтверждения новой версии выводов — убрать, недостающее — добавить). Обсуждение изменится еще больше. Описание некоторых методик исследования окажется ненужным, другие, наоборот, потребуют более детального изложения.

Даже если всего этого не произойдет (что очень маловероятно), уж литобзор обязательно окажется не соответствующим своему назначению. Это — правило без исключений. Автор, сдавший на своем веку более полусотни различных экзаменов, не может отказаться от укоренившейся привычки и вместо доказательства необходимости проведения данного конкретного исследования готовит пространный конспект всего, что знает по избранной теме. Оказывается, литобзор надо писать заново (именно заново, любая переработка старого текста нужного результата не даст). Так что же остается от текста? Множество фрагментов длиною в 10-12 строк и ощущение собственной несостоятельности. Муки творчества укрепляют дух автора и дают ему ценный опыт, но приводят к потере времени и сил.

Тем не менее обычная последовательность написания разделов диссертации, применяемая большинством авторов, такова:

  1. Обзор литературы (1-я версия);
  2. Методы исследования;
  3. Результаты исследования;
  4. Обсуждение результатов (если оно отделено от Результатов);
  5. Заключение (если есть);
  6. Выводы;
  7. Практические рекомендации (если есть);
  8. Обзор литературы (2-я версия);
  9. Введение.

За ними следуют «аксессуары»:

  • Приложения (если есть);
  • Список сокращений;
  • Литература (список);
  • Оглавление;
  • Титульный лист.
Источник: Элитариум


Прыг: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Скок: 10 20 30